Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Исследование влияния пола на формирование и развитие креативности у детей младшего школьного возраста с применением теста Торренса (адаптации А.Н. Воронина) и опросника креативности Джонсона.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………
Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования ……………………………………………………………………..……24
2.2 Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25
Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27
Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30
0,58 для мужского пола.
Опросник Джонсана- Туник дал следующие результаты. Среднее значение для женского пола 2,985576923, для мужского 3.111842105
Следующим этапом было проведение математического анализа с помощью программ SSPS.
К полученным данным был применёна корреляция Пирсона.
Анализ был проведен для степени согласованности между методиками. В Результате был установлен уровень соответствия результатов 2 методик между собой.
Т=0,271 при Р=0,788 различий не имеет.
Т=1,065 при Р=0,296 различий не имеет.
Т=0,418 при Р=0,679 различий не имеет.
Т=0,316 при Р=0,754 различий не имеет.
Т=0,775 при Р=0,121 различий не имеет.
Т=0,565 при Р=0,191 различий не имеет.
Т=0,108 при Р=0,637 различий не имеет.
При всех значения Т можно говорить что уровень значимости не имеет.
Результаты подтверждают
гипотезу, невербальная креативность
мужского и женского пола различий не
имеет.
Заключение
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
В креативности младших
школьников не обнаружено различий между
мужским и женским полом.
Список литературы
1. Матвеев А. Креативность:
мысли вслух // Internet: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl?doc_id=
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М: Академия, 2000. - 176 с.
3. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. - СПб: ВУС, 1998. - 196 с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 1999. - 368 с.
5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 1999. - с. 108 -113.
6. Словарь-справочник
по возрастной и
7. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психоло-гия. - МГТА, 2001. - 301 с.
8. Богоявленская
Д.Б. Психология творческих
9. Зиновкина М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1989. - 326 с.
10. Щепина О. Особенности
взаимодействия
11. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - Спб: Питер, 2002. - 272 с.
13. Карпенко С.В.
Инструменты стимуляции
14. Fromm E. The creative attitude. - New York: Harper & Row, 1959.
15. Торшина К.А. Современные
исследования проблемы креативности в
зарубежной психологии // Internet: http://www.voppsy.ru/journals_
16. Назаренко М.М. Информационный
подход в создании психолого-педагогических
условий развития креативности у студентов
педагогического вуза // Internet: http://ito.bitpro.ru/2002/II/
17. Guilford J.P. Basic conceptual problems in the psychology of thinking // San Diego. - 1979. - P. 95 - 110.
18. Holyoak K.J., Simon D. Bidirectional Reasoning in Decision Making by Constraints Satisfaction // Journal of Experimental Psychology. Washington. DC: АРА. - 1999. - Vol. 128. - № 1. - Р. 3 - 31.
19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2000. - 544 с.
20. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
21. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Ака-демия, 1999. - 288 с.
22. Смирнов С.Д.
Педагогика и психология
23. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию. - М: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
24. Кречетников К.Г. Проектирование
креативной образовательной сре-ды на
основе информационных технологий в вузе.
Моногр. - М.: Госкоор-центр, 2002. - 296 с.
25. Воронина О.А. Гендер // Словарь современных гендерных терминов, М., 2002, С.21.
26. Рюткенен М. Гендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения" // Филологические науки, 2000, №3. С.6
27. Пушкарева Н. Гендерные исследования и исторические науки // Гендерные исследования, 1999, № 3, С. 166-167.
28. Понятие "патриархат" понимается и используется "второй волной" феминизма главным образом как "мужская доминация"
29. Гендерные отношения – отношения между полами: различие и сходство полов, половых практик, сексуальностей, идентичностей, репрезентация гендера в культуре.
30. Пушкарева Н. Там же. С. 171
31. Жеребкина
И.Феминистская литературная критика.//
Введение в гендерные исследования. Ч.1,
С.-П., 2001,С.555.
Приложение
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
ТОРРЕНСА «ЗАВЕРШЕНИЯ КАРТИНОК» ТЕСТ
(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)
Инструкция к тесту
Перед вами бланк
с недорисованными картинками. Вам
необходимо дорисовать их, обязательно
включая предложенные элементы в
контекст и стараясь не выходить за
ограничительные рамки рисунка.
Дорисовывать можно что угодно и
как угодно, бланк при этом можно
вращать. После завершения рисунка
необходимо дать ему название, которое
следует подписать в строке под
рисунком.
Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Джонсон
№ | ПОЛ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | среднее |
1 | 0 | 5 | 1 | 3 | 4 | 3 | 1 | 1 | 5 | 2,875 |
2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 4 | 5 | 4 | 2 | 5 | 3,25 |
3 | 1 | 5 | 2 | 3 | 2 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3,875 |
4 | 0 | 5 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4,125 |
5 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2,375 |
6 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2,625 |
7 | 0 | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,125 |
8 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 1 | 2,75 |
9 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 2 | 4 | 5 | 4,25 |
10 | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3,5 |
11 | 0 | 4 | 2 | 1 | 1 | 5 | 3 | 1 | 3 | 2,5 |
12 | 0 | 4 | 3 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3,375 |
13 | 1 | 5 | 3 | 1 | 1 | 4 | 3 | 3 | 1 | 2,625 |
14 | 0 | 5 | 1 | 2 | 3 | 5 | 5 | 4 | 2 | 3,375 |
15 | 0 | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2,5 |
16 | 1 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 2 | 3 | 1 | 3,75 |
17 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 2,5 |
18 | 1 | 4 | 1 | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2,375 |
19 | 1 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,375 |
20 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 | 5 | 5 | 5 | 3,5 |
21 | 0 | 5 | 2 | 3 | 1 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3,625 |
22 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 | 2,75 |
23 | 1 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 5 | 3 | 2,5 |
24 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1,625 |
25 | 0 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1,625 |
26 | 0 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 5 | 3 |
27 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2,125 |
27 | 1 | 5 | 3 | 2 | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 |
28 | 0 | 1 | 4 | 2 | 2 | 5 | 5 | 4 | 2 | 3,125 |
29 | 0 | 3 | 1 | 2 | 2 | 5 | 5 | 2 | 2 | 2,75 |
30 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 5 | 4 | 2 | 4 | 3 |
31 | 0 | 1 | 3 | 4 | 5 | 5 | 1 | 3 | 3 | 3,125 |
32 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1,75 |
33 | 0 | 3 | 2 | 4 | 2 | 5 | 1 | 4 | 5 | 3,25 |
34 | 0 | 3 | 2 | 2 | 2 | 5 | 4 | 2 | 5 | 3,125 |
35 | 0 | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 | 1 | 1 | 2 | 2,375 |
36 | 0 | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3,25 |
37 | 0 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 5 | 3 | 2 | 2,375 |
38 | 1 | 4 | 5 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3,375 |
39 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 2 | 3,375 |
40 | 0 | 5 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 5 | 2 | 3,25 |
41 | 1 | 5 | 2 | 3 | 1 | 5 | 1 | 4 | 1 | 2,75 |
42 | 1 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 1 | 3,75 |
Торренс
№ | пол | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | среднее значение |
1 | 0 | 0,74 | 0,85 | 0,52 | 0,72 | 0,79 | 0,67 | 0,72 |
2 | 0 | 0,81 | 0,85 | 0,48 | 0,87 | 0,46 | 0,00 | 0,58 |
3 | 1 | 0,00 | 0,81 | 0,52 | 0,89 | 0,75 | 0,67 | 0,61 |
4 | 0 | 0,74 | 0,85 | 0,52 | 0,00 | 0,46 | 0,67 | 0,54 |
5 | 1 | 0,60 | 0,94 | 0,29 | 0,00 | 0,79 | 0,67 | 0,55 |
6 | 1 | 0,00 | 0,94 | 0,29 | 0,89 | 0,00 | 0,67 | 0,47 |
7 | 0 | 0,81 | 0,85 | 0,48 | 0,89 | 0,00 | 0,78 | 0,64 |
8 | 1 | 0,00 | 0,85 | 0,48 | 0,89 | 0,46 | 0,67 | 0,56 |
9 | 1 | 0,81 | 0,85 | 0,52 | 0,89 | 0,00 | 0,89 | 0,66 |
10 | 1 | 0,60 | 0,81 | 0,48 | 0,89 | 0,79 | 0,67 | 0,71 |
11 | 0 | 0,81 | 0,81 | 0,81 | 0,00 | 0,00 | 0,89 | 0,55 |
12 | 1 | 0,21 | 0,85 | 0,52 | 0,89 | 0,46 | 0,00 | 0,49 |
13 | 0 | 0,00 | 0,94 | 0,29 | 0,87 | 0,46 | 0,67 | 0,54 |
14 | 0 | 0,79 | 0,85 | 0,52 | 0,89 | 0,50 | 0,89 | 0,74 |
15 | 1 | 0,79 | 0,81 | 0,52 | 0,87 | 0,75 | 0,89 | 0,77 |
16 | 0 | 0,00 | 0,85 | 0,57 | 0,93 | 0,79 | 0,89 | 0,67 |
17 | 0 | 0,74 | 0,00 | 0,57 | 0,00 | 0,46 | 0,00 | 0,30 |
18 | 0 | 0,74 | 0,00 | 0,57 | 0,78 | 0,00 | 0,00 | 0,35 |
19 | 0 | 0,74 | 0,81 | 0,52 | 0,72 | 0,46 | 0,85 | 0,68 |
20 | 0 | 0,74 | 0,81 | 0,52 | 0,78 | 0,75 | 0,85 | 0,74 |
21 | 0 | 0,00 | 0,85 | 0,52 | 0,89 | 0,00 | 0,67 | 0,49 |
22 | 0 | 0,74 | 0,88 | 0,52 | 0,78 | 0,46 | 0,89 | 0,71 |
23 | 1 | 0,74 | 0,85 | 0,71 | 0,72 | 0,89 | 0,89 | 0,80 |
24 | 1 | 0,79 | 0,85 | 0,52 | 0,72 | 0,89 | 0,89 | 0,78 |
25 | 0 | 0,75 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,13 |
26 | 1 | 0,00 | 0,50 | 0,52 | 0,00 | 0,75 | 0,67 | 0,41 |
27 | 1 | 0,00 | 0,85 | 0,48 | 0,91 | 0,00 | 0,67 | 0,49 |
27 | 1 | 0,81 | 0,81 | 0,81 | 0,78 | 0,79 | 0,67 | 0,78 |
28 | 0 | 0,00 | 0,85 | 0,67 | 0,00 | 0,46 | 0,67 | 0,44 |
29 | 0 | 0,00 | 0,85 | 0,52 | 0,89 | 0,50 | 0,85 | 0,60 |
30 | 0 | 0,74 | 0,85 | 0,52 | 0,89 | 0,79 | 0,80 | 0,77 |
31 | 1 | 0,00 | 0,85 | 0,48 | 0,89 | 0,75 | 0,00 | 0,50 |
32 | 0 | 0,81 | 0,81 | 0,52 | 0,72 | 0,46 | 0,81 | 0,69 |
33 | 1 | 0,00 | 0,85 | 0,71 | 0,00 | 0,79 | 0,00 | 0,39 |
34 | 1 | 0,79 | 0,81 | 0,00 | 0,89 | 0,75 | 0,89 | 0,69 |
35 | 0 | 0,81 | 0,81 | 0,52 | 0,72 | 0,75 | 0,00 | 0,60 |
36 | 0 | 0,00 | 0,81 | 0,52 | 0,89 | 0,00 | 0,89 | 0,52 |
37 | 1 | 0,74 | 0,81 | 0,00 | 0,89 | 0,46 | 0,67 | 0,60 |
38 | 1 | 0,00 | 0,00 | 0,67 | 0,89 | 0,00 | 0,67 | 0,37 |
39 | 0 | 0,00 | 0,85 | 0,52 | 0,87 | 0,75 | 0,78 | 0,63 |
40 | 1 | 0,74 | 0,94 | 0,57 | 0,91 | 0,79 | 0,00 | 0,66 |
41 | 0 | 0,81 | 0,85 | 0,00 | 0,89 | 0,00 | 0,00 | 0,43 |
42 | 1 | 0,67 | 0,85 | 0,29 | 0,72 | 0,00 | 0,00 | 0,42 |
Информация о работе Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста