Гендерные стереотипы в период ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание

В современном обществе представления о мужских и женских ка¬чествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и феми¬нинности переплетаются с современными, что позволяет значитель¬но полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных ва¬риаций. С изменением системы гендерных ролей многие традицион¬ные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее поляр¬ными и однозначными, чем ранее.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ гендерных стереотипов у юношей и девушек в период ранней юности
1.1. Понятие гендера в психологии……………….…………..………………..6
1.2.Гендерный стереотип, его виды и функции …….……………………….14
1.3.Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней юности….………………………………………………………18

Выводы по I главе ..…………………………………………………………….29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………….……………31
2.2.Анализ результатов исследования…………....……………………….…33
Выводы по главе 2……………………………………………………………… 39
Заключение ……………………………………………………………………...41
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ.docx

— 100.79 Кб (Скачать документ)
 

     В результате  сравнений можно сделать выводы о стереотипности взглядов испытуемых.

      Оценка общей привлекательности  у юношей (65,3), у девушек (63,3).        Степень различия в балльных  оценках (2) незначительна. Из этого  следует, что обе стороны представителей  своего пола оценивают выше, чем противоположный, что указывает на некую конкурентность в гендерных отношениях.

      Силы личности у юношей (71,5), у девушек(57,4). Степень различия в балльных оценках (14,1) достаточно высокая. Здесь можно отметить, что гедерный стереотип проявляется наиболее выражено. Так как в этот фактор входили такие качества: уверенный, смелый, свободный, сильная личность.   Считается эти качества более присущи мужчинам, нежели женщинам.                                                                                   

     Оценка эмоциональности у юношей (58,6), у девушек (61,6). Степень различия в балльных оценках (3) незначительна. Из этого следует, что обе стороны представителей своего пола свободно выражают свои чувства и эмоции, которые являются важнейшим фактором психического здоровья человека. Как юноши, так и девушки не испытывают затруднения при общении с противоположным полом.

     Фактор социального статуса   у юношей (75,1), у девушек(63,4). Степень различия в балльных оценках (11,7) высокая. Из этого можно сделать вывод, что для юношей более характерна социальная мобильность, конструирование жизненных планов на будущее и их реализация. Высокое значение имеет широкий круг интересов, материальное благосостояние, положение в обществе.

     Фактор зависимости у юношей (49,2), у девушек(54,8). Степень различия в балльных оценках (5,6) средняя, указывает на то, что девушки склонны считать себя независимыми меньше, чем юноши.

      Проявление эмпатии у юношей (60,5), у девушек(61,8). Степень различия в балльных оценках (1,3) незначительная. Это означает, что юноши у девушки в равной степени обладают достаточной способностью эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек или животное. Сензитивны к переживаниям других людей, способны к безошибочному распознаванию эмоциональных состояний окружающих, и чаще всего совершают адекватные ситуации эмпатические действия и поступки. Хотя в некоторых случаях возможно бездействие.

     Фактор современности у юношей (76,1), у девушек (63,1). Степень различия в бальных оценках(13).В этом факторе присутствует критерий оценки внешности, сексуальности. Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания. Для юношей понятие «величина» и «величие»-почти синонимы, что оправдывает такую значимую разницу в оценках этого фактора.

      Фактор фемининности у юношей (46,9), у девушек (65,7). Степень различия в бальных оценках(18,8) высокая. Фемининные характеристики - личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины ( я- заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная). Фактор фемининности отражает достаточно традиционные взгляды на женщину, потому высокие показатели по этой группе говорят о весьма традиционной оценке исследуемых образов. Хочется отметить, что в данном случае оценка фактора фемининности  скорее невысокая у юношей, чем высокая у девушек, что подтверждает исследование следующего фактора.

    Фактор маскулинности у юношей (97,7), у девушек (64,8). Степень различия в бальных оценках(32,9) высокая. Маскулинные характеристики- личностные черты, традиционно приписываемые образу мужчины(я- сильный, смелый, целеустремленный, самостоятельный, независимый, агрессивный). Юношей данной выборки отличает большое самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области спортивных достижений и собственной внешности –физическое Я.

       Фактор андрогинности у юношей (69,2), у девушек (67,6). Степень различия в бальных оценках(1,6) невысокая. Из этого следует, что обе стороны представителей своего пола оценивают себя как личности, в которых на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного  типов.

       Следует обратить внимание на  небольшую разницу в показателях  у девушек фактор фемининности,  превышает фактор маскулинности всего на

(0,9); фактор андрогинности  превышает фактор фемининности на (1,9); фактор андрогинности превышает фактор маскулинности на (2,8). То есть можно говорить, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что девушки принадлежат к андрогинному типу, имеющему черты одного и другого пола наиболее приспособленному к жизни.

     Для установления различий по  преобладанию изучаемых факторов  использовался U-критерий Манна-Уитни.

      Как видно из результатов, различие  между выборками юношей и девушек  гендерных стереотипов в этом исследовании высокозначимо, поскольку значение Критерия Манна-Уитни по факторам где (p<0,05):

Фактор  силы личности (U= 76,5; p  0,019173)

Фактор  социального статуса ( U= 80,5 ; p 0,027498)

Фактор  современности ( U= 78,5 ; p 0,023010 )

Фактор  фемининности ( U= 34 ; p 0,000141 )

Фактор  маскулинности ( U= 21 ; p 0,000021 )

     Анализируя данные, мы получили, что факторы фемининности отражают достаточно традиционные взгляды на женщину, поэтому высокие показатели по этой группе говорят о весьма традиционной оценке исследуемых образов, высокие значение по факторам силы личности, социального статуса, современности, маскулинности говорят о довольно традиционном взгляде на исследуемые образы мужчин. Факторы общей привлекательности и андрогинности гендерно-нейтрально. Можно говорить, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что девушки принадлежат к андрогинному типу, имеющему черты одного и другого пола наиболее приспособленному к жизни.

    Из полученных результатов можно  сделать вывод о том, что  гендерные стереотипы меняются. Так стереотип женственности сложился в 19в., но остается популярным до сих пор, что женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных девушек, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т.е. обладать мужскими качествами.

     Стереотип мужественности также изменился: в него входили подавление нежности, несдержанность, и выражение гнева и страсти. В современном портрете  допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств.

     Выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в гендерных стереотипах у юношей  и девушек в период ранней юности подтвердилась. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по II главе

     В ходе исследования мы выявляли различия между стереотипами юношей и девушек. Из оценки общей привлекательности у юношей и девушек степень различия  незначительна. Из этого следует, что обе стороны представителей своего пола оценивают выше, чем противоположный, что указывает на некую конкурентность в гендерных отношениях. Сила личности у юношей достаточно высокая. Здесь можно отметить, что гедерный стереотип проявляется наиболее выражено. Так как в этот фактор входили такие качества: уверенный, смелый, свободный, сильная личность. Считается эти качества более присущи мужчинам, нежели женщинам.

     Оценка эмоциональности у юношей  и девушек. Степень различия  незначительна. Из этого следует,  что обе стороны представителей  своего пола свободно выражают  свои чувства и эмоции, которые  являются важнейшим фактором  психического здоровья человека. Как юноши, так и девушки  не испытывают затруднения при  общении с противоположным полом.

     Оценка фактора социального статуса   у юношей высокая. Из этого  можно сделать вывод, что для  юношей более характерна социальная  мобильность, конструирование жизненных  планов на будущее и их реализация. Высокое значение имеет широкий  круг интересов, материальное  благосостояние, положение в обществе.

     Фактор зависимости у юношей  и девушек. Степень различия средняя, указывает на то, что девушки  склонны считать себя независимыми меньше, чем юноши.

     Проявление эмпатии у юношей и девушек. Степень различия незначительная. Это означает, что юноши у девушки в равной степени обладают достаточной способностью эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек или животное. Сензитивны к переживаниям других людей, способны к безошибочному распознаванию эмоциональных состояний окружающих, и чаще всего совершают адекватные ситуации эмпатические действия и поступки. Хотя в некоторых случаях возможно бездействие.

     Фактор современности  юношами  оценен более высоко в сравнении с девушками. В этом факторе присутствует критерий оценки внешности, сексуальности. Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания.          Для юношей понятие «величина» и «величие»-почти синонимы, что оправдывает такую значимую разницу в оценках этого фактора.

     Фактор фемининности у юношей и девушек. Степень различия высокая. Фемининные характеристики-личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины( я- заботливая, чувствительная, зависимая, нежная, мечтательная). Хочется отметить, что в данном случае оценка фактора фемининности  скорее невысокая у юношей, чем высокая у девушек, что подтверждает исследование следующего фактора маскулинности у юношей и у девушек. Юношей данной выборки отличает большое самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области спортивных достижений и собственной внешности –физическое Я.

     По фактору андрогинности у юношей и у девушек степень различия стереотипов невысокая. Из этого следует, что обе стороны представителей своего пола оценивают себя как личности в которых на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного  типов.

      Следует обратить внимание на  небольшую разницу в показателях  у девушек: фактор андрогинности  превалирует над фемининностью и маскулинностью. То есть можно говорить, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что девушки принадлежат к андрогинному типу, имеющему черты одного и другого пола наиболее приспособленному к жизни. 
 

Заключение

     Хотя в литературе исследования и не обнаруживают, что между мужчинами и женщинами существуют значительные расхождения по большинству качеств, мы считаем, что они очень не похожи друг на друга. Частично это происходит по той причине, что женщины и мужчины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество также указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Кроме того, наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства.

Информация о работе Гендерные стереотипы в период ранней юности