Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Исследование влияния пола на формирование и развитие креативности у детей младшего школьного возраста с применением теста Торренса (адаптации А.Н. Воронина) и опросника креативности Джонсона.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты креативности младшего школьного возраста
1.1 Креативность как категория ……………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.3 Гендерные оссобености развития креативности………………………………………………………
Заключение по 1ой главе………………………………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности младшего школьного возраста
2.1 Программа и методы исследования ……………………………………………………………………..……24
2.2 Результаты и обоснование эмпирического исследования……………….…………………………25
Заключение по 2ой главе……………………………………………………………………………………………………..27
Список литературы..…………………………………………………………………………………………………………….28
Приложение……………………………………………………………………………………..………………………………….30
6) черта личности, проявляющуюся при трансформации информационных процессов:
- информационный подход к решению проблемы исследования креативности позволяет рассматривать данное понятие как черту личности, проявляющуюся при трансформации информационных процессов (при дефиците или противоречивости знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе выдвижения и изменения гипотез, поиска решений и их проверки; в процессе формулирования результата решения) .
С понятием креативности так же связано понятие творчества.
Творчество -
деятельность, результатом которой
является создание новых
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Это значит, что креативный человек не только тот, кто рисует, пишет музыку, танцует… Это тот, кто творчески относится к жизни, не паникует и не останавливается перед трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое.
Творчество это один из этапов креативного процесса. В его структуру входят:
Подготовка - появляется побуждение изменить ту или иную ситуацию, которая начинает восприниматься как проблемная. Это этап сознательных усилий: собирается информация, применяются известные схемы. Их несостоятельность запускает следующий этап.
Фрустрация - переживание «тупиковости». Поиск барьеров, которые препятствуют проявлению креативности.
Инкубация - ситуация начинает решаться на бессознательном уровне. Происходит внутренняя переработка всей собранной информации.
Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Этот этап может сопровождаться развивающим обучением.
Разработка - проверяется
истинность полученного решения
и осуществляется его реализация.
Продолжительность этапа
У креативности так же есть и обратные явления. Креативность предполагает установку на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей, который осложняет процессы выбора и принятия решений. Все это может ослаблять действие механизмов психологической защиты еще несформировавшейся личности ребенка.
Повышение креативности в ходе развивающего обучения в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности. Частое переживание ситуаций как проблемных, может повышать общий уровень тревожности.
На пути к восстановлению
эмоционального комфорта ребенок может
вернуться «назад», т.е. к привычным
способам поведения. В виду этого очень
важно, поддерживая креативность ребенка,
уделить внимание развитию его эмоционального
мира: научить его ориентироваться в нем,
справляться с негативными переживаниями
и находить радостные. Развивающее обучение
поможет ребенку обрести устойчивость
в новых условиях и сохранить творческое
отношение к жизни.
1.2 Особенности младшего школьного возраста
В начальный период
школьной жизни занимает возрастной
диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В
младшем школьном возрасте дети располагают
значительными резервами
Для того, чтобы умело
использовать имеющиеся у ребенка резервы,
необходимо как можно быстрее адаптировать
детей к работе в школе и дома, научить
их учиться, быть внимательным, усидчивым.
К поступлению в школу у ребенка должен
быть достаточно развит самоконтроль,
трудовые умения и навыки, умение общаться
с людьми, ролевое поведение.
В младшем школьном
возрасте закрепляются и развиваются
далее те основные человеческие характеристики
познавательных процессов (внимание, восприятие,
память, воображение, мышление и речь).
Необходимость которых связана с поступлением
в школу. Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому)
эти процессы к концу младшего школьного
возраста должны стать «культурными»,
то есть превратиться в высшие психические
функции, произвольные и опосредствованные.
В начальный период
учебной работы с детьми следует,
прежде всего, опираться на те стороны
познавательных процессов, которые у них
наиболее развиты, не забывая, конечно,
о необходимости параллельного совершенствования
остальных.
Внимание детей
к моменту поступления в школу
должно стать произвольным, обладающим
нужным объемом, устойчивостью, распределением,
переключаемостью. Поскольку трудности,
с которыми на практике сталкиваются
дети в начале обучения в школе, связаны
именно с недостаточностью развития
внимания, о его совершенствовании
необходимо заботиться в первую очередь,
готовя дошкольника к обучению. Внимание
в младшем школьном возрасте становится
произвольным, но еще довольно долго, особенно
в начальных классах, сильным и конкурирующим
с произвольным остается непроизвольное
внимание у детей. Объем и устойчивость,
переключаемость и концентрация произвольного
внимания к третьему классу школы у детей
почти такие же, как и у взрослого человека.
Младшие школьники могут переходить с
одного вида деятельности к другому без
особых затруднений и внутренних усилий.
У ребенка может
доминировать один из типов восприятия
окружающей действительности: практический,
образный или логический.
Развитость восприятия
проявляется в его
Еще большее значение,
чем память, для обучаемости детей
имеет мышление. При поступлении в школу
оно должно быть развито и представлено
во всех трех основных формах: наглядно-действенной,
наглядно-образной и словесно-логической.
Однако на практике мы нередко сталкиваемся
с ситуацией, когда, обладая способностью
хорошо решать задачи в нагляно-действенном
плане, ребенок с большим трудом справляется
с ними, когда эти задачи представлены
в образной тем более словесно-логической
форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно
может вести рассуждения, обладать богатым
воображением, образной памятью, но не
в состоянии успешно решать практические
задачи из-за недостаточной развитости
двигательных умений и навыков.
За первые три-четыре
года учения в школе прогресс в
умственном развитии детей бывает довольно
заметным. От доминирования наглядно-
Младший школьный
возраст содержит в себе значительный
потенциал умственного развития
детей. Комплексное развитие детского
интеллекта в младшем школьном возрасте
идет в нескольких различных направлениях:
1. Усвоение
и активное использование речи
как средства мышления.
2. Соединение
и взаимообогащающее влияние друг на
друга всех видов мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического.
3. Выделение,
обособление и относительно
подготовительной
фазы (решение задачи: осуществляется
анализ ее условий и вырабатывается
план).
исполнительной
фазы – этим план реализуется практически.
У первоклассников
и второклассников доминирует наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление, в
то время как ученики третьих
и четвертых классов в большей
степени опираются на словесно-логическое
и образное мышление, причем одинаково
успешно решают задачи во всех трех
планах: практическом, образном и словесно-логическом
(вербальном).
Углубленная и
продуктивная умственная работа требует
от детей усидчивости, сдерживания
эмоций и регуляции естественной
двигательной активности, сосредоточения
и поддержания внимания. Многие из детей
быстро утомляются, устают. Особую трудность
для детей 6-7 летнего возраста, начинающих
обучаться в школе, представляет саморегуляция
поведения. Им не хватает силы воли для
того, чтобы постоянно удерживать себя
в определенном состоянии, управлять собой.
До семилетнего
возраста у детей можно обнаружить
лишь репродуктивные образы-представления
об известных объектах им событиях,
не воспринимаемых в данный момент
времени, причем эти образы в
основном статичные. Продуктивные образы-представления
результата новой комбинации некоторых
элементов появляются у детей
в процессе специальных творческих
заданий.
Основные виды
деятельности, которыми большей частью
занят ребенок данного возраста
в школе и дома: учение, общение,
игра и труд. Каждый из четырех видов
деятельности, характерных для ребенка
младшего школьного возраста: учение,
общение, игра и труд – выполняет
специфические функции в его
развитии.
Учение способствует
приобретению знаний, умений и навыков,
развитию креативности (при специально
организованном обучении, включающим
систему творческих заданий).
Немаловажное значение
для успехов в учении имеют
коммуникативные черты
Особенно важную
позитивную роль в интеллектуальном
развитии младших школьников играет
труд, который представляет для них
сравнительно новый вид деятельности.
Труд совершенствует практический интеллект,
необходимый для самых разных
видов будущей профессиональной
творческой деятельности. Он должен быть
достаточно разнообразным и интересным
для детей. Любое задание по школе
или по дому желательно делать интересным
и достаточно творческим для ребенка,
предоставив ему возможность
размышления и принятия самостоятельных
решений. Поощряться в труде должен инициативный
и творческий подход ребенка к делу, а
не только выполненная им работа и ее конкретный
результат.
Музыкально-художественная
деятельность протекает в форме
учебной деятельности тогда, когда
школьники воспроизводят сам
процесс рождения музыки, самостоятельно
осуществляют творческий отбор выразительных
средств, интонации, которые, по их мнению,
лучше и полнее раскрывают художественное
содержание произведения, творческий
замысел автора (и исполнителя). При
этом учащиеся проникают в произведение,
познавая саму природу музыкального
творчества, музыкального знания, раскрывают
в целостном самоценном искусстве
явление действительности, его сущностные
внутренние связи и отношения, благодаря
чему музыка пред школьниками предстает
как отражение, художественное произведение,
диалектики жизни.(17)
Расширение сферы
и содержания общения с окружающими
людьми, особенно взрослыми, которые
для младших школьников выступают
в роли учителей, служат образцами
для подражания и основным источником
разнообразных знаний. Коллективные
формы работы, стимулирующие общение,
нигде не являются настолько полезными
для общего развития и обязательными
для детей, как в младшем школьном
возрасте. Общение улучшает обмен
информацией, совершенствует коммуникативную
структуру интеллекта, учит правильно
воспринимать, понимать и оценивать
детей.
Информация о работе Гендерные особенности креативности у детей младшего школьного возраста