Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить гендерные особенности развития и проявления лидерских качеств у старшеклассников в современной школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа литературы построить схему исследования гендерных особенностей развития лидерских качествах.
3. Подготовить и провести необходимые исследования.

Содержание

Введение
1. Анализ литературы по проблеме гендерных особенностей представлений о лидерских качествах
1.1. Проблема лидерства в психологии
1.2. Гендерный аспект феномена лидерства
1.3 Возрастные особенности старшеклассников современной школы
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная №1.docx

— 83.15 Кб (Скачать документ)

 

По результатам  теста можно дать рекомендации по формированию качеств, разработанные  авторским коллективом под руководством М.И. Рожкова (Программа «Лидер» под  редакцией М.И. Рожкова, М.: СПО-ФДО):

Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда следует принять на вооружение несколько советов.

1.   Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?»

2.   Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.

3.   Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.

4.   Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи – это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.

5.   Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.  

 

Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу), постарайся ответить на вопросы:

1.   Действительно ли твои цели важны для тебя?

2.   Реальны ли твои цели?

3.   Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?

4.   Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?

5.   Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих? 

 

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы:

1.   Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

2.   Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?

3.   Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

4.   Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

5.   Поддерживают ли мои решения мои товарищи?  

 

Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответь на следующие вопросы:

1.   Ценю ли я творческий подход в других людях?

2.   Готов ли я к неопределенности?

3.   Верю ли я в свои творческие способности?

4.   Могу ли я порвать с традициями?

5.   Испытываю ли я потребность в переменах? 

 

Если у  тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

1.   Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

2.   Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.

3.   «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

4.   Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

5.   Раскрой свои мысли и чувства.

6.   Будь готов подбодрить другого человека.  

 

Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»:

1.   Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

-      выдели в задаче главное и второстепенное;

-      выясни время выполнения задачи;

-      уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;

-      определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;

-      повтори задание.

2.   Подготовься к выполнению задания:

-      изучи опыт других, посоветуйся;

-      сделай предварительную расстановку людей;

-      исходя из реальных возможностей, составь план.

3.   Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

-      обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;

-      учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

4.   Расставь людей, учитывая их возможности:

-      распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;

-      за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;

-      каждый должен знать свои права и обязанности.

5.   Согласовывай свои действия:

-      постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов;

-      поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании;

-      интересуйся опытом других выполняющих подробные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6.   Обучай и инструктируй своих помощников:

-      подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;

-      указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;

-      подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.

7.   Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

-      привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

-      осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;

-      давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;

-      старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8.   Будь внимателен в период завершения работы:

-      требуй отчета о работе от своих помощников;

-      при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;

-      организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9.   Экономно расходуй свое время и силы:

-      осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;

-      решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;

-      оказывай помощь в работе на самом трудном участке.

10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:

-      анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;

-      давай оценку работы на основе конкретных результатов;

-      старайся поощрить, отметить работу своих помощников. 

 

Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:

1.   Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?

2.   Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?

3.   Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

4.   Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

5.   Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

Известный психолог А.Н. Лутошкин советует также лидерам:

-      изучить интересы, увлечения, способности товарищей;

-      при распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;

-      чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом;

-      иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему. 

 

Если Вы обнаружили, что  у Вас низкий показатель З (работа с группой), то также прислушайся к советам:

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в  организации коллективных дел. Эти  свойственные лидеру приемы воздействий  на личность или на группу называют стилем работы. 

 

Методика выявления  коммуникативных, организаторских  способностей

Инструкция:

Дорогой друг!

Свободно выражай свое мнение по каждому вопросу и отвечай  на них так: если твой вопрос положителен, то в соответствующей клетке «листа ответов» поставь знак «+», если же отрицательный – «-». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует.

Тебе надо внимательно  проследить за тем, чтобы номер вопроса  и номер клетки, куда ты запишешь свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист  ответов», имей в виду, что вопросы  короткие и не могут содержать  всех необходимых подробностей. Представь  себе типичные ситуации и не задумывайся  над деталями. Не следует затрачивать  много времени на обдумывание, отвечай  быстро. Возможно, что на некоторые  вопросы тебе будет трудно ответить, тогда постарайся дать тот ответ, который ты считаешь предпочтительным. Когда ты отвечаешь на любой из этих вопросов, обращай внимание на первые его слова. Твой ответ должен быть очень точно согласован с  этими словами. Давай посмотрим  на правильность ответов при таком  вопросе: «правда ли, что тебе не нравится заниматься математикой». Если тебе действительно не нравится заниматься математикой, то ты сначала ответь на вопрос так: «Да, это правда». Следовательно, в листе ответов ты поставишь  «+». Но если тебе нравится заниматься математикой, то ан вопрос «Правда ли, что тебе не нравиться заниматься математикой», ты отвечаешь отрицательно: «Нет, неправда». В таком случае в «Листе ответов» поставишь «-». Отвечая на вопросы, не стремись произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражай свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. Постарайся ответить на все вопросы. 

 

Лист вопросов:

1.         Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.         Часто ли Вам удается склонить большинство товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3.         Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-то из Ваших товарищей?

4.         Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.         Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6.         Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7.         Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8.         Если возникали некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступали от своих намерений?

9.         Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10.    Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.    Трудно ли Вам включиться в новые для Вас компании?

12.    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.    Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.    Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим именем?

15.    Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обещаний, обязательств?

17.    Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.    Часто ли в решении дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.    Часто ли раздражают Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20.    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.    Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам удается закончить начатое дело?

23.    Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.    Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

Информация о работе Гендерные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников