Групповая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в на

Содержание

Введение 3
1 Понятие группы и коллектива, их виды 4
2 Лидерские процессы в группе и их исследование. 13
3 Конфликты и их виды. 18
4 Законы бесконфликтного общения 24
Заключение

Работа состоит из  1 файл

групповая психология.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

    Под группой низкого уровня развития подразумевают малую группу, в  которой отсутствует четкая внутригрупповая структура, плохо распределены роли или обязанности, между членами не налажены нормальные деловые и личные взаимоотношения, низка внутригрупповая сплоченность, во взаимоотношениях часто возникают противоречия и конфликты, которые препятствуют эффективной работе группы.

    Малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием  конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в нашей стране традициях их именуют коллективами. Наша страна, отечественная педагогика и психология имеют приоритет в научном изучении коллективов. Известным педагогом А.С. Макаренко в свое время была разработана теория учебных, педагогических и трудовых коллективов, а также практика коллективного воспитания. Хотя эта теория и практика имели явно выраженный политический и идеологический уклон, в трудах Макаренко и особенно в созданной им практике коллективного воспитания было немало ценного. Отечественные психологи, например, Л.И. Уманский и А. Петровский, первыми приступили к психологическим исследованиям групп высокого уровня развития, именуемых коллективами.

    Коллектив как группа высокого уровня развития характеризуется особой системой отношений, которые описываются в таких  терминах, как ответственность, коллективизм, сплоченность, открытость, контактность, организованность и информированность.

    Ответственность характеризуется добросовестным выполнением  членами коллектива тех функций, которые возложены на них в  совместной деятельности. Ответственность выражается в том, что обязанности выполняются членами коллектива добросовестно, без принуждения и жесткого внешнего контроля. На ответственного человека в коллективе всегда можно положиться, не беспокоясь о том, что он подведет. Группа называется коллективом, если все или абсолютное большинство ее членов ведут себя ответственно.

    Коллективизм  — стремление членов группы к совместному  решению возникающих в ней  проблем и вопросов, причем это  решение должно быть таким, чтобы  в нем учитывались интересы всех членов группы. Так понимаемый коллективизм противоположен индивидуализму — форме поведения, при которой человек учитывает только свои собственные интересы, пренебрегая интересами других членов группы.

    Под сплоченностью понимают внутреннее, психологическое единство членов группы, которое может проявляться в общих целях, ценностях, оценках, мнениях, отношениях и действиях в ситуациях, значимых для группы в целом. Высокоразвитая как коллектив группа характеризуется сплоченностью. Однако для того, чтобы группа могла называться развитым коллективом, не обязательно, чтобы ее члены были едины буквально во всем. Главное состоит в том, чтобы в тех случаях, когда действительно требуется единство мнений и действий, группа функционировала как единый социальный организм.

    Открытостью называют состояние группы, при котором  она психологически открыта для  общения и взаимодействия с другими  группами и, кроме того, готова принять  в свой состав новых людей. Открытая группа одинаково относится к  своим и чужим, т.е. к членам собственной и других социальных групп, не выделяя «своих», не отделяя их от «чужих» и не создавая для «своих» особых привилегий.

    Контактность  — это понятие, характеризующее  личные взаимоотношения членов группы. Группа будет считаться контактной, если ее члены легко идут на контакты друг с другом, стараются установить между собой хорошие личные взаимоотношения. Контактность также проявляется в том, что члены группы часто общаются и обмениваются полезной информацией друг с другом. При этом между ними не возникают конфликты, а появляющиеся время от времени разногласия и противоречия легко и быстро устраняются.

    Организованность  — это характеристика деловых  отношений, сложившихся в группе. Организованной считается такая  группа, в которой между ее участниками  четко распределены обязанности, каждый член группы точно знает свое место и умело взаимодействует с другими членами группы в совместной деятельности. Организованной также называется группа, которая при необходимости может быстро перестраиваться, перераспределять обязанности и успешно справляться с поставленной перед ней задачей.

    Наконец, под информированностью понимается хорошее знание членами группы друг друга и совместной деятельности, того, как обстоят в группе дела. Словом, под информацированностью понимается наличие у членов группы необходимой и достаточной информации о группе и друг о друге.

    То, что представлено выше, — это  развернутое теоретическое определение  коллектива. В практике при оценивании группы как коллектива возникает  немало вопросов. Эти вопросы обусловлены, во-первых, наличием разных подходов к пониманию и изучению коллективов, во-вторых, отсутствием четких критериев, пользуясь которыми, можно было бы точно оценить уровень развития группы как коллектива. Тем не менее по всем указанным выше параметрам или видам отношений этот уровень установить практически возможно. Для этого, например, существует разработанная автором данного учебника методика, которая называется «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива» (сокращенно — СПСК)1. 
 
 
 
 

    2 Лидерские процессы в группе и их исследование. 

    Еще К. Левин, с именем которого связывают  начало изучения лидерства в малых  группах, предлагая группам подростков задания, заметил, что группа начинает более или менее успешно справляться  с предложенным заданием лишь тогда, когда в ней появляется лидер — человек, который берет на себя обязанность организовывать работу группы, руководить ею и за которым остальные члены группы признают право быть лидером, добровольно ему подчиняясь. Из этих наблюдений Левин сделал два важных вывода: для каждой группы необходим лидер, и он в группе может вести себя по-разному. Способ поведения лидера в группе, его отношения с остальными членами группы получили название «стиль лидерства». Левиным соответственно были выделены три стиля лидерства: авторитарный, демократический и анархический. Они в дальнейшем получили следующие развернутые характеристики.

    Авторитарный (командный, единоначальный) стиль лидерства отличается сосредоточением власти в руках одного человека — лидера, который реализует свою власть в основном через распоряжения и приказы. Он сам единолично принимает все решения в группе, полагая, что остальные члены группы должны неукоснительно и беспрекословно исполнять эти решения, не оспаривая их. Он поощряет, наказывает членов группы, не позволяя им отвлекаться от работы (с точки зрения авторитарного лидера все люди в группе должны заниматься только работой и не имеют права во время работы общаться на посторонние темы). Если такой лидер является официальным руководителем в группе, то идеальный подчиненный для него — это дисциплинированный исполнитель, а не самостоятельный, инициативный и творческий работник. Между собой и остальными членами группы авторитарный лидер устанавливает большую психологическую дистанцию и старается ее сохранять, не идя на установление близких, дружеских взаимоотношений с остальными членами группы.

    Демократический стиль лидерства отличается равномерным распределением прав и обязанностей между лидером и остальными членами группы. Большинство решений при таком стиле лидерства принимается коллегиально, и если лидеру необходимо принять решение по какому-либо важному для группы вопросу, то он советуется с другими членами группы, учитывает их мнения, стараясь принимать такие решения, которые устраивают всех или большинство членов группы. В общении с другими членами группы он пользуется просьбами, а не приказами или распоряжениями, придает большое значение созданию в группе благоприятной психологической атмосферы и заботится о развитии в ней не только деловых, но и личных взаимоотношений. Если такой лидер становится руководителем группы, то он старается набрать в группу не столько дисциплинированных исполнителей, сколько самостоятельных, инициативных и творческих людей. Между собой и остальными членами группы он не устанавливает никакой психологической дистанции, старается сблизиться с ними, с готовностью идет на установление не только деловых, но и хороших личных взаимоотношений.

    Либеральный стиль лидерства характеризуется  тем, что лидер в группе ею фактически не руководит, каждый член группы предоставлен сам себе и делает то, что ему заблагорассудится, не считаясь с мнениями ни самого лидера, ни других членов группы. Фактически лидер идет на поводу у большинства членов группы, которые сами принимают решение и навязывают его лидеру. Лидер со своей стороны слепо следует этому решению, имеет такие же права и берет на себя такие же обязанности, как и остальные члены группы.

    После того как были выделены и определены описанные выше стили лидерства, оказалось, что они не полностью соответствуют реальному поведению лидеров. Многие из лидеров могут время от времени менять свой стиль поведения и, кроме того, сочетать в своих действиях признаки, присущие разным стилям лидерства. Поэтому в дополнение к трем стилям лидерства, выделенным К. Левиным, были также названы еще два стиля лидерства: комбинированный и гибкий. Первый характеризуется комплексным применением приемов, свойственных разным стилям лидерства, а второй — чередованием приемов, характерных для разных стилей лидерства.

    Когда в советское время в нашей  стране в научной и научно-популярной литературе стали пользоваться понятием «стиль лидерства», у некоторых ученых, идеологически четко и сознательно  ориентированных на советскую политическую систему, возникли сомнения в правомерности использования этого понятия в условиях советской действительности. Дело в том, что в существовавшей тогда советской системе управления лидеров как таковых не было (это понятие никем не использовалось), а были только руководители. И хотя анализ первых работ по лидерству, выполненных за рубежом, показывал, что изначально стиль лидерства и стиль руководства рассматривались как одно и то же, тем не менее в нашей стране все же был поставлен вопрос о том, чем руководитель отличается от лидера.

    Развернутый ответ на данный вопрос дал, например, в своих работах Б.Д. Парыгин. Этот ответ заключался в подчеркивании  следующих основных различий между  лидером и руководителем:

  • лидер выбирается, а руководитель назначается; S лидер не несет ответственности за то, что происходит в группе, а руководитель такую ответственность несет;
  • лидер занимается в основном регулированием личных взаимоотношений, а руководитель отвечает за управление деловыми взаимоотношениями;
  • руководитель имеет официальные полномочия, данные ему законом, а лидер таких полномочий не имеет и т.д. Рассматривая разделение лидерства и руководства с позиций сегодняшнего времени, следует признать его искусственным и вместе с тем согласиться с некоторыми положениями Парыгина, а именно с тем, что лидер в группе действительно официально не выбирается и не назначается, и его авторитет основан на добровольном признании со стороны членов группы его авторитета и права быть лидером. Во всем остальном существенных отличий между лидером и руководителем, лидерством и руководством, стилем лидерства и стилем руководства на самом деле нет.

    В связи с изучением феномена лидерства  и стилей лидерства перед учеными  возник еще один вопрос: почему тот  или иной человек в группе со временем становится и признается лидером, а другие члены группы в лидеры не выходят? В поисках ответа на данный вопрос сложились три разные теории, объясняющие факт выхода того или иного члена группы в лидеры: харизматическая, ситуационная и ценностная.

    Харизматическая теория лидерства утверждает, что лидером в группе может стать далеко не всякий человек, а лишь тот, кто обладает особым даром быть лидером, данным ему от природы. Именно этот дар и позволяет человеку становиться в конечном счете лидером, а те, кто такого дара не имеет, лидерами никогда не становятся.

    Из  харизматической теории лидерства  следует, что люди, склонные и способные  быть лидерами, должны обладать какими-то особенными качествами, и на поиск  этих качеств было направлено немало исследований. Однако практически все они закончились безрезультатно. Ученым так и не удалось обнаружить особые способности или психологические свойства, наличие которых гарантирует, что обладающий ими человек станет хорошим лидером. В соответствующих исследованиях называлось немало свойств, обнаруживаемых у хороших лидеров, но, во-первых, все наборы таких свойств оказались разными, во-вторых, сами эти свойства включали в себя такие психологические характеристики человека, которые специфическими для лидеров не являются.

    Сомнения  в правильности харизматической теории лидерства привели к возникновению новой, ситуационной теории лидерства. Она в отличие от харизматической теории утверждала, что лидером в группе может стать любой ее член, обладающий теми или иными достоинствами, и важен не сам их набор, а то, соответствуют ли они сложившейся в группе ситуации. Другими словами, согласно данной теории выход конкретного человека в лидеры определяется не наличием у него специфических, «лидерских» свойств, а ситуацией, сложившейся в группе. Если достоинства данного человека оказываются в группе востребованными в данной ситуации, то он на время становится лидером; меняется ситуация в группе, к лидеру начинают предъявлять иные требования, и им в новой ситуации становится другой человек.

    Ценностная  теория лидерства утверждает, что лидером может стать человек, который утверждает и отстаивает общие для членов группы ценности (взгляды, нормы, правила поведения и т.д.), — такие, которые разделяет большинство членов данной группы.

Информация о работе Групповая психология