Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить гендерные особенности развития и проявления лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа литературы построить схему исследования гендерных особенностей развития лидерских качествах.
3. Подготовить и провести необходимые исследования.

Содержание

Введение
1. Анализ литературы по проблеме гендерных особенностей представлений о лидерских качествах
1.1. Проблема лидерства в психологии
1.2. Гендерный аспект феномена лидерства
1.3 Возрастные особенности старшеклассников современной школы
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная №1.docx

— 83.15 Кб (Скачать документ)

27.    Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28.     Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.    Полагаете ли Вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30.    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31.    Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32.    Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33.    Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?

34.    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.    Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится что-либо говорить большой группе?

36.    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.    Верно ли, что у Вас много друзей?

38.    Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39.    Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении группы своих товарищей? 

 

Стандарты. Все нечетные вопросы (1 столбец) относятся к коммуникативным склонностям, четные (2 столбец) – к организаторским.  

 

Бланк ответа: 

 

№ вопроса

Да – «+»

Нет – «-»

№ вопроса

Да – «+»

Нет – «-»

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

 

 

Бланк дешифратора: 

 

№ вопроса

Да – «+»

Нет – «-»

№ вопроса

Да – «+»

Нет – «-»

1

+

2

+

3

-

4

-

5

+

6

+

7

-

8

-

9

+

10

+

11

-

12

-

13

+

14

+

15

-

16

-

17

+

18

+

19

-

20

-

21

+

22

+

23

-

24

-

25

+

26

+

27

-

28

-

29

+

30

+

31

-

32

-

33

+

34

+

35

-

36

-

37

+

38

+

39

-

40

-


 

 

1.   Подсчитать количество ответов, совпадающих со стандартами по 1 и 2 столбцам;

2.   Умножить полученные результаты на 0,05 и сопоставить со шкалой оценок: 

 

А. Коммуникативные  склонности: 

 

0,10 – 0,45                     1. Уровень проявления низкий;

0,46 –0,55                      2. Уровень ниже среднего;

0,56 – 0,65                     3. Уровень средний;

0,66 – 0,75                     4. Уровень высокий;

0,76 – 1,00                     5. Уровень очень высокий.  

 

В. Организаторские  склонности: 

 

0,20 – 0,55                     1. Уровень проявления низкий;

0,56 – 0,65                     2. Уровень ниже среднего;

0,66 – 0,70                     3. Уровень средний;

0,72 – 0,80                     4. Уровень высокий;

0,81 – 1,00                     5. Уровень очень высокий.  

 

Тест  «Капитан и рядовой»

 

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с одним из ответов, обведите его. 

 

Лист  вопросов:

1.         Дружба для Вас:

А – сотрудничество, Б – поддержка, В – альтруизм.

2.         Настоящий художник (артист) должен прежде всего обладать:

А – талантом, Б – решимостью, В – подготовкой.

3.         На вечеринке Вы чаще всего чувствуете себя:

А – «петушком», Б – «курицей», В – «цыпленком»

4.         Если бы Вы были геометрической фигурой, то были бы:

А – цилиндром, Б – сферой, В – кубом.

5.         Когда Вам нравится девушка (юноша), Вы:

А – делаете  первый шаг, Б – ждете, пока она (он) сделает первый шаг, В – делаете  мелкие шажки.

6.         Вы сталкиваетесь с неожиданностью (не только сидя за рулем) и:

А – тормозите, Б – прибавляете скорость, В – теряетесь.

7.         Если Вам приходится говорить на публике, Вы чувствуете, что:

А – Вас слушают, Б – критикуют, В – Вы смущаетесь.

8.         В экспедицию лучше брать товарищей:

А – крепких, Б  – умных, В – опытных.

9.         Скажем правду, Золушка была:

А – несчастная девочка, Б – хитрюга-карьеристка, В – брюзга.

10.    Как бы Вы определили свою жизнь?

А – партия в  шахматы, Б – матч бокса, В –  игра в покер. 

 

Теперь посчитайте очки согласно таблице: 

 

Вопрос

А

Б

В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

3

3

1

3

3

3

3

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

3

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

3


 

 

Если Вы в сумме набрали  не больше 16 очков, то в обществе Вы простой рядовой. Вы слишком уважаете других и отождествляете себя со слабостями ближних, а потому не способны командовать  и успешно конкурировать, ведь для  этого необходимо уметь поглощать  и переваривать чужие трудности. Может быть, за Вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые  надежды? Тогда, прежде чем делать какие-либо выводы, проанализируйте, сколько раз  Ваши попытки руководить терпели  неудачу. Если же откровенность требует  признать, что Вы и без лидерства  чувствуете себя прекрасно, останьтесь несколько в стороне от событий. В сущности, это не так уж и  плохо – так спокойнее.

Если Вы набрали от 17 до 23 очков, то Вы младший офицер. Это  довольно неловкое положение: между  молотом и наковальней. Вы и на работе с трудом принимаете решение, так ведь? Вы – немножко руководитель, а немножко – войско… Вам трудно добиваться признания, Ваши аргументы  – слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.

Если Вы набрали больше 24 очков, Вы генерал. С детских лет  Вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом Ваше влияние на других людей крепло и  особенно проявлялось в трудные  минуты. Если Вы честолюбивы и не боитесь работы, этот дар может  поднять Вас очень высоко. Если же нет – довольствуйтесь тем, что вас считают прекрасным другом (или подругой), советчиком и Вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.

Приложения

Приложение A

ВОПРОСНИК САНДРЫ БЭМ ПО ИЗУЧЕНИЮ МАСКУЛИННОСТИ -ФЕМИНИННОСТИ [1]

Испытуемому дается следующая инструкция: «Отметьте  в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».

Перечень качеств:

1)  вера в себя;

2)  умение уступать;

3)  способность помочь;

4)  склонность защищать свои взгляды;

5)  жизнерадостность;

6)  угрюмость;

7)  независимость;

8)  застенчивость;

9)  совестливость;

10)  атлетичность;

11)  нежность;

12)  театральность;

13)  напористость;

14)  падкость на лесть;

15)  удачливость;

16)  сильная личность;

17)  преданность;

18)  непредсказуемость;

19)  сила;

20)  женственность;

21)  надежность;

22)  аналитические способности;

23)  умение сочувствовать;

24)  ревнивость;

25)  способность к лидерству;

26)  забота о людях;

27)  прямота, правдивость;

28)  склонность к риску;

29)  понимание других;

30)  скрытность:

31)  быстрота в принятии решений;

32)  сострадание;

33)  искренность:

34)  самодостаточность (полагаться только на себя);

35)  способность утешить;

36)  тщеславие;

37)  властность;

38)  тихий голос;

39)  привлекательность;

40)  мужественность;

41)  теплота, сердечность;

42)  торжественность, важность;

43)  собственная позиция;

44)  мягкость;

45)  умение дружить;

46)  агрессивность;

47)  доверчивость;

48)  малорезультативность;

49)  склонность вести за собой;

50)  инфантильность;

51)  адаптивность, приспосабливаемость;

52)  идивидуализм;

53)  нелюбовь к употреблению ругательств;

54)  несистематичность;

55)  дух соревнования;

56)  любовь к детям;

57)  тактичность;

58)  амбициозность, честолюбие;

59)  спокойствие;

60)  традиционность, подверженность условностям.

Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл.

Ключ:

- маскулинность (номера вопросов): 1,4, 7,10, 13, 16,19, 22, 25, 28,31, 34,37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;

- фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35,38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М, и сумма баллов по фемининности делится на 20 — это F.

Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле:

IS = (F — М) ´ 2,322.

Интерпретация:

испытуемого относят  к одной из 5 категорий:

1.   IS меньше -2,025 — ярко выраженная маскулинность.

2.   IS меньше -1 — маскулинность;

3.   IS от -1 до +1 — андрогинность;

A. IS больше +1 — фемининость;

5. IS больше +2,025 — ярко выраженная фемининность.

 
Приложение Б

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКОГО СТИЛЯ Р. БЕЙЛЗА - К. ШНЕЙЕРА,МОДИФИКАЦИЯ Т. В. БЕНДАС [2] 

Схема наблюдения за поведением была разработана Р. Бейлзом. Эта классическая методика широко используется во всем мире. По мнению К. Шнейера (Schneier, 1978). эта схема позволяет изучать 2 стиля лидерского поведения — деловой (Т — task, т. е. ориентированный на задачу) и социо-эмоциональный (S — socioemotional, т. е. ориентированный на взаимоотношения).

Испытуемым дается следующая  инструкция:  

«Оцените в баллах поведение  лидера по 12 формам поведения. 1 балл вы ставите, если данная особенность поведения  проявляется очень редко, 10 —  наиболее часто, 0 баллов — если вы не заметили такой особенности у  оцениваемого лидера».

Лидер:

1)  поддерживает других, помогает, поощряет;

2)  ведет себя дружески, шутит, смеется;

3)  соглашается, понимает, уступает другим;

4)  предлагает идеи, советует, руководит;

5)  высказывает мнения, анализирует;

6)  информирует, отвечает на вопросы;

7) просит повторить, требует высказывать идеи;

8)  задает вопросы, спрашивает о мнениях;

9)  поддерживает предложения;

Информация о работе Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников