Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа
Цель работы: изучить гендерные особенности развития и проявления лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа литературы построить схему исследования гендерных особенностей развития лидерских качествах.
3. Подготовить и провести необходимые исследования.
Введение
1. Анализ литературы по проблеме гендерных особенностей представлений о лидерских качествах
1.1. Проблема лидерства в психологии
1.2. Гендерный аспект феномена лидерства
1.3 Возрастные особенности старшеклассников современной школы
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Самобытность отечественных исследований проявляется в системном изучении лидерства, включении в теоретический анализ категории предметной деятельности как системообразующего фактора реальной человеческой группы, ее феноменов, в том числе и лидерства.
Рассмотренные нами подходы
к исследованию лидерства отражают
динамику развития данной области социально-
1.2. Гендерный аспект феномена лидерства
Новым в разработке проблемы лидерства является изучение ее гендерного аспекта и организация конкретных научных исследований. Главной заслугой гендерной психологии лидерства является постановка задачи сравнительного изучения лидеров разного пола. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений о лидерской роли.
Традиционно лидерство изучалась без учета пола. Эта парадигма возникла еще в самом начале исследования проблемы лидерства, когда в качестве ярких примеров этого феномена рассматривались биографии и «портреты» великих ученых-мужчин, политиков-мужчин и т.д.
Идеология ущербности женской природы начинает складываться в период перехода от матриархата к патриархату. Практика оттеснения женщины на периферию общественной жизни потребовала также своего идейного оправдания. Отсюда неудивительна живучесть различных философий женской неполноценности. До сих пор широко распространены наукообразные и иные концепции оправдания гендерной асимметрии в том или ином плане. Ныне все более становится очевидным, что в специфике женской природы наличествует множество достоинств, способствующих эффективному участию женщин в управлении самыми разными общественными структурами. Неслучайно на рубеже XX–XXI вв. наши взгляды на возможности женщин и женского лидерства во многом изменились. Вопиющая дисгармония положения полов в традиционном, а нередко и современном обществе – результат исключительно негативных общественных условий. Говоря словами Э.Фромма, «главные недостатки в отношениях между мужчинами и женщинами большей частью обусловлены не мужскими или женскими чертами характера, а отношениями между людьми. В отношениях между мужчинами и женщинами речь идет об отношениях между победившей и побежденной группами». [20, с.113]
На восприятие
полов существенно влияют распространенные
стереотипы, представляющие мужчин активными,
агрессивными и эффективно действующими,
а женщин – пассивными, зависимыми
и эмоциональными. Женщины в представлениях
мужчин, а нередко и самих женщин,
должны в первую очередь успешно
исполнять традиционно
На деле же полоролевое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские». Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии. Эти социальные сдвиги, по мнению Терпуговой О.В. и Шех Е.И., вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности и феминности, которые стали сегодня менее полярными и отчетливыми и как никогда противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. [19, с.63]
К концу XX века все больше стало распространяться мнение, что женщины тоже могут выполнять роль лидера. Возникла необходимость сравнительного исследования лидеров обоего пола. Хотя первые исследования в гендерной психологии лидерства были проведены в США еще в 1945г. Уайтом и Харвелом, эта область активно начала формироваться лишь в 70-е годы XX века. Вопросами гендерной психологии лидерства в зарубежной психологии занимались Боумен, Дж. Бергер, Э. Игли и др.
Исследования лидеров в отечественной психологии с позиций полового диморфизма проводились в ананьевской школе начиная с 1960-х годов. В настоящее время гендерные различия лидеров изучают Бендас Т.В., Логвинов И.Н., Лопухова О.Г., Румянцева В.И., Ходырева И.В. и др.
В гендерных исследованиях обращается внимание на то, что, в зависимости от различных сфер деятельности, лидерские качества мужчины и женщины проявляются по-разному, они существенно отличаются от того, где они получены: в лабораторных условиях, в «полевых» условиях или в реальных семьях. Часть ученых придерживается мнения, что женское лидерство имеет свою специфику, и закрепляют за женщиной более демократический, гибкий стиль руководства, считают, что женщине больше присущи эмпатийность, общительность, большая пластичность нервной системы, адаптивность, меньшая агрессивность. Исследования показывают, что женщины-лидеры обладают рядом общих качеств: компетентностью, демонстративностью, работоспособностью, интернальностью, креативностью. У них высокая самооценка, ясное представление о целях, они осознают свой потенциал и не чувствуют ограничений, рассудительны, напористы, независимы. Они чаще выступают в роли эмоционального лидера, ориентируются на межличностные отношения, доминируют в малых группах, более открыты, экспансивны, лучше взаимодействуют с персоналом. [1, с.98]
Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что противопоставление мужского и женского стилей лидерства является не только неверным с позиции научной, но и одним из барьеров на пути развития общества.
Логвинов И.Н., изучая молодежных лидеров в ситуациях наличия или отсутствия социальной депривации, установил, что в обеих ситуациях лидерами чаще становятся девушки, чем юноши; их лидерство является скорее «парциальным», чем «абсолютным» и т.д. [4, с.10]
В исследованиях Бендас Т.В., выполненных на студенческих академических группах и направленных на изучение лидеров и руководителей в них, было обнаружено: большей продуктивностью отличаются мужские студенческие академические группы и мужчины-стихийные лидеры, по сравнению с женщинами-лидерами в женских группах; у девушек-лидеров преобладают авторитарные черты, у юношей-лидеров – демократические; в женских студенческих группах по сравнению с мужскими отмечается большее рассогласование формального и неформального лидерства и т.д. [5, с.14]
В большинстве работ, посвященных гендерным проблемам лидерства, наиболее часто изучаются следующие шесть проблем связи лидерства и пола:
Поиск причин гендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами-мужчинами и женщинами – ведется по пяти направлениям. К первому относятся традиционные теоретические подходы, сложившиеся в психологии: когнитивизм, бихевиоризм, фрейдизм. Второе направление связано с общими различиями между мужчинами и женщинами. Третье направление составляют классические лидерские концепции, включившие в свой арсенал фактор пола. К четвертому направлению можно отнести собственно гендерные теории лидерства. И, наконец, пятое направление составляют работы, не имеющие четкой теоретической основы и усматривающие причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации.
Все теории указанных направлений можно разделить на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные.
Одной из иллюстраций к рассмотрению проблемы личностных черт лидеров является ссылка на современные исследования в работе Л.Первина и О.Джона, посвященной проблемам психологии личности. Приводятся выводы Р.Хогана о том, что в качестве детерминантов лидерства могут рассматриваться:
В современном мировом
сообществе по-прежнему основные лидерские
функции выполняют мужчины, которым
принадлежит ведущая роль в управлении
экономикой, политикой и другими
ключевыми общественными
Майерс Д. подчеркивает, что мужчинам легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социального лидера, создающего «дух команды». Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины, тогда как при авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже. Поведение мужчин чаще характерно для людей, облеченных институциональной властью (они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются), тогда как женщины (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми (они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны). [13, с.233]
К особенностям женского стиля
поведения принято относить развитую
интуицию, способность сочувствовать,
консервативность и способность
работать в команде. Мужской стиль
поведения, как правило, ассоциируется
с командным («деловым») стилем руководства,
основанным на использовании власти
и жесткого контроля. Женский стиль
поведения рассматривается в
качестве нетрадиционного и
По мнению Булычева И.И., в последнее время приходит осознание того, что для того, чтобы руководить, нужно быть, во-первых, личностью лидерского типа, предполагающего наличие достаточно целеустремленной воли и авторитета, во-вторых, необходимо иметь в своем распоряжении андрогинный спектр поведения. Последнее предполагает совмещение «типично женских» и «типично мужских» манер поведения. [7, с.315]
Таким образом, несмотря на
почти вековую историю
1.3 Возрастные особенности
старшеклассников современной
В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.
Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах [10].
Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Информация о работе Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников