Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Исследование влияния пола на формирование и развитие креативности у детей младшего школьного возраста с применением теста Торренса (адаптации А.Н. Воронина) и опросника креативности Джонсона.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………
Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования ……………………………………………………………………..……24
2.2 Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25
Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27
Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕРЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
« Брянский
государственный университет
Социально-экономический институт
Факультет психологии, рекламы и связей с общественностью
Кафедра трудовой и экспериментальной психологии
Курсовая работа
Гендорные особенности креативности у детей младшего школьного возраста
Специальность
– психология
Выполнила: студентка 3го курса группы П
Денискина Екатерина Алексеевна
Научный руководитель:
кандидат психологический наук, доцент
Голубева
Галина Федоровна
Брянск 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность
как категория ………………………………………………………………………………
1.2 Особенности младшего
школьного возраста…………………………………………………………
1.3 Гендерные оссобености
развития креативности………………………………………………
Заключение по 1ой
главе…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и
методы исследования …………………………
2.2 Результаты и обоснование
эмпирического исследования……………….…………………………
Заключение по 2ой главе…………………………………………………………………
Список литературы..……………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Обьектом исследования является - креативность
Предметом исследования – гендерные особенности креативности.
Гипотеза исследования: у мальчиков и девочек по-разному проявляться гендерные оссобенности креативности
Цель настоящей курсовой работы: изучить особенности креативности у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте.
Цели конкретизируются в следующих задачах:
1) Изучить научную литературу по избранной теме
2) Исследовать креативность у мальчиков и девочек
3) Опровергнуть взаимосвязь креативности и гендера
4) Описать полученные данные и результаты
5) Сделать необходимые выводы
В Ходе исследования
были применены следующие
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития креативности у младшего школьного возраста
Наряду с интеллектом в англо-американской психологии в середине 50-х гг. выделилось и приобрело большую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, названных креативностью (от лат. сreatio - создание, сотворение)- уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.
Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.
Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж.Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди способностей можно выделить:
1) оригинальность - способность
продуцировать отдалённые
2) проблемность - способность к обнаружению и постановке проблем;
3) продуктивность (или в других источниках беглость) - способность к генерированию большого числа идей;
4) гибкость (или восприимчивость)
- чувствительность к
5) созидательность - способность улучшать объект, добавляя детали;
6) теоретичность - способность к решению проблем путём анализа и синтеза;
7) метафоричность - склонность к фантазии, объёмным ассоциациям, использованию символических и графических средств для выражения своих мыслей, идей, представлений.
К креативным качествам некоторые исследователи относят также ассертивность, вдохновлённость, изобретательность, инициативность, интуицию, нестандартность, прогностичность, раскованность мыслей и чувств, самобытность, смекалку.
Дж. Гилфорда выделил два вида мышления: конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях). Основанием для концепции Дж. Гилфорда явилась его кубообразная модель структуры интеллекта (SOI - structure of the intellect): материал операции результаты.
Конвергентное мышление
(схождение) актуализируется в том
случае, когда человеку, решающему
задачу, необходимо на основе множества
условий найти единственно
Однако не все психологи
признают креативность особым качеством,
одной из разновидностей общих способностей.
Некоторые из них, например Н. Марш, Ф.
Верной, С. Берт и др., рассматривают креативность
как одну из сторон интеллекта, не измеряемую
традиционными интеллектуальными тестами.
В этом их укрепляют результаты исследований,
показывающих зависимость оценок креативности
от прошлого опыта, характера усвоенных
знаний и навыков, особенностей окружающей
среды. Так, Э. Оглетри и В. Юлаки, изучив
1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии,
установили, что оценки креативности являются
функцией социоэкономического положения.
Во всех странах дети, принадлежащие к
привилегированному классу, получили
более высокие оценки по тестам креативности,
чем их сверстники из среднего и низшего
классов (на уровне значимости р< 0,01).
Существуют множество различных трактовок данного понятия, однако для наибольший интерес представляют определения (для удобства анализа разбитые нами на группы), в которых креативность трактуется как:
1) способность к творчеству, оригинальному мышлению; уровень развития творческих способностей, характеризующий личность в целом:
- креативность представляет собой способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, имеющему созидательный, конструктивный характер
- под креативностью понимается уровень творческих способностей индивида, который характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей
- креативность характеризует уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности, несводимую к интеллекту; креативность - это функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик;
- креативность представляет собой общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах её активности и рассматривается как относительно независимый фактор одарённости ];
- креативность - это, прежде всего, способность принимать молниеносные, творческие решения;
- креативность представляет собой творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания; степень восприимчивости к новым идеям ;
- креативность - это
некоторое особое устойчивое свойство
человеческого индивидуума, обусловливающее
способность проявлять социально значимую
творческую активность; способность индивида
создавать новые понятия и формировать
новые навыки, т. е. способность к творчеству;
данное понятие изучается независимо
от интеллекта и связывается с творческими
достижениями личности ;
2) наивысший уровень
интеллектуальной активности
- креативность представляет собой максимальный уровень интеллектуальной активности человека, за счет которой происходит проникновение в сущность явления, постановка и решение новых проблем; на этом уровне обнаруженная индивидом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, формальным приёмом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить всю остальную деятельность ;
- креативность - это высший уровень интеллектуальной активности мышления; способность к творчеству, продуктивно-созидательная "ипостась" личности плюс преобразование, плюс самореализация;
3) деятельность, процесс или совокупность определённых процессов:
- креативность - это творческая, созидательная, новаторская деятельность
- креативность является естественным процессом, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Данный процесс, включает следующие стадии:
1) появления чувствительности
к проблемам, дефициту знаний,
их дисгармонии,
- креативность представляет собой множество процессов, которые следует рассматривать в едином контексте; один или несколько из этих процессов привносят новизну в привычные действия, - в том числе и при выявлении и формулировке задачи, выработке и оценке всевозможных решений; в понятии креативности объединяются необычное или уникальное и качественное или полезное ;
4) способность к
порождению множества
- креативность является не чем иным, как способностью к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности;
- креативность характеризует
возможность личности избежать рутинных
путей мышления и поведения, и производить
большое количество оригинальных, новых
и полезных идей; креативность - это успешный
шаг в неизвестность, ломка характера,
открытость в получении нового опыта;
разложение, раскомбинирование идей или
видение новых взаимоотношений между
идеями ;
5) способность воспринимать
и осознавать новое, не
- креативность - способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта;
- креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах; данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер;
- креативность можно охарактеризовать как отсутствие боязни перемен, готовность принять новое, умение импровизировать; умение не бороться с переменами, а предвосхищать их;
Информация о работе Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста