Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.

с.2

II. ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ”

1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.4

2. Работа сновидения сновидений. с.7

3. Техника и методы толкования сновидений. с.12

4. Образы и символы сновидений. с.13

5. Цензура сновидений. с.18

6. Исполнение желаний. с.19

7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.21

8. Детские сновидения. с.23

9. Источники сновидений. с.24

10. Пси-система сновидений.

с.25

11. Сны и телепатия.

с.26

12. Царский путь.

с.27

ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1. Теории сновидений.

с.31

2. Современный метод толкования сновидений. с.31

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

с.33

IV. ЛИТЕРАТУРА.

с.35

Работа состоит из  1 файл

Фрейдистская.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Женские половые органы             

Все предметы, ограничивающие полое пространство, способные что-то принять в себя - шахты, пещеры, сосуды, коробки, чемоданы, банки, карманы, ящики, шкатулка для украшений, замoк;

 

Судно, шкафы, печи, комнаты, двери, ворота;

 

Материалы - дерево, бумага, предметы из этих материалов - столы, книги;

 

Животные - улитка, раковина; цветы, цветение;

 

Строения - церковь, часть тела - рот, ландшафт с лесом, садом и водой

Гениталии вообще              Маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь

Волосы на гениталиях              Лес, кустарник

Грудь              Плод, фрукты - яблоки, персики

Любимые лица              Драгоценности, сокровища

Половое наслаждение              Сладости

Самоудовлетворение              Игра, игра на фортепьяно, скольжение, скатывание, срывание ветки

Кастрация              Выпадение или вырывание зуба,стрижка волос,облысение,обезглавливание

Грубые желания, страсти              Дикие звери

Половой акт             

Ритмическая деятельность - танцы, верховая езда, подъемы (по лестницам и т.д.), угроза оружием;

 

Переживания, связанные с насилием - быть задавленным.

 

 

Благодаря этим параллелям к символике сновидений можно также оценить

характерную особенность психоанализа, благодаря которому он становится

предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться ни психология, ни

психиатрия. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень

многими другими гуманитарными науками, с мифологией, с языкознанием, с

фольклором, психологией народов и религиоведением. Душевная жизнь отдельного

человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с

помощью которых мы можем разрешить или по крайней мере правильно осветить

некоторые тайны из жизни человеческих масс.

Таким образом, цепочки, четки символов, которые несет с собой сон, могут

вытягиваться бесконечно, но их соответствие конкретным предметам остается

всегда двусмысленным, поскольку в последней инстанции сам сон с его глубинными

течениями, определяет смысл, углубляет его или делает более детальным,

расширяет или переворачивает с ног на голову, превозносит или сводит на нет;

сновидение определяет символ,  а  не символ  — сновидение. Особой чертой

образов и символов сновиде является то, что они чрезвычайно насыщены

эмоциями. Фрейд специально привлекает наше внимание к этому важному

эмоциональному опыту, предоставляе сновидением: "Скорее через свой

эмоциональный фон,  чем  через  репрезентативное содержание,  — уточняет он, —

сон представляет для нас психологиче опыт".

[26] Это суждение даже слишком осторожно; на основе личных сновидений

каждого можно пойти в своих выводах дальше: в этом случае сон предстанет как

момент полного эмоционального осво, игры эмоций, находящей разрядку в

себе самой, внутренний опыт, вибрации которого продолжают и в период

бодрствования, вызывают тонкую, гармоничную музыку, поддерживающую жизнь, и

благо ей мы получаем силы для осуществления своих самых сложных действий.

В  распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, знание

символики не осознается в состоянии бодрствования и относится к его

бессознательной духовной жизни. Символические  отношения не являются чем-то

таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы

сновидения, благодаря которой они выражаются. Такая же символика используется

в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом

словоупотреблении и поэтической фантазии.Символика   в других указанных

областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы

используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и

отношений.

     5.Цензура сновидения.

Пропуск, модификация, перегруппировка материала - таковы действия цензуры

сновидения и средства его искажения. Нельзя понимать выражение цензуры

слишком буквально в виде некоего цензора. Это - удобный термин для

обозначения динамического отношения. Усилия  перейти от элемента сновидения к

его бессознательному натолкнулись на сопротивление, которое различается по

своей величине - в одних случаях оно огромно, в других незначительно. То, что

при толковании проявляется как сопротивление, теперь в работе сновидения

выступает его цензурой.

Тенденции, против которых направлена цензура - те, которые по своей природе

безусловно достойны осуждения, неприличны в этическом, эстетическом,

социальном отношении, это явления, о которых не смеют думать или думают с

отвращением. Эти отвергнутые цензурой желания являются прежде всего

проявлением безграничного беспощадного эгоизма. И действительно, собственное

Я в любом сновидении играет главную роль. Свободное во сне от всех этических

уз Я идет навстречу всем притязаниям влечений, в том числе и таким, которые

давно осуждены нашим эстетическим воспитанием и противоречат всем этическим

ограничительным требованиям. Стремление к удовольствию (либидо)

беспрепятственно выбирает свои объекты и охотнее всего именно запретные.

Безудержно может проявляться также ненависть. Эти отвергнутые цензурой

желания как будто бы поднимаются из настоящего ада.

Сила искажения тем больше, чем хуже отвергаемое цензурой желание и чем больше

в это время требование самой цензуры. Искажение сновидения является

следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против

неприличных побуждений, шевелящихся в нас время ночью во время сна.. Видевший

сон отвергает их во многих случаях.

Желания сновидения, которые нарушают наш сон, нам неизвестны, мы узнаем о них

только из толкования сновидений; их можно поэтому назвать бессознательными в

данное, после того как узнал о них благодаря толкованию. таким образом мы

готовы предположить, что в душевной жизни есть процессы, тенденции, о которых

человек вообще ничего не знает. Сновидение испытывает деформирующее влияние

внутренней цензуры: если сновидение кажется нам непонятным и абсурдным, то

это потому, что его образы, как и все элементы бессознательного, находятся

под влиянием, по словам Фрейда, "цензуры", общей функции, действующей при

переходе от одного состояния к другому, а особенно от  бессознательного к

сознатель. Не имея такого резкого и непримиримого характера, как в

период бодрствования, цензура в определенной степени оказывает свое давление

на последовательность образов сновидения, манипулирующих информационные

сообщения так, что они становятся неузнаваемыми: слова, фразы, целые

параграфы изымаются, появляются самые неожиданные связи и удиви­тельны

последовательности фактов. Нелегко с точностью установить, каковы психические

механизмы цензуры и какой властью они располагают.

Цензура  по-разному функционирует и производит различные эффекты на разных

уровнях психики; она может опираться на то, что сохранилось во сне от

бдительности Я, или искать источники в бессознательных проявлениях Сверх-Я,  то

есть в более глубоких пластах,  в противодействии влечения к смерти и влечения

к жизни. Но в целом трудно себе представить часть психики, которая даже во

время самого глубокого сна оставалась бы полностью неподвластной деформирующему

воздейст цензуры. Цензура не является единственным фактором, вызывающим

искажение сновидений.. Для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те

же переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках.

Повторение многих похожих случаев дает основание обнаружить следующий вид

отношений между элементами сновидения и его скрытым содержанием, в дополнение к

вышеперечисленным. Такое постоянно повторяющееся отношение называется

символическим, сам элемент сновидения символом

бессознательной мысли сновидения.

     6.Исполнение желаний

З.Фрейд пишет о том, что сновидения являются осуществлением скрытых желаний,

он выделяет несколько видов:

Сновидения об удобстве:”cновидение заступает на место поступка,который должен

был совершен в жизни”[27]

Сновидения страха. Фрейд высказывает мысль о том,что неприятные сновидения,

после их толкования также окажутся осуществлением желаний. По своей структуре

сновидения страха являются скрытыми искажёнными желаниями. Другим мотивом

неприятных снов являются мазохисткие компоненты психики. Иногда сновидения

страха можно рассматривать как невротические проявления.

Есть несколько причин побуждающих проявление желаний в сновидениях:

a)     Желания пробуждаются днём, но из-за внешних обстоятельств не

удовлетворяются

b)    Желания пробуждаются днём, но подавляются человеческим сознанием.

c)     Желания не относящиеся к периоду бодрствования, пробуждающиеся из

бессознания.

Работа сновидения стремится к устранению нарушающего сон душевного

раздражения при помощи исполнения желания. Искаженные сновидения мы смогли

рассматривать с тех же позиций, что и инфантильные.  Почти все сновидения

являются детскими, работают с детским материалом, с детскими душевными

явлениями и при помощи детских механизмов. В искаженных сновидениях

исполнение желания не так очевидно, его надо распознать. Желания таких

сновидений - запрещенные, отвергнутые цензурой.

Следует упомянуть о проблеме аффектов в сновидении. Оказывается, что работе

сновидения намного труднее изменить в нужном смысле аффекты, чем содержание.

Получается  ,  что работа сновидения превратила мучительное содержание мыслей

сновидения в исполнение какого-то желания, в то время как мучительный аффект

проявляется в неизмененном виде. В таких сновидениях аффект совершенно не

соответствует явному содержанию. Аффекты всегда обоснованы и не менее

значительны, чем при бодрствовании.

Но о видевшем сновидение нам известно, что он относится к своим желаниям

особо. Он отвергает их, подвергает цензуре, одним словом, не терпит их. Таким

образом, исполнение желания может доставить ему не наслаждение, а

противоположное чувство. Страшное сновидение часто является неприкрытым

исполнением такого желания. Возникающий страх является признаком того, что

вытесненное, отвергаемое желание оказалось сильнее цензуры, что, не смотря на

нее, оно все-таки пробилось к исполнению. Вместо цензуры появляется страх.

Страшное сновидение обычно ведет к пробуждению; сон прерывается , прежде чем

вытесненное желание пробьется через цензуру к своему полному исполнению.

В  самом обычном случае  "желание"  в сновидении является результатом

конкретной органиче потребности: сильная жажда или потребность в

мочеиспускании во время сна берутся на вооружение картинами сновидений,  пока

они не реализуются физиологически.

У желания, действующего в сновидении, особые свойства: речь идет прежде всего

о желании, сталкивающемся с сопротивлением, препятствиями, оппозицией своего

Я, сознания, требований морали и общества, не имеющем в период бодрствования

никакого пути к удовлетворению. Это желание "тормозится", отбрасывается

сознанием, но действие его при том не ослабевает, оно даже начинает

производить значительно большее давление в другой области психики — в

Информация о работе Фрейдистская концепция сновидений и современная наука