Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:05, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в на
Введение 3
1 Понятие группы и коллектива, их виды 4
2 Лидерские процессы в группе и их исследование. 13
3 Конфликты и их виды. 18
4 Законы бесконфликтного общения 24
Заключение
Под группой низкого уровня развития подразумевают малую группу, в которой отсутствует четкая внутригрупповая структура, плохо распределены роли или обязанности, между членами не налажены нормальные деловые и личные взаимоотношения, низка внутригрупповая сплоченность, во взаимоотношениях часто возникают противоречия и конфликты, которые препятствуют эффективной работе группы.
Малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в нашей стране традициях их именуют коллективами. Наша страна, отечественная педагогика и психология имеют приоритет в научном изучении коллективов. Известным педагогом А.С. Макаренко в свое время была разработана теория учебных, педагогических и трудовых коллективов, а также практика коллективного воспитания. Хотя эта теория и практика имели явно выраженный политический и идеологический уклон, в трудах Макаренко и особенно в созданной им практике коллективного воспитания было немало ценного. Отечественные психологи, например, Л.И. Уманский и А. Петровский, первыми приступили к психологическим исследованиям групп высокого уровня развития, именуемых коллективами.
Коллектив как группа высокого уровня развития характеризуется особой системой отношений, которые описываются в таких терминах, как ответственность, коллективизм, сплоченность, открытость, контактность, организованность и информированность.
Ответственность характеризуется добросовестным выполнением членами коллектива тех функций, которые возложены на них в совместной деятельности. Ответственность выражается в том, что обязанности выполняются членами коллектива добросовестно, без принуждения и жесткого внешнего контроля. На ответственного человека в коллективе всегда можно положиться, не беспокоясь о том, что он подведет. Группа называется коллективом, если все или абсолютное большинство ее членов ведут себя ответственно.
Коллективизм — стремление членов группы к совместному решению возникающих в ней проблем и вопросов, причем это решение должно быть таким, чтобы в нем учитывались интересы всех членов группы. Так понимаемый коллективизм противоположен индивидуализму — форме поведения, при которой человек учитывает только свои собственные интересы, пренебрегая интересами других членов группы.
Под сплоченностью понимают внутреннее, психологическое единство членов группы, которое может проявляться в общих целях, ценностях, оценках, мнениях, отношениях и действиях в ситуациях, значимых для группы в целом. Высокоразвитая как коллектив группа характеризуется сплоченностью. Однако для того, чтобы группа могла называться развитым коллективом, не обязательно, чтобы ее члены были едины буквально во всем. Главное состоит в том, чтобы в тех случаях, когда действительно требуется единство мнений и действий, группа функционировала как единый социальный организм.
Открытостью называют состояние группы, при котором она психологически открыта для общения и взаимодействия с другими группами и, кроме того, готова принять в свой состав новых людей. Открытая группа одинаково относится к своим и чужим, т.е. к членам собственной и других социальных групп, не выделяя «своих», не отделяя их от «чужих» и не создавая для «своих» особых привилегий.
Контактность — это понятие, характеризующее личные взаимоотношения членов группы. Группа будет считаться контактной, если ее члены легко идут на контакты друг с другом, стараются установить между собой хорошие личные взаимоотношения. Контактность также проявляется в том, что члены группы часто общаются и обмениваются полезной информацией друг с другом. При этом между ними не возникают конфликты, а появляющиеся время от времени разногласия и противоречия легко и быстро устраняются.
Организованность — это характеристика деловых отношений, сложившихся в группе. Организованной считается такая группа, в которой между ее участниками четко распределены обязанности, каждый член группы точно знает свое место и умело взаимодействует с другими членами группы в совместной деятельности. Организованной также называется группа, которая при необходимости может быстро перестраиваться, перераспределять обязанности и успешно справляться с поставленной перед ней задачей.
Наконец, под информированностью понимается хорошее знание членами группы друг друга и совместной деятельности, того, как обстоят в группе дела. Словом, под информацированностью понимается наличие у членов группы необходимой и достаточной информации о группе и друг о друге.
То,
что представлено выше, — это
развернутое теоретическое
2
Лидерские процессы
в группе и их исследование.
Еще
К. Левин, с именем которого связывают
начало изучения лидерства в малых
группах, предлагая группам подростков
задания, заметил, что группа начинает
более или менее успешно
Авторитарный (командный, единоначальный) стиль лидерства отличается сосредоточением власти в руках одного человека — лидера, который реализует свою власть в основном через распоряжения и приказы. Он сам единолично принимает все решения в группе, полагая, что остальные члены группы должны неукоснительно и беспрекословно исполнять эти решения, не оспаривая их. Он поощряет, наказывает членов группы, не позволяя им отвлекаться от работы (с точки зрения авторитарного лидера все люди в группе должны заниматься только работой и не имеют права во время работы общаться на посторонние темы). Если такой лидер является официальным руководителем в группе, то идеальный подчиненный для него — это дисциплинированный исполнитель, а не самостоятельный, инициативный и творческий работник. Между собой и остальными членами группы авторитарный лидер устанавливает большую психологическую дистанцию и старается ее сохранять, не идя на установление близких, дружеских взаимоотношений с остальными членами группы.
Демократический стиль лидерства отличается равномерным распределением прав и обязанностей между лидером и остальными членами группы. Большинство решений при таком стиле лидерства принимается коллегиально, и если лидеру необходимо принять решение по какому-либо важному для группы вопросу, то он советуется с другими членами группы, учитывает их мнения, стараясь принимать такие решения, которые устраивают всех или большинство членов группы. В общении с другими членами группы он пользуется просьбами, а не приказами или распоряжениями, придает большое значение созданию в группе благоприятной психологической атмосферы и заботится о развитии в ней не только деловых, но и личных взаимоотношений. Если такой лидер становится руководителем группы, то он старается набрать в группу не столько дисциплинированных исполнителей, сколько самостоятельных, инициативных и творческих людей. Между собой и остальными членами группы он не устанавливает никакой психологической дистанции, старается сблизиться с ними, с готовностью идет на установление не только деловых, но и хороших личных взаимоотношений.
Либеральный
стиль лидерства
После того как были выделены и определены описанные выше стили лидерства, оказалось, что они не полностью соответствуют реальному поведению лидеров. Многие из лидеров могут время от времени менять свой стиль поведения и, кроме того, сочетать в своих действиях признаки, присущие разным стилям лидерства. Поэтому в дополнение к трем стилям лидерства, выделенным К. Левиным, были также названы еще два стиля лидерства: комбинированный и гибкий. Первый характеризуется комплексным применением приемов, свойственных разным стилям лидерства, а второй — чередованием приемов, характерных для разных стилей лидерства.
Когда
в советское время в нашей
стране в научной и научно-популярной
литературе стали пользоваться понятием
«стиль лидерства», у некоторых ученых,
идеологически четко и
Развернутый ответ на данный вопрос дал, например, в своих работах Б.Д. Парыгин. Этот ответ заключался в подчеркивании следующих основных различий между лидером и руководителем:
В связи с изучением феномена лидерства и стилей лидерства перед учеными возник еще один вопрос: почему тот или иной человек в группе со временем становится и признается лидером, а другие члены группы в лидеры не выходят? В поисках ответа на данный вопрос сложились три разные теории, объясняющие факт выхода того или иного члена группы в лидеры: харизматическая, ситуационная и ценностная.
Харизматическая теория лидерства утверждает, что лидером в группе может стать далеко не всякий человек, а лишь тот, кто обладает особым даром быть лидером, данным ему от природы. Именно этот дар и позволяет человеку становиться в конечном счете лидером, а те, кто такого дара не имеет, лидерами никогда не становятся.
Из харизматической теории лидерства следует, что люди, склонные и способные быть лидерами, должны обладать какими-то особенными качествами, и на поиск этих качеств было направлено немало исследований. Однако практически все они закончились безрезультатно. Ученым так и не удалось обнаружить особые способности или психологические свойства, наличие которых гарантирует, что обладающий ими человек станет хорошим лидером. В соответствующих исследованиях называлось немало свойств, обнаруживаемых у хороших лидеров, но, во-первых, все наборы таких свойств оказались разными, во-вторых, сами эти свойства включали в себя такие психологические характеристики человека, которые специфическими для лидеров не являются.
Сомнения в правильности харизматической теории лидерства привели к возникновению новой, ситуационной теории лидерства. Она в отличие от харизматической теории утверждала, что лидером в группе может стать любой ее член, обладающий теми или иными достоинствами, и важен не сам их набор, а то, соответствуют ли они сложившейся в группе ситуации. Другими словами, согласно данной теории выход конкретного человека в лидеры определяется не наличием у него специфических, «лидерских» свойств, а ситуацией, сложившейся в группе. Если достоинства данного человека оказываются в группе востребованными в данной ситуации, то он на время становится лидером; меняется ситуация в группе, к лидеру начинают предъявлять иные требования, и им в новой ситуации становится другой человек.
Ценностная теория лидерства утверждает, что лидером может стать человек, который утверждает и отстаивает общие для членов группы ценности (взгляды, нормы, правила поведения и т.д.), — такие, которые разделяет большинство членов данной группы.