Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Исследование влияния пола на формирование и развитие креативности у детей младшего школьного возраста с применением теста Торренса (адаптации А.Н. Воронина) и опросника креативности Джонсона.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………
Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования ……………………………………………………………………..……24
2.2 Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25
Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27
Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30
Заключения А. Адлера
о том, что творчество является способом
компенсации комплекса
Исследователи отводят
решающую роль влиянию семейных отношений.
В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта
и М. Рунко были обнаружены связи между
негармоничными отношениями в семье, психотичностью
родителей и высокой креативностью детей.
Однако, ряд других исследователей указывают
на необходимость гармоничных отношений
для развития креативности. Например,
один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное
семейное воспитание оказывает тормозящее
воздействие на развитие креативных черт
личности. Анализ фактов семейных отношений
позволил Дружинину сделать вывод: семейная
среда, где, с одной стороны, есть внимание
к ребенку, а с другой стороны, где к нему
предъявляются различные, несогласованные
требования, где мал внешний контроль
за поведением, где есть творческие члены
семьи и поощряется нестереотипное поведение,
приводит к развитию креативности у ребенка.
На основе анализа
условий воспитания и наследственности
Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод:
факторы среды обладают весом, соизмеримым
фактором наследственности, и могут иногда
полностью компенсировать или, наоборот,
нивелировать действия последнего.
Таким образом, существуют
различные подходы, которые сводятся
к рассмотрению творческой способности
как врожденной, не изменяющейся характеристике
и как поддающейся изменениям.
Однако, видно, что факторы, оказывающие
влияние на развитие креативности еще
недостаточно изучены.
Для формирования креативности необходимы следующие условия:
1. отсутствие образца регламентированного поведения;
2. наличие позитивного образца творческого поведения;
3. создание условий
для подражания творческому
4. социальное подкрепление
творческого поведения.
Реализовав эти
условия, было проведено исследование
(Н.В. Хазратова). В результате выявлено
формирующее влияние специально созданных
параметров среды на уровень креативности
испытуемых. Оценивалось - креативная
ценность продуктов деятельности и мотивационная
основа креативного поведения. В выборке
детей четырех лет уровень креативности
повысился по обоим параметрам; трех лет
- по мотивационно-личностному показателю;
пяти лет - по продуктивному показателю.
Вывод: формирование креативности в онтогенезе
проявляется сначала на мотивационно-личностном,
затем на продуктивном (поведенческом)
уровне.
Повышение уровня
креативности повлекло за собой изменения
эмоционально-личностных проявлений:
повышение агрессивности, сензитивности,
депрессивности.
Исследователи делают
следующие выводы:
1. повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией детей, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процессе формирования креативности: установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора, принятия решений; при этом затрудняется действие систем психологической защиты.
2. Повышение креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.
3. Общая динамика креативности в ходе эксперимента (вслед за повышением креативности наблюдается некоторое понижение) объясняется тем, что психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.
4. Существуют два
основных типа индивидуального
реагирования на нарушение
5. Не для всех
людей повышение креативности является
целесообразным: для испытуемых с первым
типом реагирования оно связано с выраженным
эмоциональным дискомфортом, в то время
как испытуемые второго типа испытывают
более позитивные эмоции.
Таким образом, освещение
проблемы креативности позволило сделать
следующие выводы:
1. отсутствуют определенные критерии оценки "творческого" (существуют подходы, которые берут за критерий - создание нового продукта, а также -реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);
2. природа феномена "творческость" не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности;
3. существуют различные
подходы к рассмотрению
4. отсутствуют
однозначно интерпретируемые
2 уровня креативности:
1) стимульно-продуктивный уровень. Креативность = 0, но начинает все быстрее применять алгоритм (мотивация извне).
2) эвристический:
переход к поиску, созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри).
3) креативный: не только
поиск эвристик, но и постановка собственной
цели. Выход за пределы проблемной ситуации
- надситуативность.
Заключение
Мы изучили креативность. Узнали о креативности как о интеллектуальной способности. Узнали про дивергентное и конвергентное мышление – рассмотрели все подходы изучения креативности в настоящее время.
Узнали про особенности
младшего школьного возраста. Изучили
развитие познавательных функций. Узнали
про развитие гендерных ролей и про
само развитие креативности.
Глава 2. Эмпирическое исследовани развития креативности у младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования
Данное исследование проводилось на базе СОШ №5 города Брянска.
Объектом исследования стали учащиеся начальных классов в возрасте 8-9 лет ( 20 девочек и 20 мальчиков)
Предмет исследования: креативность
Гипотеза исследования: выявить гендерные оссобености креативности
Цель конкретизируется в следующих задачах:
В холе исследования были применены следующие методики: тест Торенс (адаптация А.Н. Воронин)
Тест креативности.
Полный вариант методики Э. Торренса представляет
собой 12 субтестов, сгруппированных в
три батареи. Первая предназначена для
диагностики словесного творческого мышления,
вторая – невербального творческого мышления
(изобразительное творческое мышление)
и третья – для словесно-звукового творческого
мышления. Невербальная часть данного
теста, известная как «Фигурная форма
теста творческого мышления Торренса»
(Figural forms), была адаптирована в НИИ общей
и педагогической психологии АПН в 1990
году на выборке школьников.
А.Н. Ворониным
была предпринята попытка адаптации
одного из субтестов полного теста Торренса
– субтеста «Завершение картинок» (Complete
Figures) – на выборке менеджеров в возрасте
от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994
годах в лаборатории диагностики способностей
и ПВК Института психологии Российской
академии наук. При адаптации особый акцент
ставился на выявление невербальной креативности
как некоторой способности к «порождению»
нового, оригинального продукта в условиях
минимальной вербализации. Другими словами
- вербализация материала, с которым работает
испытуемый, и средств «порождения» нового
продукта не обязательна и вторична. Обозначение
испытуемым нарисованного некоторыми
словами не является при интерпретации
результатов существенным и используется
лишь для более полного понимания рисунка.
Прелагаемый вариант
теста Торренса представляет собой набор
картинок с некоторым набором элементов
(линий), используя которые испытуемым
необходимо дорисовать картинку до некоторого
осмысленного изображения. В данном варианте
теста используется 6 картинок, выбранных
из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина,
данные картинки не дублируют по своим
исходным элементам друг друга и дают
наиболее надежные результаты.
Диагностические
возможности адаптированного
оригинальность,
уникальность.
Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.
В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц.
Тест может проводиться
как в индивидуальном, так и
в групповом варианте.
Опросник Креативности Джонсона, адаптированный Туник.
Цель: изучение развития
творческого мышления (креативности)
детей дошкольного и школьного возраста.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Исследование проходило в 3 этапа:
2.2 Результаты
эмпирического исследования
Тест Торенс показал такие средние значения как: 0,57 для женского пола;
Информация о работе Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста