Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание

Исследование влияния пола на формирование и развитие креативности у детей младшего школьного возраста с применением теста Торренса (адаптации А.Н. Воронина) и опросника креативности Джонсона.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………
Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования ……………………………………………………………………..……24
2.2 Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25
Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27
Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста.docx

— 118.16 Кб (Скачать документ)

    Заключения А. Адлера о том, что творчество является способом компенсации комплекса недостаточности, также приводят к мысли о влиянии  среды. 

    Исследователи отводят  решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил Дружинину сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка. 

    На основе анализа  условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего. 

    Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности  как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие  влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены. 

    Для формирования креативности необходимы следующие условия:

    1. отсутствие образца  регламентированного поведения;

    2. наличие позитивного  образца творческого поведения;

    3. создание условий  для подражания творческому поведению;

    4. социальное подкрепление  творческого поведения. 

    Реализовав эти  условия, было проведено исследование (Н.В. Хазратова). В результате выявлено формирующее влияние специально созданных параметров среды на уровень креативности испытуемых. Оценивалось - креативная ценность продуктов деятельности и мотивационная основа креативного поведения. В выборке детей четырех лет уровень креативности повысился по обоим параметрам; трех лет - по мотивационно-личностному показателю; пяти лет - по продуктивному показателю. Вывод: формирование креативности в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне. 

    Повышение уровня креативности повлекло за собой изменения эмоционально-личностных проявлений: повышение агрессивности, сензитивности, депрессивности. 

    Исследователи делают следующие выводы: 

    1. повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией детей, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процессе формирования креативности: установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора, принятия решений; при этом затрудняется действие систем психологической защиты.

    2. Повышение креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.

    3. Общая динамика  креативности в ходе эксперимента (вслед за повышением креативности наблюдается некоторое понижение) объясняется тем, что психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.

    4. Существуют два  основных типа индивидуального  реагирования на нарушение равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение новой устойчивости без понижения креативности.

    5. Не для всех  людей повышение креативности является целесообразным: для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выраженным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго типа испытывают более позитивные эмоции. 

    Таким образом, освещение  проблемы креативности позволило сделать следующие выводы: 

    1. отсутствуют  определенные критерии оценки "творческого" (существуют подходы, которые  берут за критерий - создание нового  продукта, а также -реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);

    2. природа феномена "творческость" не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности;

    3. существуют различные  подходы к рассмотрению творческой  способности как врожденной (не  изменяющейся характеристике) и  как поддающейся изменениям (при  этом развитие креативности осуществляется разными способами);

    4. отсутствуют  однозначно интерпретируемые понятия  в этой области. 

    2 уровня креативности:

    1) стимульно-продуктивный уровень. Креативность = 0, но начинает все быстрее применять алгоритм (мотивация извне).

    2) эвристический:

    переход к поиску, созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри).

    3) креативный: не только поиск эвристик, но и постановка собственной цели. Выход за пределы проблемной ситуации - надситуативность. 

Заключение 

Мы изучили креативность. Узнали о креативности как о интеллектуальной способности. Узнали про дивергентное и конвергентное мышление – рассмотрели все подходы изучения креативности в настоящее время.

Узнали про особенности  младшего школьного возраста. Изучили  развитие познавательных функций. Узнали про развитие гендерных ролей и про само развитие креативности.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследовани развития креативности у младшего школьного возраста

2.1 Программа  и методы исследования

 Данное исследование проводилось на базе СОШ №5 города Брянска.

Объектом исследования стали учащиеся начальных классов  в возрасте 8-9 лет ( 20 девочек и 20 мальчиков)

Предмет исследования: креативность

Гипотеза исследования: выявить гендерные оссобености креативности

    Цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Изучить литературу по заданной теме
  2. Исследовать креативность в младшем школьном возрасте
  3. Установить гендерные оссобености креативности
  4. Описать полученные данные и результаты
  5. Сделать необходимые выводы
 

    В холе исследования были применены следующие методики: тест Торенс (адаптация А.Н. Воронин)

    Тест креативности. Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников. 

    А.Н. Ворониным  была предпринята попытка адаптации  одного из субтестов полного теста Торренса – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами - вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка. 

    Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. 

    Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

    оригинальность,

    уникальность.

    Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности»  изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок»  Торренса, в данной модификации не используются.

    В ходе адаптации  данной методики были составлены нормы  и атлас типичных рисунков для  выборки молодых менеджеров, позволяющие  оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц.

    Тест может проводиться  как в индивидуальном, так и  в групповом варианте. 

    Опросник Креативности Джонсона, адаптированный Туник.

    Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста. 

    Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

    Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

    По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

    По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

    Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).

    Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

    Исследование проходило  в 3 этапа:

    1. Подготовительный этап.  На первом этапе проводился отбор испытуемых, подготовка тестовых материалов, было организовано место и время проведения диагностического исследования.
    2. Проведение диагностики. На данном этапе, учащимся были предложены 2 методики, направленные на изучения креативности.
    3. Анализ результатов исследования и выводы. На данном этапе  была проведении обработка полученный данных исследования. Полученные данные были проанализированы и сделаны выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Результаты эмпирического исследования 

     

    Тест Торенс показал такие средние значения как: 0,57 для женского пола;

Информация о работе Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста