Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
В современном обществе представления о мужских и женских ка¬чествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и феми¬нинности переплетаются с современными, что позволяет значитель¬но полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных ва¬риаций. С изменением системы гендерных ролей многие традицион¬ные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее поляр¬ными и однозначными, чем ранее.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ гендерных стереотипов у юношей и девушек в период ранней юности
1.1. Понятие гендера в психологии……………….…………..………………..6
1.2.Гендерный стереотип, его виды и функции …….……………………….14
1.3.Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней юности….………………………………………………………18
Выводы по I главе ..…………………………………………………………….29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………….……………31
2.2.Анализ результатов исследования…………....……………………….…33
Выводы по главе 2……………………………………………………………… 39
Заключение ……………………………………………………………………...41
Список литературы.
С
ее помощью может быть
Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.
Таким образом, гендерные стереотипы выполняют
ряд функций, связанных с необходимостью
объяснения тех или иных различий между
полами, репрезентаций этих различий,
а также оправдания их существования.
Являясь последствиями категоризации
(обобщения), гендерные стереотипы формируют
наши ожидания в отношении поведения мужчин
и женщин.
1.3 Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней юности
Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. В современном взгляде на процесс взросления человека, его вхождения в социальную жизнь юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15–17 лет) и поздняя юность (18–21). В разных периодизациях верхняя граница юности представлена очень вариативно: от 20 до 22 лет. Задача данной темы – осветить психологию ранней юности как период, на котором заканчивается детство человека. Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая, по мнению В.В.Зеньковского, вполне созрели для этого.
Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов и они проявляются в юности в новом качестве. От раннего детства возвращается к юности эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности. Младший школьный возраст закладывает внимание к законам и порядкам мира внешнего, социального и морального. Новое их качество проявляется в том, что повзрослевший человек стремится не просто приспособиться к существующим законам, но и самому менять ситуацию, утверждая этот закон. «Наконец от отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы укрощённая и просветлённая…, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души».
Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает самоконструирование своей личности. Ранний юношеский возраст мы будем также рассматривать сквозь призму становления самосознания как интегративной психологической функции, стоящей в центре всех изменений данного периода. В отличие от подростка, юноша соотносит имеющийся у него идеал с окружающими его людьми. Он пытается в живых реальных ситуациях и близких людях увидеть этот идеал. Но так как для этого необходимы особые личностные качества, которые зачастую юность ещё не имеет, юноша конфликтует с этими людьми. Для него то, что соответствует его идеалам, положительно, а то, что не соответствует, – отрицательно. Юношеский максимализм – причина частых разочарований. Этот возрастной период образно характеризуют как период «черно-белой» логики. Только развивающийся процесс самопознания позволяет юноше скорректировать свою оценку и найти равновесие между своей позицией и позицией других людей. Самопознание позволяет ему начать соотносить идеал со своими личностными чертами, и здесь можно говорить о том, что детство как период жизни закончилось.
Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность. Поэтому огромное значение в ранней юности приобретает дружба и романтическая любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это сензитивный возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Те из юношей, которые не научаются данному умению, с трудом обретают друзей в течение последующей жизни. Кроме того, дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения. Как отмечают возрастные психологи, юноши и девушки, общаясь с представителем противоположного пола, заменяют доминирующую в подростничестве физическую коммуникацию (объятия, щипки, поглаживания, прикосновения) на словесное общение (комплименты, ирония, остроумные шутки, игровые намеки). Для девушек чаще эмоциональной отдушиной выступают дневники.
Традиционно юношеский возраст рассматривается с позиции профессионального выбора (Пряжников, 1996). Е.А. Климов специально выделяет в стадиях становления профессионала стадию оптации, которая приходится на рассматриваемый возраст, когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от латинского – «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11–12 до 14–18 лет.
Л.А. Головей считает, что основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В 16–17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов. Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная.
Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.
Второй этап – подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным – стану врачом). Четвертый этап, по мнению И.С. Кона, – практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации.
Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
В современных условиях подросток 13–14 лет вынужден выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении.
В широком смысле самоопределение подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения.
Время юности связано с началом профессионального и личностного самоопределения – окончание школьной учёбы, начало профессионального обучения или первая самостоятельная трудовая деятельность, окрепшие личностные привязанности. Ведущей деятельностью юности становится поиск своего места в жизни. Основные новообразования – осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов (выстраивание стратегии), вызревает готовность к самоопределению.
В ранней юности возникает особый интерес к общению с взрослыми. Эмоциональные контакты с взрослыми восстанавливаются на сознательном уровне. С родителями обсуждаются планы на будущее, жизненные перспективы. В них юные люди хотят видеть советчиков и друзей, но на определенном уровне дистанции: это значимое общение, но не интимное. В психологическом времени жизни для юношей и девушек акцентировано будущее. Настоящее – это только подготовка к будущей, подлинной (взрослой) жизни. Оно облегчает юному человеку переживание неприятностей и разочарований, позволяя с легким сердцем, относится к ним. Обратной, негативной стороной такого отношения является пониженное чувство ответственности. Юноша, живя предвкушением будущего, в то же время желает получить результаты немедленно или в самое ближайшее время. Указанное противоречие, по мнению Р.М. Грановской, имеет физиологические и психологические причины: для юноши время тянется немного медленнее, чем для зрелых людей.
Юность заканчивается тогда, когда молодой человек понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно. Преодоление этих иллюзий побуждает зрелого человека прикладывать определенные усилия для реализации жизненных планов. Преодолению иллюзий способствует определенный уровень развития познавательной сферы. Мышление юноши характеризуется появлением дивергентного мышления: он начинает осознавать, что любое понятие не имеет однозначного толкования. Истинность понятия или действия можно оценить только в контексте целостной ситуации. Теоретическое осмысление себя и мира приводит к построению абстрактных моделей.
Открывающаяся свобода в мышлении и действиях дает юности своеобразный аванс на будущую жизнь. Тяготение к философствованию, стремление к рассуждениям об иррациональном – одна из важнейших черт юности. Восприятие этого обстоятельства жизни юных людей может существенно разниться, как в осознании самих юношей, так и в объяснении этого взрослыми людьми. Можно назвать юношеский возраст возрастом «метафизической интоксикации», а можно увидеть, как «духовный мир действительности одухотворяет и согревает человека… Этот духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни…он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено именно в юности…». Вместе с тем, юность ограничена в своём понимании всей полноты того, что происходит в ней и того, что происходит в окружающей действительности. Именно эта недальновидность юности обнаруживает её принадлежность к детству. Неумение адекватно оценить собственное состояние, «социальная слепота», которые связаны с отсутствием житейского опыта, могут привести к тому, что цельность и возвышенность чувств будут подменены «лёгкой жизнью» по принципу «получи от жизни всё» или фанатическому устранению всего того, что мешает юношескому радикализму. Физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на самый высокий уровень притязаний, юношеский максимализм часто не позволяет делать самого простого и необходимого. В учёбе зачастую проявляется стремление к внешним достижениям – притягательными становятся высокий материальный или социальный статус будущей специальности, стремление понравится преподавателям. В духовной жизни также могут превалировать эгоцентрические тенденции. «Тщеславие и честолюбие расцветают в душе молодых людей пышным цветом, поэтому священнику приходится постоянно переключать юношей и девушек с мнения о самих себе, на объективные интересы дела. Очень важно, чтобы пастырь, уделяющий внимание духовному окормлению молодёжи, хорошо чувствовал, куда направлены чувства и мысли его юных прихожан, и понимал, насколько их намерения адекватны. Очень часто для воцерковляющихся юношей и девушек привлекательным становится путь монашеской жизни. Испытав первые разочарования и потрясения от безответной любви, неудачной сессии в институте, они настойчиво просят своих духовников благословить их на послушание в монастыре с намерением, затем в нём остаться. Если вовремя не распознать за этими «благими порывами» болезненного состояния души, произошедшего вследствие уязвлённого самолюбия, тщеславие и честолюбие могут привести молодых людей к жестоким и горьким разочарованиям» Общей тенденцией, характеризующей период юношеского становления, является стремление всё испытать, впитать, пережить. «Юность всегда готова постичь как разнообразие в принципе, так и принцип в разнообразии». Объясняя своё понимание юности, Э.Эриксон утверждает что, прежде чем принять взвешенное решение, юность испытывает крайности. Суть этого испытания – определить «нижний предел некоторой правды, перед тем как вверить силы тела и души части существующего (или грядущего) порядка, подчиниться существующим в обществе законам. Лояльность, законопослушность – опасное бремя, если только оно не взваливается на плечи с чувством независимого самостоятельного выбора и не переживается как верность».
Самоопределение – важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с новым восприятием времени. Молодой человек задает себе вопросы: что значу я в этой жизни? Каковы мои возможности? Какое место я занимаю в этом мире? С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. По мнению Т.А. Арканцевой и Е.П. Авдуевской (1996), ребенок находится на возрастном перекрестке выбора в самом широком смысле этого слова. Социальная ситуация задается ситуацией множественных социальных выборов. В связи с необходимостью самоопределения в юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации. Учеба начинает рассматриваться молодыми людьми как предпосылка будущей профессии, поэтому в качестве ведущего вида деятельности в данном возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности.
Возникший не так давно термин «личностное самоопределение» большинством отечественных авторов анализируется в контексте профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха и А.А. Кроник). В зарубежной психологии личностное самоопределение очень близко по своему содержанию к понятию «личностная идентичность» (Н.В. Антонова, М.Р. Гинзбург). Теория идентичности Э. Эриксона является одним из направлений психоаналитического толкования данного феномена. Идентичность достигается как благоприятный психосоциальный исход к концу ранней юности (18 лет), если этого не происходит, то развитие периода заканчивается приобретением феномена «диффузной идентичности» т.е. происходит смешение ролей, о которых ребенок узнает до юношеского возраста; они не интегрируются в стержневую идентичность, не удается разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположной системой ценностей. Э. Эриксон определил идентичность как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении.
В русле психоаналитического направления Дж. Марсиа предложил статусную модель идентичности, которая широко применяется в исследованиях подростков. Он попытался дать операциональное определение: «структура Эго – внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток должен решить следующие проблемы: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой такой проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих слабых и сильных сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Автор подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на акте решения проблем (Антонова, 1996).
Информация о работе Гендерные стереотипы в период ранней юности