Групповая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в на

Содержание

Введение 3
1 Понятие группы и коллектива, их виды 4
2 Лидерские процессы в группе и их исследование. 13
3 Конфликты и их виды. 18
4 Законы бесконфликтного общения 24
Заключение

Работа состоит из  1 файл

групповая психология.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     На  наш взгляд, среди этих принципов  можно было бы назвать, в первую очередь, такие как:

     1 - принцип презумпции порядочности  партнера по общению;

     2 - принцип сохранения суверенитета  и неприкосновенности достоинства субъектов общения;

     3 - принцип толерантности и альтруизма;

     4 - принцип милосердия;

     5 - принцип «справедливости и благородства»; 

     6 - принцип ненасилия.

     Принцип презумпции порядочности (по аналогии с правовым принципом презумпции невиновности) предполагает отношение даже к совершенно незнакомому партнеру по общению как к порядочному, достойному уважения человеку, несмотря ни на какие его социальные и антропологические качества. Если, к примеру, человек плохо одет или подстрижен, если он работает просто сторожем или дворником и т.д., то это совершенно не может означать, что к этому человеку можно относится высокомерно, общаться «сверху», ущемлять его человеческого достоинство, унижать и оскорблять.

     Принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности человеческого достоинства тесно связан с предыдущим и является по существу его логическим продолжением. Как показывает опыт в сфере предупреждения и разрешения конфликтов в общении, краеугольным камнем в возникновении конфликтных ситуаций является именно подавление человеческого достоинства. Достоинство как осознание человеком самоценности своего собственного «Я», своих прав (на жизнь, на счастье, на свободу......) и моральных обязанностей (быть благородным человеком, не унижать других, помогать слабым, не лгать, держать слово...) является той «хрустальной», хрупкой ценностью общения, которую совсем не трудно сломать, но очень трудно сохранить в неприкосновенности. Речь идет именно о суверенитете, о праве каждого человека самому определять свое достоинство, ибо никто, кроме него не может его правильно оценить и судить. Эта, на первый взгляд, абстрактная установка реализуется в конкретных поступках, суждениях, оценках, высказываниях, которые должны быть максимально тактичны и корректны. Игнорирование принципа суверенности и неприкосновенности человеческого достоинства (в каких бы индивидуализированных, пусть даже странных, непонятных формах оно не выражалось) ведет к конфликту и, наоборот, непреложное следование этому принципу помогает выбирать наиболее нравственные, разумные, бесконфликтные способы, средства и формы общения. Реализация этого принципа предполагает невозможность нарушения суверенитета и неприкосновенности достоинства партнера по общению наряду с сохранением своего достоинства. Между партнерами по общению есть только один вид равенства - равенство в праве на достоинство. Так же как все граждане равны на выборах и их голоса равны по значимости, так и в общении право каждого участника общения на неприкосновенность собственного достоинства ничем не должно отличаться от аналогичного права своего партнера.

     Принцип толерантности (терпимости) и альтруизма, наверное, не требует особого обоснования и рассмотрения; несмотря ни на какие благие пожелания, в общении всегда случаются непредвиденные нежелательные ситуации, которые без терпимого отношения к ним необходимо представляют собой реальную возможность возникновения конфликтных ситуаций и даже конфликтов. Принцип толерантности связан со всеми вышеперечисленными принципами, следование ему является своеобразной гарантией, обеспечивающей их выполнение: именно нетерпимость может являться началом разрушения гуманистических ценностей и норм общения. Толерантность самым тесным образом связана с альтруизмом и основана на нем: если человек не подавит в себе эгоистические наклонности, то быть толерантным очень и очень сложно. Терпимость и нужна бывает, как правило, в тот момент, когда требуется противовес, компенсация чьим-то эгоистическим потребностям.

     Принцип справедливости и благородства предполагает следование стереотипу «общение на равных», изъятия из общения всех конфликтогенов, «элементов и знаков превосходства», в первую очередь. Благородство в общении проявляется не только возвышенностью мотивов, но и тактичностью, деликатностью, скромностью. «Великий человек обнаруживает свое величие, - писал Карлейль, - тем, как он обращается с маленькими людьми». Это суждение может быть основой для понимания принципа благородства в общении: во-первых, не демонстрировать своего превосходства, даже когда оно очевидно, не разыгрывать и не афишировать роль победителя (это требование обязательно, например, в Японии) и, во-вторых, признать вообще, что маленьких людей нет, что люди все имеют равные естественные права и разница между ними в том, что совершают они разные поступки, судить которые со стороны по справедливости очень-очень сложно и поэтому нужно убедиться в мудрости библейского наставления «не судите.......» и следовать ему.

     Принцип милосердия в общении выражается в признании человека таким каков он есть, в сострадании ему, если у него есть какие-либо трудности, сложности, преграды (а они, наверное, есть у каждого человека и всегда). Сострадание основано, прежде всего, на любви, на милосердной любви к ближнему. Сострадание из-под палки невозможно, оно определяется основами нравственности, которая связана, прежде всего, со свободой выбора.

     Принцип ненасилия при выборе всех основных параметров и направленности общения является, наверное, определяющим. Именно нарушение этого приципа ведет к ущемлению человеческого достоинства субъектов общения. Среди всех нравственных принципов предупреждения конфликтов принцип ненасилия является самым важным и определяющим. Ненасилие как принцип предупреждения конфликтов в общении предполагает ненасильственное общение даже по отношению к такому партнеру, который ведет себя не должным образом, но не допускает прямого оскорбления окружающих. Этот принцип означает, что человек не должен ни при каких обстоятельствах (в том числе и защищая свои интересы) подавлять и унижать достоинство собеседника (а должен стремится к равноправному диалогу, к соблюдению норм сохранения суверенитета внутреннего мира своего партнера), применять средства насильственного давления (включая такие завуалированные как гипноз), следовать путем агрессивной ненависти, унижений, шантажа, угроз (тем более убийств, ограблений, вымогательств и т.д.). В Дхаммападе содержится мудрая мысль о том, что «не ненавистью побеждается исходящее из ненависти: оно угашается любовью - таков вечный закон». Особенно на этапе зарождения конфликта любые элементы насильственного характера совершенно недопустимы, так как они, как правило, вызывают в ответ еще большую насильственную реакцию и, в конечном счете, приводят к конфликту.

     Действительно, в человеческом общении произойдет переворот, если партнеры не то что будут любить и уважать друг друга, а хотя бы откажутся от использования насильственных методов и средств. И в этой связи вновь возникает вопрос: где граница, где критерий, отделяющий насильственные способы и методы от ненасильственных? По существу этот вопрос связан с самими понятиями насилия и ненасилия. Точки зрения и позиции по этому вопросу, впрочем, существенным образом различаются.

     Средством ненасильственного разрешения противоречий и предупреждения конфликтных ситуаций является этикет или этикетное общение: этикет может служить превентивным средством предупреждения возможных конфликтных ситуаций. Этикет как некая система ритуализированных нравственных и культурных нормативных стандартов может выполнять функцию предупреждения опасных конфликтных ситуаций; во многих ситуациях он снимает психологическую напряженность, помогает человеку защититься от неопределенности ситуации. Этикет может быть полезен, целесообразен, имеет функции синтона, психологического «поглаживания», а тактичное и доброжелательное выполнение этикетных норм является знаком проявления уважения: это означает, что этикет несет и нравственную функцию. Этикет может, в частности, помочь без особых проблем установить субординацию субъектов общения.

     Однако, безусловно, не следует, переоценивать и абсолютизировать роль этикета в процессе бесконфликтного общения. Нельзя сказать, что каждому человеку может быть приятно его выполнение, но он его все-таки выполняет, так как «это делают все»: этикетные нормы связаны с определенным «ущемлением» человеком своего достоинства, своего эгоизма, что он, тем не менее, воспринимает как должное. При взгляде со стороны, некоторые нормы этикета носят, однако, характер чрезвычайно обременительных приличий (например, поклоны, «простирание ниц», коленопреклонения в Средние века, обычай «жертвы крови» на о. Самоа, при котором принято калечить себя в знак скорби и т.д.). Но именно регламентированная подчиненность неким нормам помогает снять многие конфликты уже в зародыше, на уровне противоречия.

     Этикет есть своеобразная форма морально-психологического компромисса, в рамках которого могут решаться нравственные противоречия и конфликты, в рамках которого человек может ненасильственно реализовывать свои моральные (или аморальные) потребности и интересы. Поэтому-то этикет наполняется моральным содержанием в процессе самого общения. Так же, как правовые нормы вносят порядок в регуляцию социальных отношений, этикетные нормы вносят определенный порядок, дисциплину в общение. Этикет вносит в общение определенный долженствовательный характер: призывает быть внимательным и чутким, проявлять внимание и уважение к старшим, быть особенно предупредительным по отношению к женщинам (чаще проявлять беспокойство, благодарить за обед, поздравлять с днем рождения и с днем свадьбы т.д.)

     На  наш взгляд, нравственные нормы задают определенный социальный и индивидуальный масштаб этикетным и психологическим  нормам и стереотипам: без нравственного  содержания этикетное общение не может существовать. Этикетные стереотипы помогают участникам общения добровольно играть соответствующие роли, снимая тем самым сложившиеся в общении противоречия (во взглядах, во вкусах, в интересах), возможную неопределенность в отношениях, элементы соперничества, которые при соответствующей ситуации могут перерасти в конфликт. Нормы этикета являются нормами бесконфликтного общения, они помогают устанавливать контакты в общении (формы приветствия, знакомства, прощания и т.д.), решать противоречия между элементами должного и сущего, между желаниями и возможностями. Взаимное соблюдение правил этикета является по существу формой добровольного межличностного договора с «пакетом» соответствующих обязательств.

     Этикет  помогает «держать дистанцию» в предконфликтной  ситуации. Даже, к примеру, если между  деловыми партнерами не сложились отношения и имеются существенные противоречия, то строгое использование знаний и умений и неукоснительное следование им на практике может помочь сохранить существующий паритет и не разрушать в дальнейшем сложившийся баланс отношений в интересах дела. Этикет помогает сдерживать природную агрессию, недостатки своего темперамента и характера. Следование этикетным нормам основывается на толерантности; иногда следует смирить свою гордыню, свои амбиции, чванство, снобизм и поздороваться со своим соперником или согласиться, к примеру, сесть за столом не там, где хотелось бы, а там, где положено.

     Выполнение  этикетных норм может нести и  форму ненасильственного протеста против ущемления достоинства, против фамильярности, против панибратства. Если сотрудник предлагает нерегламентированное, дружеское общение своему шефу, то последний вправе от этого отказаться и оградить себя от дальнейших попыток в этом направлении этикетными нормами. Бывают случаи, когда человеку достаточно просто строго следовать нормам и правилам этикета, для того, чтобы межличностные противоречия не только не обострялись дальше, но и постепенно стирались, забывались и сходили «на нет» старые обиды. Роль этикета в предупреждении конфликтов, несомненно, весьма велика, однако ненасильственные средства все же не ограничиваются исключительно этикетом.

     Конечно, указанные принципы выражены в общем  виде и для того, чтобы их можно  было бы реализовать в процессе общения, они, естественно, требуют конкретизации. Далее мы рассмотрим синтоны, которые  по существу являются более конкретным, нормативным выражением этих принципов; фактически каждый синтон связан с принципом ненасилия, а каждый конфликтоген представляет собой один из видов (физического, психологического или морального) прямого, открытого или скрытого, непосредственного или опосредованного насилия над человеческим достоинством.

     Возникновение конфликта в общении - чрезвычайно  сложный процесс. Только при внимательном анализе всех деталей процесса реального  общения, можно делать предположения  о возможностях зарождения конфликтной ситуации. Конфликт, как правило, формируется постепенно на основе самых разнообразных поступков, слов, высказываний, даже малейших намеков, жестов, взглядов и т.д. Каждый конфликт неповторим, каждый зарождается по-своему, но все-таки существуют определенные закономерности их формирования, знание которых может помочь разработке стратегии и тактики их предупреждения и разрешения.

     Для того чтобы более конкретно рассмотреть  вопрос о тех факторах общения, которые  ущемляют достоинство участников общения и являются основой возникновения конфликтов, нужно обратиться к анализу психологического материала, так как именно в нем абстрактные этические принципы приобретают «живое звучание». Достоинство человека как гуманистическая ценность общения связана с его интересами и потребностями: ущемление потребностей партнера по общению без его согласия ущемляет также и его достоинство. Естественно, потребности в данном случае не следует ограничивать только физиологическими и психологическими потребностями. Весьма целесообразно в данном случае обратиться к рассмотрению общеизвестной иерархии соподчиненных групп потребностей, представленной А. Маслоу:

  • 1 - физиологические потребности,
  • 2 - потребность в безопасности и защите,
  • 3 - потребность в общении,
  • 4 - потребность в уважении, признании, успехе, авторитете,
  • 5 - потребность в познании,
  • 6 - потребности в красоте, гармонии, симметрии,
  • 7 - потребность в самоактуализации, в счастье.

     Ущемление в общении какой - либо потребности  из этих групп потребностей как бы автоматически может вести к подавлению у партнера чувства собственного достоинства. Проявляться это может в самых разнообразных формах: в поступках, в деятельности, в речевом общении - в словах, фразах, оценках, высказываниях, суждениях, жестах, мимике и т.д.

     Все те элементы общения, которые могут  ущемлять достоинство партнеров  и, по крайней мере, потенциально ведут  к созданию конфликтной ситуации в психологии принято называть конфликтогенами. И, наоборот, все те элементы общения, которые созвучны потребностям человека и ведут к созданию здоровой морально-психологической атмосферы общения, к возвышению человеческого достоинства в психологии носят название синтон (впервые, в 20-е г.г. ХХ в. эту терминологию предложил Э. Блейлер ). Синтоны иногда в психологии называют психологическими «поглаживаниями», они создают так называемую синтонию - созвучие эмоциональных состояний партнеров по общению.

Информация о работе Групповая психология