Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
В современном обществе представления о мужских и женских ка¬чествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и феми¬нинности переплетаются с современными, что позволяет значитель¬но полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных ва¬риаций. С изменением системы гендерных ролей многие традицион¬ные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее поляр¬ными и однозначными, чем ранее.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ гендерных стереотипов у юношей и девушек в период ранней юности
1.1. Понятие гендера в психологии……………….…………..………………..6
1.2.Гендерный стереотип, его виды и функции …….……………………….14
1.3.Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней юности….………………………………………………………18
Выводы по I главе ..…………………………………………………………….29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………….……………31
2.2.Анализ результатов исследования…………....……………………….…33
Выводы по главе 2……………………………………………………………… 39
Заключение ……………………………………………………………………...41
Список литературы.
В отечественной психологии подобный подход к изучению личностной идентичности близок А.В. Петровскому, который определяет его как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. А. Ватерман акцентирует ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения – это элементы идентичности, они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:
– выбор профессии и профессионального пути;
– принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;
– выработка политических взглядов;
– принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
В интеракционистской модели личностной идентичности (Дж. Мид) под идентичностью понимается способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж.Мид выделил осознаваемый и неосознаваемый типы идентичности. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой возможен только при наличии рефлексии. Рассматривая вопрос о развитии идентичности, Дж. Мид отмечает, что человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми, включенности в группу. Два аспекта идентичности, по мнению Н.В. Антоновой (1996), олицетворяют для Дж. Мида сосуществование социальности и индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы существования личности; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.
Исследования последних лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16–17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Кризис в системе ценностей происходит в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в вуз). Кризис 17 лет – это кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки. Автор доказывает, что на содержание системы ценностей в раннем юношеском возрасте оказывают влияние практика реальных выборов и профиль образования. Значимые гендерные различия в содержании ценностных ориентаций автором обнаружены только при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту.
В исследованиях Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой показано, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежат процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:
- на
первой стадии происходит
- на
второй субъект осознанно
- на
третьей он помещает свой «
- на
четвертой стадии происходит
отделение своей реальной
По мнению авторов, психологические особенности
юношеского возраста связаны с выделением
и осознанием своего «образа Я»: формируется
устойчивый «образ Я». [26]
Вывод по I главе
В заключение можно сказать, что социальная психология гендера подчеркивает:
Гендер - это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность);
Стереотип - некая схема (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.
Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов.
Хотя в литературе исследования и не обнаруживают, что между мужчинами и женщинами существуют значительные расхождения по большинству качеств, мы считаем, что они очень не похожи друг на друга. Частично это происходит по той причине, что женщины и мужчины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество также указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Кроме того, наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. В то же время социальная психология объясняет, почему изменения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин.
В период ранней юности гендерные проблемы
приобретают особую актуальность в период
окончания школы, когда старшеклассники
стоят перед выбором своего дальнейшего
жизненного пути и сферы профессиональной
деятельности. В обществе все еще довольно
устойчивы стереотипы о том, для женщин
главными социальными ролями являются
не профессиональные, а семейные роли
(мать, хозяйка). Считается, что удел женщин
– это экспрессивная сфера деятельности,
где главным является исполнительский
и обслуживающий характер труда, а инструментальная
сфера – это область деятельности для
мужчин, где главным является творческий,
созидательный, руководящий труд. Стремление
соответствовать социальным ожиданиям,
связанным с различной степенью значимости
профессиональной деятельности и карьеры
для мужчин и женщин, побуждает полотипизированных
девушек в профессиональном выборе пренебрегать
своими склонностями, способностями, интересами
и выбирать типично женские профессии,
связанные с выполнением обслуживающих
функций. Как известно, даже способные
к точным наукам девушки довольно редко
поступают в технические вузы. Несмотря
на то, что в развитии основных мозговых
структур у разных полов существенных
различий не наблюдается, на поведение
детей, бесспорно, влияют разные социальные
ожидания в отношении мальчиков и девочек.
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования
Цель исследования: изучить гендерные стереотипы юношей и девушек в период ранней юности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в гендерных стереотипах у юношей и девушек в период ранней юности.
Задачи исследования:
1) Определить степень осознанности личностью собственных гендерных стереотипов.
2) Изучить стереотипность взглядов испытуемых.
Исследование проводилось в общеобразовательной школе № 29 г. Уфы, среди учащихся 9-го и 10-го класса, 40 человек в возрасте 15-17 лет.
Учитывая важное значение мотивации к участию в исследовании для получения достоверных результатов, мы учащихся заинтересовали тем, что:
а) участие в исследовании
б) после обработки данных
результаты были доведены до
сведения каждого участника
В нашем исследовании мы применяли следующие методики:
1.Методика «Опросник «Я-девушка/ юноша».
Методика состоит из 10 утверждений, которые начинаются с фразы «Я- девушка» или «Я – юноша» и далее оставлена пустая строка. Испытуемым предлагается в течении 10 минут продолжить предложения.
Цель: Выявить особенности гендерной идентичности и степень осознанности личностью собственных гендерных стереотипов.(см. приложение 1)
2.Методика «Опросник для оценки образов «Идеальная девушка / Идеальный юноша».
Методика состоит из 44 утверждений, где в правом и левом столбцах бланка содержатся полярные качества для образов «Я», «Идеальная девушка», «Идеальный юноша». Испытуемым предлагается оценить данные качества, отметив степень выраженности характеристик для каждого образа в среднем столбце (в процентном выражении от 0 до 100).
Цель: Выявить существующие гендерные
стереотипы в нормативном отношении, а
также сравнить поведенческую модель
старшеклассника с его гендерными представлениями.
(см. приложение 2)
2.2. Анализ результатов исследования
Мы начали изучение гендерных стереотипов
с методики «Я – девушка/юноша», оценка
характеристики как соответствующей или
несоответствующей гендерному стереотипу
носит субъективный характер, то есть
определяется самим ответившим. Однако,
как правило, старшеклассники без труда
классифицируют самоописания как стереотипные/нестереотипные,
ориентируясь на традиционные представления
о мужественности – женственности. В результате
проведенной методики мы получили следующие
результаты, которые отображены в таблице
1:
Таблица 1
Результаты методики «Я – девушка/юноша»
Категории личности характеризующие себя как: | Юноши |
Девушки |
Личность не соответствующую гендерному стереотипу | 13% |
12,5% |
Плохо осознающие или вытесняющие собственные гендерные характеристики | 25% |
12,5% |
Личность соответствующие гендерному стереотипу | 62% |
75% |
Диаграмма
1. Результаты юношей по методике «Я –
девушка/юноша»
Диаграмма 2. Результаты девушек по методике «Я – девушка/юноша»
Личность, характеризующая себя как не соответствующая гендерному стереотипу среди юношей 13% ,среди девушек 12,5% , говорит о том, что эта группа людей не ориентируются на традиционные представления о мужественности – женственности.
Личность плохо осознающие или вытесняющие собственные гендерные характеристики среди юношей 25% ,среди девушек 12,5%.
Личность соответствующая
Анализируя данные, мы получили, что девушки чаще характеризуют себя как соответствующую гендерному стереотипу, чем юноши.
Далее мы использовали опросник, для оценки образов «Идеальная девушка» («Идеальный юноша»).
В ходе исследования полученные данные были занесены в сводные таблицы для юношей и девушек. (см. приложение 2)
Результаты по данным таблицам обработали и получили среднее значение в баллах по каждому фактору юношей и девушек. Данные занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты методики «Идеальная девушка» («Идеальный юноша»)
Факторы |
Юноши |
Девушки |
Балльные оценки степени различий |
Оценка общей привлекательности | 65,3 | 63,3 | 2 |
Силы личности | 71,5 | 57,4 | 14,1 |
Эмоциональности | 58,6 | 61,6 | 3 |
Социального статуса | 75,1 | 63,4 | 11,7 |
Зависимости | 49,2 | 54,8 | 5,6 |
Эмпатийности | 60,5 | 61,8 | 1,3 |
Современности | 76,1 | 63,1 | 13 |
Фемининности | 46,9 | 65,7 | 18,8 |
Маскулинности | 97,7 | 64,8 | 32,9 |
Андрогинности | 69,2 | 67,6 | 1,6 |
Информация о работе Гендерные стереотипы в период ранней юности