Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:20, реферат
Цель работы: ознакомление с теоретическими положениями гуманистической психологии, с личностью В.Франкла, основными идеями и положениями, его вкладом в психологическую практику.
Задачи:
1. Ознакомиться с взглядами на теорию личности следующих представителей гуманистической психологии: А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.
2. Раскрыть основные идеи и положения В.Франкла, его вклад в психологическую практику.
Введение 4
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 5
ИДЕИ ВИКТОРА ФРАНКЛА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ М.Е.ЛИТВАКА 9
ТЕХНИКА ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ 22
БИОГРАФИЯ ФРАНКЛА В ЮБИЛЕЙНОЙ СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ЛЕОНТЬЕВА «СЛУЧАЙ» ВИКТОРА ФРАНКЛА 24
Заключение 35
Литература 36
Всего после войны у Франкла вышла 31 книга и около 400 статей, его работы были переведены в общей сложности на 25 языков; к 1995 г. насчитали 131 книгу по логотерапии других авторов, 151 диссертацию и дипломную работу, и больше 1300 статей. В 28 университетах Франкл получил почетные докторские степени, что вывело его на первое место в мире среди психиатров и психотерапевтов по этому показателю.
х х х
4
и 5 марта 1986 г. Виктор Франкл
выступал на факультете
Вскоре
после этого, опять же благодаря
усилиям Л.Я.Гозмана и Г.М.
Следующий приезд Франкла в Москву в 1992 г. по частному приглашению было организовать уже проще. Франкл приезжал с женой и зятем — дочь его приехать не смогла. В отличие от первого визита он гораздо лучше себя чувствовал, прочел единственную лекцию в главном здании МГУ, но имел возможность посмотреть Москву — Кремль и другие достопримечательности.
Виктор Франкл —человек внутренне очень собранный, он выступал всегда без бумажек, но произносил при этом линейный, хорошо простроенный, практически идеальный текст, как будто читал по-писаному. Он был довольно монологичен, именно вещал, но при этом производил большое впечатление своей внутренней собранностью, труктурированностью, убежденностью. Этим вообще Франкл представляет собой редкое исключение из экзистенциальных психологов. По своему духу экзистенциализм борется с любой концептуальной структурированностью, омертвлением в категориях, поэтому для экзистенциальных психологов типичны проблемы структурирования идей и концепций. Франкл же представлял собой необъяснимое исключение: он сумел построить достаточно структурированную систему воззрений, и одновременно был очень структурирован личностно, являлся человеком с твердой и прочной системой ценностей, которые не просто абстрактно существовали, а реально направляли его жизнь. Возможно, именно концлагерный этап биографии Франкла проливает свет на эту внутреннюю структурированность: в условиях нечеловеческого давления агрессивной внешней среды только жесткая внутренняя собранность и структурированность, духовная в первую очередь, может помочь выстоять и выжить.
Франкл не только прошел огонь и воду — медные трубы также стали для него не менее серьезным испытанием. Мировая слава и почтение к нему как к духовному авторитету оказывали на него страшное давление на протяжении многих десятилетий.
Франклу достойно боролся с собственной славой и популярностью, так и не дав им превратить его при жизни в бронзовый памятник самому себе. Это делало его личностью, масштаб которой сопоставим с масштабом его интеллектуальных и духовных прозрений — не про всякого выдающегося мыслителя это можно сказать.
Последняя лекция Франкла состоялась в зимнем семестре 1996—97 г. Ему был тогда 91 год, он мог говорить только около 20 минут, уже практически ничего не видел, почти не мог читать. Франкл умер 2 сентября 1998 г., и его смерть не получила сильного резонанса, потому что она практически совпала с сенсационной гибелью принцессы Дианы, отодвинувшей на задний план смерть Виктора Франкла. Он был похоронен на Центральном венском кладбище как почетный гражданин Вены.
Его
потеря очень ощутима. Но еще более
ощутимым было и остается его присутствие.
Этому человеку удалось сделать
мир лучше или, по крайней мере противостоять
его падению. По старому правилу — начав
с себя.
1. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
2. Франкл В. Сказать жизни «да» / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2004.
3. Frankl V. Е. Zur mimischen Bejahung und Verneinung //Internatiоnale Zeitschrift fur Psychoanalyse, 1924. Bd. 10.
4. Frankl V. Zur geistigen Problematik der Psychotherapie //Zentralblatt der Psychotherapie, 1938, 10, S. 33-45.
5. Frankl V. Е. Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager. Wien: Verlag fur Jugend und Volk, 1946.
6. Frankl V.E. From death-саmр to existentialism. Boston, Веасоn, 1959.
7. Frankl V.E. Fore-runner of existential psychology (Tributes to A.Adler on his 100 th birthday) // Journal of Individual Psychology, 1970, v. 26, # 1, P. 10.
8. Frankl V.E. Eine autobiographische Skizze//Frankl V.E. Die Sinnfrage in der Psychotherapie. Munchen: Piper, 1981. – S. 143-172.
9. Frankl V. Artzliche Seelsorge. Wien: Deuticke, 1982.
10. Frankl V. Е. Man's Search for Meaning. 3 ed., геv. and enl. N. Y., Simon and Schuster, 1984
11. Frankl V. Е. The unconscious God. N. Y.: Washington Square Press, 1985
12. Langle
A. Viktor Frankl: Ein Portrat. Munchen; Zurich: Piper, 1998.
В данной работе мной были рассмотрены идеи представителей гуманистической психологии по учебнику М.Г.Ярошевского «История психологии от античности до середины ХХ века»,
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники.
Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры
Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.
Франкл открыл фундаментальный принцип человеческой природы: между раздражителем и реакцией человек имеет свободу выбора. Свобода выбора содержит внутри себя те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самосознания мы обладаем воображением — способностью создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью — глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, принципами поведения и ощущением того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют. И, кроме того, мы располагаем независимой волей — способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от всякого влияния извне.
1.
Мерсиянова А.П. Виктор Франкл – «Стоическая
линия» в психологической науке Вестник КАСУ №1 - 2007 http://www.vestnik-kafu.info/
2. Леонтьев Д.А. «Случай» Виктора Франкла // Психологический журнал. Т.26. – 2005. - № 2. – С. 118-127.
3.
Леонид Максименко Экзистенциальная
психология и психотерапия. Венская школа
экзистенциальной психологии и психотерапии.
В. Франкл и А. Лэнгле. http://sodrugestvo3.blogspot.
4. Литвак М.Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотера¬пии/Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Фе¬никс», 1997. — 448 с.
5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины хх века. Академия, 1996 г.; 416 стр.
6.
А. Я. Психология azps.ru http://azps.ru/sch/sch11.html
Информация о работе Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл