Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание

Исследование влияния пола на формирование и развитие креативности у детей младшего школьного возраста с применением теста Торренса (адаптации А.Н. Воронина) и опросника креативности Джонсона.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………
Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования ……………………………………………………………………..……24
2.2 Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25
Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27
Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста.docx

— 118.16 Кб (Скачать документ)

    0,58 для мужского  пола.

    Опросник Джонсана- Туник дал следующие результаты. Среднее значение для женского пола 2,985576923, для мужского 3.111842105

        
     
     
     
     
     
     

Следующим этапом было проведение математического анализа  с помощью программ SSPS.

К полученным данным был применёна корреляция Пирсона.

Анализ был проведен для степени согласованности  между методиками. В Результате был  установлен уровень соответствия результатов 2 методик между собой.

Т=0,271 при Р=0,788 различий не имеет.

Т=1,065 при Р=0,296 различий не имеет.

Т=0,418 при Р=0,679 различий не имеет.

Т=0,316 при Р=0,754 различий не имеет.

Т=0,775 при Р=0,121 различий не имеет.

Т=0,565 при Р=0,191 различий не имеет.

Т=0,108 при Р=0,637 различий не имеет.

    При всех значения Т можно говорить что уровень значимости не имеет.

    Результаты подтверждают гипотезу, невербальная креативность мужского и женского пола различий не имеет.  
     

Заключение

В ходе данного исследования были решены следующие задачи:

  1. Изучена литература по избранной теме
  2. Исследована учебная мотивация
  3. Выявлено что, креативность не связана с полом
  4. Описаны полученные данные и результаты.

    В креативности младших школьников не обнаружено различий между мужским и женским полом. 

    Список  литературы

1. Матвеев А. Креативность: мысли вслух // Internet: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl?doc_id=71.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М: Академия, 2000. - 176 с.

3. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. - СПб: ВУС, 1998. - 196 с.

4. Дружинин В.Н.  Психология общих способностей. - СПб: Питер, 1999. - 368 с.

5. Маслоу А.Г. Дальние  пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 1999. - с. 108 -113.

6. Словарь-справочник  по возрастной и педагогической  психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.

7. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психоло-гия. - МГТА, 2001. - 301 с.

8. Богоявленская  Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Ака-демия, 2002. - 320 с.

9. Зиновкина М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1989. - 326 с.

10. Щепина О. Особенности  взаимодействия интеллектуальных  и творческих особенностей у  детей // Internet: http://www.fp.nsu.ru/science/ conf2001/doklad5.htm.

11. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.

12. Холодная М.А.  Психология интеллекта. Парадоксы  исследования. - Спб: Питер, 2002. - 272 с.

13. Карпенко С.В.  Инструменты стимуляции креативности // Internet: http://isarrfe.trainet.org/materials/practicum/practicum2.shtml.

14. Fromm E. The creative attitude. - New York: Harper & Row, 1959.

15. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Internet: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/ 1998/984/984123.htm.

16. Назаренко М.М. Информационный подход в создании психолого-педагогических условий развития креативности у студентов педагогического вуза // Internet: http://ito.bitpro.ru/2002/II/3/II-3-217.html.

17. Guilford J.P. Basic conceptual problems in the psychology of thinking // San Diego. - 1979. - P. 95 - 110.

18. Holyoak K.J., Simon D. Bidirectional Reasoning in Decision Making by Constraints Satisfaction // Journal of Experimental Psychology. Washington. DC: АРА. - 1999. - Vol. 128. - № 1. - Р. 3 - 31.

19. Столяренко Л.Д.  Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2000. - 544 с.

20. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

21. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Ака-демия, 1999. - 288 с.

22. Смирнов С.Д.  Педагогика и психология высшего  образования: от деятельности  к личности. - М.: Академия, 2001. - 304 с.

23. Гессен С.И. Основы  педагогики. Введение в прикладную филосо-фию. - М: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

24. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной сре-ды на основе информационных технологий в вузе. Моногр. - М.: Госкоор-центр, 2002. - 296 с. 

    25. Воронина О.А. Гендер // Словарь современных гендерных терминов, М., 2002,  С.21.

    26. Рюткенен М. Гендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения" // Филологические науки, 2000, №3. С.6

    27. Пушкарева Н. Гендерные исследования и исторические науки // Гендерные исследования, 1999, № 3, С. 166-167.

    28. Понятие "патриархат" понимается и используется "второй волной" феминизма главным образом как "мужская доминация"

    29. Гендерные отношения – отношения между полами: различие и сходство полов, половых практик, сексуальностей, идентичностей, репрезентация гендера в культуре.

    30. Пушкарева Н. Там же. С. 171

    31. Жеребкина И.Феминистская литературная критика.// Введение в гендерные исследования. Ч.1, С.-П., 2001,С.555.  
     
     
     
     

    Приложение

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

ТОРРЕНСА  «ЗАВЕРШЕНИЯ КАРТИНОК»  ТЕСТ

(методика  Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Инструкция  к тесту

Перед вами бланк  с недорисованными картинками. Вам  необходимо дорисовать их, обязательно  включая предложенные элементы в  контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и  как угодно, бланк при этом можно  вращать. После завершения рисунка  необходимо дать ему название, которое  следует подписать в строке под  рисунком. 
 
 

     
     
     
     
     
     
     

Опросник  креативности Джонсона, в модификации Е. Туник

 
  1. Любишь сложную  задачу
  2. Предлагаешь и выражаешь несколько вариантов решения к одной задаче
  3. Предлагаешь разные виды решения
  4. Предлагаешь дополнительные детали в решении задачи
  5. Любишь фантазировать воображать
  6. Проявляешь изобретательность
  7. Из всех всевозможных решений ты выбираешь самое необычное
  8. Тебя не пугают трудности в задаче

    Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.

    Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

    Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

    По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

    По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

    Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).

    Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

    Джонсон

ПОЛ 1 2 3 4 5 6 7 8 среднее
1 0 5 1 3 4 3 1 1 5 2,875
2 0 2 2 2 4 5 4 2 5 3,25
3 1 5 2 3 2 5 5 4 5 3,875
4 0 5 2 5 5 3 3 5 5 4,125
5 1 3 2 2 1 4 3 2 2 2,375
6 1 4 1 4 1 3 2 4 2 2,625
7 0 4 5 3 2 5 5 4 5 4,125
8 1 3 3 2 3 2 3 5 1 2,75
9 0 5 5 5 5 3 2 4 5 4,25
10 1 4 3 2 3 3 5 3 5 3,5
11 0 4 2 1 1 5 3 1 3 2,5
12 0 4 3 3 2 5 4 3 3 3,375
13 1 5 3 1 1 4 3 3 1 2,625
14 0 5 1 2 3 5 5 4 2 3,375
15 0 3 2 2 1 4 3 2 3 2,5
16 1 5 4 5 5 5 2 3 1 3,75
17 1 1 3 1 1 5 4 3 2 2,5
18 1 4 1 5 3 2 1 2 1 2,375
19 1 4 3 5 3 5 5 5 5 4,375
20 1 4 2 3 3 1 5 5 5 3,5
21 0 5 2 3 1 5 3 5 5 3,625
22 0 2 3 2 2 3 5 3 2 2,75
23 1 1 4 2 3 1 1 5 3 2,5
24 0 1 2 1 1 2 3 1 2 1,625
25 0 3 2 1 1 3 1 1 1 1,625
26 0 3 2 2 2 4 4 2 5 3
27 1 3 2 2 1 2 4 1 2 2,125
27 1 5 3 2 5 5 4 3 5 4
28 0 1 4 2 2 5 5 4 2 3,125
29 0 3 1 2 2 5 5 2 2 2,75
30 1 3 1 2 3 5 4 2 4 3
31 0 1 3 4 5 5 1 3 3 3,125
32 0 2 1 1 1 5 1 1 2 1,75
33 0 3 2 4 2 5 1 4 5 3,25
34 0 3 2 2 2 5 4 2 5 3,125
35 0 2 3 1 4 5 1 1 2 2,375
36 0 3 4 2 3 5 3 4 2 3,25
37 0 1 2 1 3 2 5 3 2 2,375
38 1 4 5 4 2 4 3 3 2 3,375
39 1 3 4 3 4 5 4 2 2 3,375
40 0 5 1 3 4 5 1 5 2 3,25
41 1 5 2 3 1 5 1 4 1 2,75
42 1 4 3 5 4 5 5 3 1 3,75
 

    Торренс

пол 1 2 3 4 5 6 среднее значение
1 0 0,74 0,85 0,52 0,72 0,79 0,67 0,72
2 0 0,81 0,85 0,48 0,87 0,46 0,00 0,58
3 1 0,00 0,81 0,52 0,89 0,75 0,67 0,61
4 0 0,74 0,85 0,52 0,00 0,46 0,67 0,54
5 1 0,60 0,94 0,29 0,00 0,79 0,67 0,55
6 1 0,00 0,94 0,29 0,89 0,00 0,67 0,47
7 0 0,81 0,85 0,48 0,89 0,00 0,78 0,64
8 1 0,00 0,85 0,48 0,89 0,46 0,67 0,56
9 1 0,81 0,85 0,52 0,89 0,00 0,89 0,66
10 1 0,60 0,81 0,48 0,89 0,79 0,67 0,71
11 0 0,81 0,81 0,81 0,00 0,00 0,89 0,55
12 1 0,21 0,85 0,52 0,89 0,46 0,00 0,49
13 0 0,00 0,94 0,29 0,87 0,46 0,67 0,54
14 0 0,79 0,85 0,52 0,89 0,50 0,89 0,74
15 1 0,79 0,81 0,52 0,87 0,75 0,89 0,77
16 0 0,00 0,85 0,57 0,93 0,79 0,89 0,67
17 0 0,74 0,00 0,57 0,00 0,46 0,00 0,30
18 0 0,74 0,00 0,57 0,78 0,00 0,00 0,35
19 0 0,74 0,81 0,52 0,72 0,46 0,85 0,68
20 0 0,74 0,81 0,52 0,78 0,75 0,85 0,74
21 0 0,00 0,85 0,52 0,89 0,00 0,67 0,49
22 0 0,74 0,88 0,52 0,78 0,46 0,89 0,71
23 1 0,74 0,85 0,71 0,72 0,89 0,89 0,80
24 1 0,79 0,85 0,52 0,72 0,89 0,89 0,78
25 0 0,75 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,13
26 1 0,00 0,50 0,52 0,00 0,75 0,67 0,41
27 1 0,00 0,85 0,48 0,91 0,00 0,67 0,49
27 1 0,81 0,81 0,81 0,78 0,79 0,67 0,78
28 0 0,00 0,85 0,67 0,00 0,46 0,67 0,44
29 0 0,00 0,85 0,52 0,89 0,50 0,85 0,60
30 0 0,74 0,85 0,52 0,89 0,79 0,80 0,77
31 1 0,00 0,85 0,48 0,89 0,75 0,00 0,50
32 0 0,81 0,81 0,52 0,72 0,46 0,81 0,69
33 1 0,00 0,85 0,71 0,00 0,79 0,00 0,39
34 1 0,79 0,81 0,00 0,89 0,75 0,89 0,69
35 0 0,81 0,81 0,52 0,72 0,75 0,00 0,60
36 0 0,00 0,81 0,52 0,89 0,00 0,89 0,52
37 1 0,74 0,81 0,00 0,89 0,46 0,67 0,60
38 1 0,00 0,00 0,67 0,89 0,00 0,67 0,37
39 0 0,00 0,85 0,52 0,87 0,75 0,78 0,63
40 1 0,74 0,94 0,57 0,91 0,79 0,00 0,66
41 0 0,81 0,85 0,00 0,89 0,00 0,00 0,43
42 1 0,67 0,85 0,29 0,72 0,00 0,00 0,42

Информация о работе Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста