Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:05, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что малая группа высокого уровня развития отличается сплоченностью, организованностью, четким распределением обязанностей, хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, налаженным взаимодействием членов группы в совместной работе, отсутствием конфликтов и высокой эффективностью совместной деятельности. В традициях, принятых за рубежом, например в социальной психологии США и ряда других стран, группы высокого уровня развития называют командами, а в сложившихся в на
Введение 3
1 Понятие группы и коллектива, их виды 4
2 Лидерские процессы в группе и их исследование. 13
3 Конфликты и их виды. 18
4 Законы бесконфликтного общения 24
Заключение
Принцип максимальной безоценочности означает, что оценочные суждения в процессе общения должны носить по возможности нейтральный характер. Многие конфликтогены, возникающие в процессе общения, базируются на несоответствии самооценки личности и оценок со стороны окружающих. По мнению психологов, в целом самооценки всегда выше, чем оценки окружающих, но бывают и патологически заниженные самооценки, выраженные в «комплексе неполноценности» и чрезмерно завышенные, связанные с «манией величия». Как бы то ни было, во всех ситуациях общения важно максимально тактично выражать свои суждения и не нарушать суверенного права человека на собственное достоинство.
Относительно отрицательных оценок в общении говорить особо нет смысла, так как они являются зоной повышенной конфликтогенности. Несомненно, закрыть глаза на явные, порой вопиющие недостатки человека просто нет никакой возможности, однако это не может означать, что наличие у человека каких-либо неприятных для кого-то качеств дает ему право экстраполировать свои частные оценки на выражение самоценности человека, на его достоинство. Каждый человек имеет свою «чудинку», свои «секретные недостатки».
Искусство
бесконфликтного общения
Человеческое сознание любит положительные оценки также как слово «да» и не любит отрицания «нет» и «не»(они сопровождаются в головном мозге, как правило, негативными состояниями) ; недаром японцы в речи вообще избегают эти отрицания. Более того, в восточных культурах прямое «нет» рассматривается как оскорбление и поэтому значение «нет» выражается с помощью условных фраз, каких-то намеков и т.д.
Отрицательные оценки усугубляются расширением их «поля распространения» в будущее или прошлое (например, «всегда ты говоришь глупости» и т.п.). Тем более безнравственно знать и использовать в процессе разговора «слабые места» человека, его тайны, секреты и т.д. Если неприятный разговор неизбежен, то к нему нужно подготовить и себя и своего партнера и лишь только затем начинать «разговор о неприятном».
Чрезвычайно нежелательны в общении различного рода сравнительные оценочные суждения, даже позитивного характера, так как даже сам факт того, что человека с кем-то сравнивают, может быть ему неприятен (это может быть оценено как посягательство на индивидуальность). Многие семейные конфликты возникают именно на основе сравнительных оценок, сказанных, как правило, без всякой злобы и умысла («А вот муж Светы уже в прошлом году столько получал!» или «Как это жене Коли удается всегда так хорошо выглядеть?»). Подобные сравнения способствуют возникновению той «ржавчины», которая незаметно начинает разрушать хорошие доверительные отношения между супругами, способствует возникновению необоснованной ревности, которая становится катализатором самых различных конфликтных ситуаций. В семейной жизни приемлемы лишь щедрые искренние комплименты по поводу действительных заслуг мужа или жены. Весьма важно высказывать свои высокие оценки не только жены, но и всего того, что ей дорого; важно проявлять внимание не только к ней, но и к ее родственникам, друзьям. И эти высокие оценки должны сочетаться («соловья баснями не кормят») с конкретными делами - подарками, походами, например, в театр, на концерты, поездками на море, на дачу; иначе все равно сохраняется почва для конфликтогенов. В этой связи хотелось бы привести поучение Д. Карнеги: «...хвалить или не хвалить женщину до женитьбы - это дело вашего желания. Но хвалить ее после женитьбы - это уже необходимость и даже, если хотите, вопрос личного благополучия. Супружеский кров - не место для прямолинейности, это поле для дипломатии».
Любой разговор лучше всего начинать с вопросов о погоде, о самочувствии, с констатации фактов, а не с оценок, ибо это может сразу же создать неблагоприятную атмосферу общения. Особая ситуация создается тогда, когда возникает спор, когда партнеры начинают критиковать друг друга. Неумелая критика, как правило, связана с отрицательными оценками, с конфликтогенами и потому она бесполезна. Отчасти с этим утверждением можно согласится. Когда речь идет об обвиняющей критике, ущемляющей человеческое достоинство, о критиканстве, то, конечно, здесь двух мнений быть не может. Но критика бывает доброжелательной и заинтересованной, тактичной и справедливой, конструктивной и полезной. Причины заключаются в общей культуре и этике общения: без высокой культуры общения нет и культуры критики, культуры дискуссии, культуры спора. Есть утверждение древних о том, что искусство быть мудрым состоит в знании того, на что не следует обращать внимание. Так же обстоит дело и с отрицательными оценками в процессе критики: нужно уметь не замечать тех оценок, которые не несут позитивной для человека информации и могут лишь вызвать нежелательную ответную реакцию.
Чтобы поддержать собственную самооценку, укрепить личное самоуважение, нужно на практике научится быть выше слабостей и недостатков как своих, так и своего партнера. Искусство безоценочного общения предполагает поэтому умение владеть собой и создание благоприятной морально-психологической атмосферы общения. Суть установления здоровой, бесконфликтной атмосферы общения, если быть предельно кратким, заключается в том, чтобы включать в общение максимально возможное количество синтонов и исключить максимально возможное количество конфликтогенов. Реализовать же эту установку на практике весьма нелегко, так как здесь важно иметь и развитое нравственное чувство и чувство меры и высокую культуру «техники общения».
Морально-психологическая
атмосфера общения
Диссонанс в различных элементах общения, нарушение принципа соответствия - вот основные факторы, разрушающие доброжелательную атмосферу общения. Если слова, тон речи, мимика и жесты не соответствуют друг другу, то это значит, что или слова ложны, или жесты неправильны. Понимание сказанного зависит, как известно, не только от слов, но и от того, как они сказаны (каким тоном, силой голоса, его высотой, размеренностью и четкостью и т.д.), от сопутствующей мимики, поз, жестов, даже вздохов, умолчаний, ошибок, оговорок и т.д., ведь можно скрыть в общении свои мысли, идеи, но чувства скрыть чрезвычайно сложно. Общение зависит от «музыки человеческих чувств», поэтому в общении нужно стараться как можно меньше демонстрировать свои отрицательные эмоции и как можно чаще свои положительные. Эмоции обычно заразительны: человеку, которому улыбнулись, также хочется в ответ улыбнуться.
Очень
помогает созданию хорошей моральной
атмосферы общения соблюдения этикетных
норм, так как своевременное
Залогом создания хорошей морально-психологической атмосферы общения и предупреждения конфликтных ситуаций является установление взаимопонимания. Поэтому в процессе общения важно, опираясь на собственный морально-психологический опыт, не только понять другого, но и помочь ему понять себя. Проблемы взаимопонимания связаны с самыми сложными глубинными психологическими процессами в человеческом сознании и даже подсознании. Прежде всего, установление взаимопонимание начинается с формирования установки на одобрение и эмпатию; последняя определяется как «постижение эмоциональных состояний другого, проникновение-вчуствование в переживания другого человека».
Процесс
установления взаимопонимания связан
со снятием внутренней напряженности
и с установлением
Искренность
и обаяние чувств чрезвычайно
важны для морально-
Рассматривая основные способы предупреждения конфликтов важно отметить, что определяющим критерием их выбора должен быть принцип ненасильственного сохранения «статус кво» достоинства партнеров. Достоинство человека - это по сути самоуважение человека и если кто-то «вмешивается» в эту достаточно интимную сферу человеческого бытия, то последствия могут быть только негативными. Конфликт в общении нельзя предотвратить, ущемляя, пусть даже неосознанно, или, наоборот, «с оружием в руках» достоинство партнера.
Для того чтобы не допускать возникновения конфликта, необходимо своевременно увидеть противоречия в общении и разрешить, преодолеть, или нейтрализовать, наконец, просто обойти их (не все противоречия нужно и можно разрешить), разумеется, без ущемления достоинства участников, а, следовательно, ненасильственно. В настоящем разделе межличностные переговоры (или беседа) рассматриваются как важнейшее ненасильственное средство превентивного характера. Среди способов разрешения противоречий общения, прежде всего, следует отметить основной - «беседа» (или «переговоры»). Проблемы проведения межличностной беседы (переговоров) имеют логический, психологический и нравственный аспекты: эти аспекты, как правило, изучаются изолировано и бессистемно.
Практика общения свидетельствует о том, что именно беседа (или переговоры) является самым распространенным и самым действенным способом разрешения противоречий и профилактики конфликтов. Беседа выступает как стихийный способ преодоления «вредных» противоречий, переговоры же - это, как правило, уже официальная, целенаправленная, регламентированная беседа для решения определенной задачи и, в данном случае, для разрешения возникающих проблем и предупреждения возможного конфликта. Степень формализации беседы может меняться в зависимости от ситуации: это и свободная нерегламентированная беседа без всяких стереотипов, это и беседа, носящая в определенной степени регламентированный характер (заранее обговаривается тема, время беседы: «Давай завтра поговорим по этому поводу»).