Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить гендерные особенности развития и проявления лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа литературы построить схему исследования гендерных особенностей развития лидерских качествах.
3. Подготовить и провести необходимые исследования.

Содержание

Введение
1. Анализ литературы по проблеме гендерных особенностей представлений о лидерских качествах
1.1. Проблема лидерства в психологии
1.2. Гендерный аспект феномена лидерства
1.3 Возрастные особенности старшеклассников современной школы
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная №1.docx

— 83.15 Кб (Скачать документ)

Самобытность отечественных  исследований проявляется в системном  изучении лидерства, включении в  теоретический анализ категории  предметной деятельности как системообразующего фактора реальной человеческой группы, ее феноменов, в том числе и лидерства.

Рассмотренные нами подходы  к исследованию лидерства отражают динамику развития данной области социально-психологической  науки. За последнее десятилетие изучение проблемы не только интенсифицировалось, но и качественно изменилось. Проявляется стремление исследователей выявить наиболее общие закономерности лидерства за счет приложения к этой области глобальных теоретических представлений из различных социально-психологических ориентаций (теории атрибуции, когнитивного и интеракционистского подходов и др.)

 

1.2.  Гендерный аспект феномена лидерства

 

Новым в разработке проблемы лидерства является изучение ее гендерного аспекта и организация конкретных научных исследований. Главной заслугой гендерной психологии лидерства является постановка задачи сравнительного изучения лидеров разного пола.  Актуальность данной проблемы возрастает в связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений о лидерской роли.

Традиционно лидерство  изучалась без учета пола. Эта  парадигма возникла еще в самом  начале исследования проблемы лидерства, когда в качестве ярких примеров этого феномена рассматривались  биографии и «портреты» великих  ученых-мужчин, политиков-мужчин и т.д.

Идеология ущербности женской  природы начинает складываться в  период перехода от матриархата к  патриархату. Практика оттеснения женщины  на периферию общественной жизни  потребовала также своего идейного оправдания. Отсюда неудивительна живучесть  различных философий женской  неполноценности. До сих пор широко распространены наукообразные и  иные концепции оправдания гендерной асимметрии в том или ином плане. Ныне все более становится очевидным, что в специфике женской природы наличествует множество достоинств, способствующих эффективному участию женщин в управлении самыми разными общественными структурами. Неслучайно на рубеже XX–XXI вв. наши взгляды на возможности женщин и женского лидерства во многом изменились. Вопиющая дисгармония положения полов в традиционном, а нередко и современном обществе – результат исключительно негативных общественных условий. Говоря словами Э.Фромма, «главные недостатки в отношениях между мужчинами и женщинами большей частью обусловлены не мужскими или женскими чертами характера, а отношениями между людьми. В отношениях между мужчинами и женщинами речь идет об отношениях между победившей и побежденной группами».  [20, с.113]

На восприятие полов существенно влияют распространенные стереотипы, представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно  исполнять традиционно приписываемую  им роль «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т.п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий  социальный статус и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей.

На деле же полоролевое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские». Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии. Эти социальные сдвиги, по мнению Терпуговой О.В. и Шех Е.И., вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности и феминности, которые стали сегодня менее полярными и отчетливыми и как никогда противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. [19, с.63]

К концу XX века все больше стало распространяться мнение, что  женщины тоже могут выполнять роль лидера. Возникла необходимость сравнительного исследования лидеров обоего пола. Хотя первые исследования в гендерной психологии лидерства были проведены в США еще в 1945г. Уайтом и Харвелом, эта область активно начала формироваться лишь в 70-е годы XX века. Вопросами гендерной психологии лидерства в зарубежной психологии занимались Боумен, Дж. Бергер, Э. Игли и др.

Исследования лидеров  в отечественной психологии с  позиций полового диморфизма проводились в ананьевской школе начиная с 1960-х годов.  В настоящее время гендерные различия лидеров изучают Бендас Т.В., Логвинов И.Н., Лопухова О.Г., Румянцева В.И., Ходырева И.В. и др.

В гендерных исследованиях обращается внимание на то, что, в зависимости от различных сфер деятельности, лидерские качества мужчины и женщины проявляются по-разному, они существенно отличаются от того, где они получены: в лабораторных условиях, в «полевых» условиях или в реальных семьях. Часть ученых придерживается мнения, что женское лидерство имеет свою специфику, и закрепляют за женщиной более демократический, гибкий стиль руководства, считают, что женщине больше присущи эмпатийность, общительность, большая пластичность нервной системы, адаптивность, меньшая агрессивность. Исследования показывают, что женщины-лидеры обладают рядом общих качеств: компетентностью, демонстративностью, работоспособностью, интернальностью, креативностью. У них высокая самооценка, ясное представление о целях, они осознают свой потенциал и не чувствуют ограничений, рассудительны, напористы, независимы. Они чаще выступают в роли эмоционального лидера, ориентируются на межличностные отношения, доминируют в малых группах, более открыты, экспансивны, лучше взаимодействуют с персоналом.  [1, с.98]

Зарубежные и отечественные  ученые отмечают, что противопоставление мужского и женского стилей лидерства  является не только неверным с позиции  научной, но и одним из барьеров на пути развития общества.

Логвинов И.Н., изучая молодежных лидеров в ситуациях наличия или отсутствия социальной депривации, установил, что в обеих ситуациях лидерами чаще становятся девушки, чем юноши; их лидерство является скорее «парциальным», чем «абсолютным» и т.д.  [4, с.10]

В исследованиях  Бендас Т.В., выполненных на студенческих академических группах и направленных на изучение лидеров и руководителей в них, было обнаружено: большей продуктивностью отличаются мужские студенческие академические группы и мужчины-стихийные лидеры, по сравнению с женщинами-лидерами в женских группах; у девушек-лидеров преобладают авторитарные черты, у юношей-лидеров – демократические; в женских студенческих группах по сравнению с мужскими отмечается большее рассогласование формального и неформального лидерства и т.д.  [5, с.14]

В большинстве работ, посвященных  гендерным проблемам лидерства, наиболее часто изучаются следующие шесть проблем связи лидерства и пола:

  1. частота появления мужчин и женщин в роли лидеров;
  2. лидерский стиль поведения;
  3. эффективность выполнения лидерской роли;
  4. лидерство и половая структура группы;
  5. стремление к лидерству;
  6. гендерная идентичность лидеров.

Поиск причин гендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами-мужчинами и женщинами – ведется по пяти направлениям.  К первому относятся традиционные теоретические подходы, сложившиеся в психологии: когнитивизм, бихевиоризм, фрейдизм. Второе направление связано с общими различиями между мужчинами и женщинами. Третье направление составляют классические лидерские концепции, включившие в свой арсенал фактор пола. К четвертому направлению можно отнести собственно гендерные теории лидерства. И, наконец, пятое направление составляют работы, не имеющие четкой теоретической основы и усматривающие причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации.

Все теории указанных направлений  можно разделить на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные.

Одной из иллюстраций  к рассмотрению проблемы личностных черт лидеров является ссылка на современные  исследования в работе Л.Первина и О.Джона, посвященной проблемам психологии личности. Приводятся выводы Р.Хогана о том, что в качестве детерминантов лидерства могут рассматриваться:

  • экстраверсия (высокий уровень выраженности – представлена такими характеристиками, как напористость, энергичность, активность);
  • невротизм (низкий уровень выраженности – представлен такими характеристиками, как эмоциональная стабильность, уверенность);
  • сознательность (высокий уровень выраженности – представлена такими характеристиками, как организованность, ответственность, надежность, настойчивость);
  • доброжелательность (высокий уровень выраженности – представлена такими характеристиками, как склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта). [16, с.314]

В современном мировом  сообществе по-прежнему основные лидерские  функции выполняют мужчины, которым  принадлежит ведущая роль в управлении экономикой, политикой и другими  ключевыми общественными сферами. Между тем стиль их управления общественными структурами имеет определенные отличия по сравнению с женским.

Майерс Д. подчеркивает, что мужчинам легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социального лидера, создающего «дух команды». Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины, тогда как при авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже. Поведение мужчин чаще характерно для людей, облеченных институциональной властью (они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются), тогда как женщины (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми (они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны).  [13, с.233]

К особенностям женского стиля  поведения принято относить развитую интуицию, способность сочувствовать, консервативность и способность  работать в команде. Мужской стиль  поведения, как правило, ассоциируется  с командным («деловым») стилем руководства, основанным на использовании власти и жесткого контроля. Женский стиль  поведения рассматривается в  качестве нетрадиционного и альтернативного  жесткому, авторитарному стилю руководства, ибо женщина-лидер более внимательна  к межличностным связям и терпима  в общении, склонна к партнерству  и способна выдерживать большие  нагрузки. Она не решает за всех своих  подчиненных их проблем, стремясь избежать подчеркнутого доминирования. Действуя на основе личного примера, лидер  такого типа мобилизует возможности  членов социальной группы, стимулирует  активность и предпочитает сотрудничество с ними на базе партнерства. Подобный стиль нередко именуют «преобразовательным», «взаимодействующим» и т.п. Конкретно  здесь имеется в виду умение женщин делиться с подчиненными властью и информацией, что позволяет им повысить самооценку, пробуждает у людей интерес к выполняемой работе. Привлекая к взаимодействую своих подчиненных, женщины-руководители уясняют собственное мнение, они как бы думают вслух, и это помогает им адекватно оценивать все факторы. Руководство с приглашением к участию имеет ряд позитивных моментов. Так, если сотрудники свободно выражают свое мнение, есть надежда, что решение будет принято на основе максимально возможной информации и активно поддержано ими. [18, с.18-33]

По мнению Булычева И.И., в последнее время приходит осознание того, что для того, чтобы руководить, нужно быть, во-первых, личностью лидерского типа, предполагающего наличие достаточно целеустремленной воли и авторитета, во-вторых, необходимо иметь в своем распоряжении андрогинный спектр поведения. Последнее предполагает совмещение «типично женских» и «типично мужских» манер поведения. [7, с.315]

Таким образом, несмотря на почти вековую историю исследования, вопрос о личностных чертах людей, определяемых как лидеры, остается важным, и в  психологической литературе представлено большое количество вариантов ответов  на него.

1.3 Возрастные особенности  старшеклассников современной школы

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов  деятельности старшеклассников. В связи  с тем, что в старших классах  расширяется круг знаний, что эти  знания ученики применяют при  объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для  одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной  науке.

Различие в отношении  к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами  учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах [10].

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника  типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и  спорте, открывает широкие возможности  для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние  на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности  влияет на формирование у юношей и  девушек высокой самооценки, уверенности  в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них  замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Информация о работе Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников