Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:20, реферат

Описание

Цель работы: ознакомление с теоретическими положениями гуманистической психологии, с личностью В.Франкла, основными идеями и положениями, его вкладом в психологическую практику.

Задачи:

1. Ознакомиться с взглядами на теорию личности следующих представителей гуманистической психологии: А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

2. Раскрыть основные идеи и положения В.Франкла, его вклад в психологическую практику.

Содержание

Введение 4
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 5
ИДЕИ ВИКТОРА ФРАНКЛА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ М.Е.ЛИТВАКА 9
ТЕХНИКА ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ 22
БИОГРАФИЯ ФРАНКЛА В ЮБИЛЕЙНОЙ СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ЛЕОНТЬЕВА «СЛУЧАЙ» ВИКТОРА ФРАНКЛА 24
Заключение 35
Литература 36

Работа состоит из  1 файл

реферат истории психологии.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

    Трудно  описать, тем более понять, какие  глубокие эмоции вызвали эти мысли, это осознание, — чувство счастья, благорности, радости и удовлетворенности завершившейся и осуществившейся жизнью, чувство связанности со всем на свете, со всем сущим, с собой и миром… По пути к бараку, когда Франкл попрощался со своей жизнью, ему стало уже совершенно ни к чему себя убивать. У него возник интерес: а что еще может предложить ему жизнь, он ощутил себя в позиции зрителя в кино, который интересуется, чем закончится фильм. Эта позиция, определяемая его понятием самодистанцирования, или самотстранения, как одной из базовых характеристик человека, приняла в тот момент весьма интенсивную форму, позволяя выйти за пределы самого себя, своей собственной жизни и посмотреть на все со стороны. Ничего, думал Франкл, в этот момент еще не доказано, потому что пока эшелон не пришел и не отвез меня в газовую камеру, жизнь открыта для всего, даже для самого невероятного и невозможного. Жизнь сохраняет свою открытость, в ней уже нет ничего предопределенного, — даже когда нельзя надеяться, всегда есть какая-то надежда вопреки любой безнадежности, даже самое невозможное иногда может оказаться возможным. Последнее достоинство человека оказывается в том, чтобы ждать, что жизнь откроет тебе сейчас, быть открытым к этим возможностям, не исключать никакую из них, принимать и допускать любую. Нужно преодолеть ту своеобразную гордыню, будто бы ты знаешь заранее, чем все кончится. Это неправильно: нельзя быть настолько уверенным и точно знать, чем все завершится, посмотрим, что еще будет. Ведь никто не может гарантировать тебе на сто процентов, что ты погибнешь. Раз так, значит твоя личная ответственность заключается в том, чтобы быть открытым всем возможностям, которые могут возникнуть. Может быть, эшелон взорвут, а возможно, он уйдет куда-то в другое место, где нет газовых камер.

    Пессимизм, думал Франкл, не то же самое, что  пассивность; наоборот, именно активность порождает пессимизм. Если в XIX веке был необходим оптимизм, чтобы  содействовать прогрессу, то сейчас нужно быть пессимистом, но активным, делая все, что можно. Позже [11, p . 83-84] Франкл определил свое мировоззрение как трагический оптимизм, который выражается формулой: дела обстоят плохо, но если мы не будем делать все, что можно, то они будут еще хуже, так что многое зависит от нас. Франкл говорил, что эта установка соответствует методологии науки Карла Поппера, его принципу фальсификации, в соответствии с которым научная теория считается верной, пока она не опровергнута. Наши представления о жизни также, в соответствии с этим общим принципом, должны считаться верными, пока сама жизнь их не опровергнет. В 1943 г. Франкл назвал сформулированную им для позицию эвристическим оптимизмом: никто не может мне доказать и гарантировать полностью, что я завтра погибну в газовой камере, поэтому есть шанс, и я должен по крайней мере сделать все, чтобы этот шанс не снижать.

    На  следующее утро эшелон не пришел. Это  был единственный случай за всю историю  лагеря, причины его неизвестны.

    х х х

    В октябре 1944 г. Франкла отправили  в Аушвиц, больше известный у нас под польским названием Освенцим. Это был один из самых страшных лагерей: в нем газовые камеры работали без перерыва. Жена Франкла тоже попала в этот транспорт — добровольно. В Аушвице их разделили навсегда. Потом он узнал, что она умерла в 1945 г. уже после того, как англичане освободили заключенных — она была в таком состоянии, что долго не прожила. Довольно скоро Франкла переправили в новый лагерь Кауферинг III , филиал Дахау. В нем было немножко легче, чем в Аушвице, но не один раз Франкл буквально чудом избегал смерти. Однажды, когда он уже стоял в списках к отправке в газовую камеру, его вычеркнул главный врач концлагеря, которому он понадобился как помощник, и он действительно смог применить в этом лагере свои врачебные навыки, спасти целый ряд людей от смерти. Другой раз должны были отправить 100 человек в газовые камеры, и Франкл оказался сотым в этой группе. Произошло еще одно чудо: надзиратель — венский гангстер, у которого были счеты с одним из заключенных, спровоцировал с ним конфликт и втолкнул его в эту группу, вернув обратно сотого, чтобы цифры сошлись. Сразу по прибытию в Кауферинг III Франкл был в очень плохом состоянии, и ему спасло жизнь, что один из заключенных оказался страстным курильщиком и в первый же день обменял ему тарелку супа на сигареты. Эта тарелка супа, возможно, в очередной раз спасла ему жизнь.

    Последним лагерем Франкла был другой филиал Дахау, Тюркхайм. Здесь он заболел  какой-то инфекционной болезнью, разновидностью лихорадки, и был близок к смерти. Многие месяцы главной его мыслью было сохранить книгу, чтобы она пережила его и все-таки вышла. Вспомнив Авраама, который был готов пожертвовать своим единственным ребенком, он понял, что должен пожертвовать своим духовным ребенком, книгой, и попытался отказаться от своего желания ее сохранить. Что это за жизнь, подумал он, весь смысл которой состоит только в том, выйдет книга, или нет. Франкл принял для себя решение пожертвовать рукописью, если можно будет как-то сохранить себя. Он уже впадал в сумеречное состояние, и чтобы сохранить бодрствующим сознание, дух, в тот момент, в явном противоречии с рациональным решением, принятым обетом и отказом от книги, он начал на листочке бумаги набрасывать стенографические знаки — проект переработки книги для нового издания. Это была победа эмоционального, иррационального, неразумного начала над разумом, которая спасла ему жизнь. Франкл справился с лихорадкой, преодолел жар и выздоровел.

    х х х

    В 1945 г. после освобождения из лагеря он вернулся обратно в Вену и обнаружил, что мир, в котором он живет, стал совсем другим. Начался следующий нелегкий период его жизни. В первые же дни он узнал о смерти жены и брата, не говоря уже о многих друзьях и знакомых. В 1945 г. Франкла сделали главным врачом неврологического диспансера Венской поликлиники — многопрофильной больницы, где он и работал в этой должности 25 лет, вплоть до ухода на пенсию. Коллеги помогли ему подготовить новый вариант погибшей в концлагере книги "Врачевание души", и вся эта деятельность была для Франкла тогда единственным, что-либо для него значащим — он полностью погрузился в эту работу. Он должен был преодолеть тяжелый период депрессии, сомнений, одиночества, слабости.

    В течение 4—5 лет он написал и издал  подряд несколько книг, в которых  были изложены основы его учения, и  практически до самой смерти, на протяжении 40 лет, его взгляды принципиальных изменений и развития уже не претерпевали. Книжку про концлагерь он надиктовал за 9 дней. Она вышла первоначально под названием "Психолог выживает в концлагере" анонимно, без указания автора, поскольку Франкл считал, что в данном случае важно не авторство, а живое свидетельство. Теоретическая книга «Врачевание души», особенно в последний год пребывания в концлагере, придавала главный смысл его стремлению выжить, помогала вынести все тяготы лагерной жизни, а задача восстановления, реконструкции книги на новом этапе давала ему смысл жить дальше. Эта работа [9] стала его диссертацией. Как и книга про концлагерь, она вышла в 1946 г. и была распродана через три дня после ее выхода. Следующее издание разошлось за три недели. Несмотря на дефицит бумаги, уже в 1946 г. вышло третье издание, в 1947 — четвертое, и т. д. В 1946 г. книга вышла в США, но тогда это прошло почти незамеченным.

    Книга про концлагерь распродавалась медленнее. Ко второму изданию Франкл решил поставить на титульном листе свое имя [5]. Настоящий успех ждал ее позднее, когда в 1959 г. по рекомендации и с предисловием авторитетнейшего Гордона Олпорта эта книга была переведена на английский и вышла в США под названием "От лагеря смерти к экзистенциализму" [6]. Ее ждал оглушительный успех – по данным на 1995 г. суммарный тираж только английского издания, не считая переводов на 25 языков, превысил 9 миллионов экземпляров. Она продолжает издаваться и по сей день, и недавно Библиотека Конгресса США объявила ее одной из 10 книг, оказавших, по данным специального опроса, наибольшее влияние на американцев. Начиная с 1962 г. английское издание выходит под названием "Человек в поисках смысла", в него включено также краткое изложение основ логотерапии [10]. Немецкий вариант этой книги, недавно выпущенный в русском переводе, сейчас носит название "И все же сказать жизни да"; в него также включена написанная Франклом философская пьеса «Синхронизация в Биркенвальде», действующие лица которой – заключенные и охранники в концлагере, а также Сократ, Спиноза и Кант, спорящие о человеческой природе [2].

    Эти книги сразу получили очень активное признание и поддержку общественного  мнения. Высокую оценку книге Франкла  про концлагерь дал Карл Ясперс, по мнению которого это документ, принадлежащий к числу немногих великих книг человечества. Очень хвалил книгу и Мартин Хайдеггер, который считал ее лучшим, что написал Франкл. Габриэль Марсель способствовал французскому изданию и написал к нему предисловие. В этой книге для Франкла сама по себе лагерная жизнь, все ее обстоятельства отходят на задний план, событийный ряд играет достаточно второстепенную роль. Книга не обвиняет, ни к чему не призывает, она сосредоточена на проблеме переживания и совладания с невыносимым, показывает, на что человек способен, в том числе в ситуации невозможности, когда, казалось бы, ничего нельзя сделать. Книга посвящена тому, что Франкл потом назвал "упрямством духа" – духовной силе, позволяющей найти смысл, обрести свою ответственность и осуществить в определенных пределах свою свободу. Эта книга является свидетельством того, на что вообще способен человек даже в самых неблагоприятных условиях, какие страдания он может выносить, оставаясь при этом самим собой.

    Одна  из общественных проблем, с которыми пришлось столкнуться Франклу, связана с коллективной виной немецкого народа, и, в данном случае, народа Австрии как союзника Германии, за то, что произошло. Эта проблема оказалась после войны очень острой. Доминантой общественного мнения было признание коллективной вины всего народа. Франкл, по своему обыкновению, пошел вразрез с господствующей тенденцией. Он не признавал вообще такой вещи, как коллективная вина; вина может быть только индивидуальной, только личной. Как человек, пользовавшийся очень большим авторитетом в стране, Франкл выступал адвокатом тех, кто служил нацизму, но умудрялся оставаться порядочным человеком. Он говорил, что на каждой стороне могли быть достойные и недостойные люди, и что если конкретный человек делал добрые дела, это оправдывает его, несмотря на то, что он носил мундир СС. Франкл подходил к человеку индивидуально, учитывая личную ответственность, заслуги. В первые послевоенные годы он потратил много сил на восстановление справедливости, даже прятал в своей квартире одного коллегу-психиатра, которого разыскивала по несправедливому обвинению государственная полиция. По этой же причине он рассорился с руководством союза узников концлагерей, в котором сразу занял заметное положение.

    х х х

    В 1950-е гг. начался этап международного признания Франкла. Уже в конце 1946 г. он сделал доклад во французской оккупационной зоне на франко-австрийской университетской встрече. Он был первым австрийцем, которому разрешили выехать за рубеж после войны — на конгресс в Цюрих с докладом. Франкл помимо своей профессорской работы читал много лекций, делал доклады, возглавлял отделение венской клиники, и в 1949 г. получил вторую докторскую степень, по философии. Он считал это необходимым, потому что его интересы становились все больше и больше связаны с духовной, гуманитарной проблематикой. В качестве диссертации по философии он защитил свою новую книгу "Подсознательный Бог", посвященную взаимоотношениям психотерапии и религии, совести человека, его подсознательной духовности [11]. Но Франкл несколько иронически относился к своей степени доктора философии, хотя она позволяла ему обосновать свое право выступать по философским вопросам. С присущим ему юмором он говорил в своих выступлениях: «Дамы и господа, у меня не только медицинская, но и философская докторская степень, но мне это доставляет мало радости. Насколько я знаю своих венских коллег, никто не скажет, что Франкл дважды доктор, напротив, они будут говорить, что он врач лишь наполовину».

    Франкл  успешно интегрировался в новую  жизнь, в 1947 г. он женился вновь, опять на медсестре своей клиники Элеоноре, и прожил с ней благополучно до конца жизни. В 1949 г. родилась его единственная дочь Габриэла.

    В конце 40-х гг. выходит еще целый  ряд его книг. В 1954 г. Франкл был  впервые приглашен за рубеж, в Аргентину, с циклом лекций по логотерапии. В итоге этой длительной поездки было основано первое в мире общество логотерапии. Затем началось ее триумфальное шествие на международной арене. Прорыв во многом был связан с его известностью в США, и в этом ему способствовал его бывший учитель Рудольф Аллерс, который эмигрировал от нацистов в Америку; после войны Франкл послал ему с благодарностью и почтительностью все свои публикации. Аллерс никак не отреагировал, не ответил, но дал его работы Гордону Олпорту, который свободно читал по-немецки и еще с начала 50-х гг. указывал на важные перспективы экзистенциализма для психологии личности. Олпорт проявил большой интерес к работам Франкла, способствовал выходу английского издания книги про концлагерь, написал к нему предисловие, а в 1961 г. пригласил Франкла в Гарвардский университет в статусе приглашенного профессора. Лекции Франкла имели очень большой успех, и началась безостановочная лекционная деятельность по всему миру. Только в США за 60-е гг. он ездил около 100 раз, 4 раза совершал кругосветные поездки, а в общей сложности только вне Европы он выступал с лекциями более чем в 200 университетах. В это время он свел знакомство с сильными мира сего, его приглашали политические и религиозные лидеры. Наиболее значимой для него была большая аудиенция у папы Павла VI по его личному приглашению во время приезда Франкла с лекциями в Рим. Франкл гостил в доме вдовы Эйзенхауэра, многие президенты и политики также искали встреч с ним, а последнее его публичное появление незадолго до смерти было на специально организованной встрече с прибывшей в Вену Хиллари Клинтон.

    В 1970 г. Франкл впервые получил в  Университете Сан-Диего в Калифорнии, личное почетное звание профессора логотерапии, и не случайно там же в 1981 г. состоялся I всемирный конгресс по логотерапии. Стали защищаться дипломные работы и диссертации по логотерапии, первая из которых, "Логотерапия как теория личности", была защищена Элизабет Лукас в 1970 г. в Вене. В конце 1970-х гг. выступления Франкла в Вене опять вызывали большой ажиотаж среди молодежи: собиралось по 4000 человек в аудитории, рассчитанной на 800. В Венесуэле, в Каракасе, институт философской антропологии был назван его именем; всюду стали создаваться общества и институты логотерапии, один из наиболее важных был в Беркли, в Калифорнии, там издается международный журнал по логотерапии. Среди его поездок, как он сам отмечал, особенно важными для него были визиты в коммунистические страны — Чехословакию, Польшу и СССР.

Информация о работе Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл