Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 11:20, реферат

Описание

Цель работы: ознакомление с теоретическими положениями гуманистической психологии, с личностью В.Франкла, основными идеями и положениями, его вкладом в психологическую практику.

Задачи:

1. Ознакомиться с взглядами на теорию личности следующих представителей гуманистической психологии: А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

2. Раскрыть основные идеи и положения В.Франкла, его вклад в психологическую практику.

Содержание

Введение 4
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 5
ИДЕИ ВИКТОРА ФРАНКЛА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ М.Е.ЛИТВАКА 9
ТЕХНИКА ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ 22
БИОГРАФИЯ ФРАНКЛА В ЮБИЛЕЙНОЙ СТАТЬЕ ДМИТРИЯ ЛЕОНТЬЕВА «СЛУЧАЙ» ВИКТОРА ФРАНКЛА 24
Заключение 35
Литература 36

Работа состоит из  1 файл

реферат истории психологии.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

    И вообще человек должен желать быть достойным счастья, а не стремиться к нему, желать быть достойным любви, а не искать ее, делать свое дело, а  не думать об успехе. Все это — побочные продукты правильно организованной осмысленной жизни.

    Психосексуальное  созревание идет постепенно. Первый шаг  — это когда сексуальное побуждение требует разрядки. По мере созревания начинает проявляться эротичность, и в сексуальности начинает все больше выражаться личность. Этот шаг логически ведет к моногамным отношениям. По-настоящему зрелый человек испытывает сексуальное влечение только тогда, когда любит; он будет рассматривать возможность сексуальных отношений только тогда, когда любит, только там, где секс является выражением любви. Моногамные отношения, по Франклу, являются кульминацией сексуального развития. Но Франкл не морализирует. Он говорит, что это идеал, и может быть только руководящим принципом- Как писал Гете, «он устанавливается подобно «яблочку» в мишени, в которое надо всегда целиться, даже если в него не всегда попадаешь». Редко кто способен на настоящую любовь, и так же редко кто достигает наивысшей духовной зрелости. Это предел нормы.

    Франкл  выделяет три типа сексуального невроза.

    Первый  тип — обиженный. Невроз развивается  после разочарования в партнере (сбой на последнем этапе созревания), и молодой человек скатывается  в секс, в угаре которого пытается забыть неудачный эротический опыт.

    Второй  тип — тип смирения. Человек  никогда не достигал эротического отношения к партнеру. Он считает любовь иллюзией. Дон-Жуан принадлежит к данному классу. На неискушенные души он производит огромное впечатление. Они считают его эротическим героем. Но на самом деле он слабовольный трусливый человек. Он не осмеливается пережить опыт истинной любви.

    Третий  тип — бездеятельный — не достигает  ничего даже в сексуальном плане. Он вообще избегает партнерства, остается один на один со своей сексуальностью и занимается онанизмом. Мастурбация  не болезнь, а признак нарушения развития или извращенного отношения к любовной жизни. Ипохондрические мысли о тяжелых последствиях мастурбации необоснованы. Но «похмелье», которое наступает после мастурбации, связано с чувством вины, которое приходит всякий раз, когда человек стремится к пассивным сексуальным переживаниям.

    Франкл  считает, что большой вред принесли доктрины о вредности сексуального воздержания: они способствовали развитию сексуальной озабоченности. Сексуальности  надо дать спокойно дозреть через  эротизм до любви, иначе потом возникают трудности соединения секса, эротики и любви.

    Бездеятельный тип лучше всего лечить введением  пациента в смешанную компанию его  возраста. Там он рано или поздно влюбится, т. е. найдет партнера в эротическом  плане, и сексуальное расстройство его пройдет.

    Аналогично  лечится смиренный тип сексуального невроза. Это хорошо описано в романе Д.Лондона «Мартин Иден». Главный герой имел много сексуальных связей, но как только его посетила любовь, грубая сексуальность моментально прошла.

    Франкл  в этом плане дает следующие рекомендации.

    1.  При определенной физической  зрелости ни воздержание, ни  половая связь не противопоказаны.  Но следует пытаться наложить  вето, когда молодые люди пытаются  вступать в сексуальные отношения  без любви. Молодым людям, которые созрели физиологически, но не созрели психосексуально, половая жизнь противопоказана.

    2.  Психотерапевт не должен в  качестве лечения рекомендовать  половую связь, ибо это снимает  ответственность. Наоборот, этой  ответственности он обязан научить. Молодой человек должен принимать решение на свой страх и риск. Самое большее, что может сказать психотерапевт, что в воздержании нет ничего страшного.

    3.  Психотерапевт должен заниматься  не вопросами брака, а психологическими  проблемами. Следует только подчеркнуть, что, когда сексуальность опережает эротизм, общее быстрое и легкое удовольствие поглощает все интересы, тормозит развитие личности. Но психотерапевт как учитель жизни должен завоевать доверие молодежи. Необходимо верить молодому человеку. Эта вера будет ему поддержкой и поможет ему воспитывать веру в себя.

    А.Эйнштейн как-то писал: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден к жизни». У человека всегда имеется напряжение между тем, что «я есмь» и тем, «кем я должен стать», между реальностью и идеалом, между бытием и смыслом. Смысл всегда впереди бытия. Он направляет ход событий. Влечения нас толкают, а смысл тянет и дает направление. Он, как Божья слава, которая в виде облачка шла впереди израильтян, и вывела их из пустыни.

    Апологетов  Фрейда Франкл критикует за их попытки  представить гениев как половых  извращенцев и вспоминает замечание  Фрейда, который заметил однажды, что иногда сигара может быть просто сигарой и ничем иным.

    Смысл относителен, поскольку речь идет о конкретном человеке. Но Франкл предпочитает говорить не об относительности смысла, а о его уникальности. У каждого человека свой смысл. И врач должен не навязать больному смысл, а помочь найти его. Жизнь каждого человека уникальна. Точно и сжато это сказано в словах еврейского мудреца Гиллеля, жившего две тысячи лет назад: «Если я не сделаю это — то кто сделает? И если я не сделаю это прямо сейчас — то когда же мне это сделать? Если я сделаю это для самого себя — то кто я?» Человеческое сердце не находит себе покоя и не найдет, пока не найдет смысла и цели жизни.

    Неврозы, которые развиваются из-за отсутствия смысла жизни и являются как бы их заменой, Франкл предлагает лечить поисками смысла жизни.

    Обладание ценностями облегчает человеку принятие решений в типичных ситуациях. А когда он осуществляет ценности, принятые в обществе, он вообще избавлен от принятия решений. И, по выражению Ницше, как верблюд, несет эти ценности. Но ему приходится расплачиваться за это бездумие, ибо ценности общества могут войти в противоречие с уникальными ценностями, которые возникают в процессе переживания ситуации. Та ценность, которая переживается, всегда считается рангом выше и осуществляется в ущерб остальным. Смысл обнаруживается, а не придумывается. У каждой ситуации есть только один смысл — ее истинный смысл, и он может не совпадать с общественными идеалами. Так что от принятия решений не уйти. Лучше научиться их принимать. Франкл указывает: «Я не могу сказать, правильный мой ответ на вопрос или неправильный. Я просто должен приложить все силы, чтобы найти правильный ответ, истинный смысл вопроса, который мне задан». Смысл — это, скорее, нечто, что нужно найти. Франкл предлагает искать смысл с помощью совести, а так как совесть интуитивна, то она обладает творческими возможностями. Уникальный смысл сегодня — универсальный смысл завтра. «Не убий» вначале было творчеством уникальной совести каннибала. Сейчас это универсальный смысл.

    Франкл  замечает, что традиции рушатся, происходит падение универсальных ценностей, а новые не создаются. Поэтому все большее количество людей охватывается экзистенциальным вакуумом. Сейчас задача образования — развить способность принимать независимые решения. Когда начинают терять значимость десять заповедей, человек должен научиться прислушиваться к десяти тысячам заповедей, заключающихся в уникальных ситуациях, из которых состоит его жизнь. И в этом он может положиться только на себя. Надо полагаться на свой разум и на свою совесть. Но разум не всеведущ, и совесть может ошибаться. И если нет возможности рассчитать, то лучше положиться на свою совесть. «Если не знаешь, как поступить, поступи благородно».

    Мы  можем ошибаться, но возможность  ошибки не избавляет нас от принятия решений. Возможно, моя совесть ошибается. При этом я допускаю, что, возможно, совесть другого человека права. Это влечет за собой смирение, скромность и терпимость к другому мнению. Быть терпимым — не значит присоединяться к верованиям другого, но это значит позволить другому верить в свою собственную совесть и подчиняться ей.

    Следовательно, психотерапевт должен не навязывать пациенту ценностей, а направить  его к его собственной совести. И только при угрозе суицида он может нарушить нейтралитет. Ибо  суицид — это всегда ошибочное  решение совести. Никакой логотерапевт не может сказать, что у него есть готовые решения. Смысл необходимо найти, он не может быть дан. Пациент должен найти его сам, и найти спонтанно. Мы только убеждаем больного, что смысл есть. И мы должны научить его, как найти этот смысл, и помочь в этих поисках.

    Логотерапевт  — не моралист и не интеллектуал. Он только проводит анализ переживаний  простого человека, а это всегда возможно. Кто не может найти смысл  в любви или творчестве, тот  может найти его в страдании. Тогда и тяжелое положение  можно превратить в триумф или героизм.

ТЕХНИКА ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ

 

    Леонид  Максименко в работе «Экзистенциальная психология и психотерапия. Венская школа экзистенциальной психологии и психотерапии. В. Франкл и А. Лэнгле» описал использование техники парадоксальной интенции разработанной Франклом.

    Современники  назвали Франкла основателем Третьей венской школы психотерапии, поскольку созданная им концепция функционально отличается от теорий Фрейда и Адлера. В. Франкл утверждал, что основополагающим принципом существования человека является «воля к смыслу», т.е. желание максимально наполнить свою жизнь смыслом. Основываясь на этом, он создал свою оригинальную концепцию логотерапии, в которой устранил недостатки, найденные им в классических концепциях психоанализа.

    Альфрид Лэнгле LÄNGLE Alfried, Dr. med., Dr. phil., Dr. h.c., род. в 1951, изучал медицину и психологию в Инсбруке, Риме, Тулузе и Вене, врач по терапии и психотерапевтической медицине, клинический психолог, психотерапевт, обучающий терапевт (GLE, Österr. Врачебная палата), преподаватель университетов в Вене, Инсбруке, Москве, Буэнос-Айресе; председатель и член-учредитель международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE), многолетнее личное сотрудничество с V. Frankl; соиздатель журнала "Existenzanalyse"; имеет частную психотерапевтическую практику в Вене. Генеральный секретарь Международного общества психотерапии (IFP).

    За  последние 15 лет экзистенциальный подход в Западной Европе получил значительное методическое развитие, в основном благодаря усилиям Общества логотерапии и экзистенциального анализа г. Вены (GLE – Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse). Так что сегодня о нем можно говорить как о самостоятельном направлении в психотерапии. Этот переход от логотерапии как некого“дополнения к традиционной психотерапии“ к статусу самостоятельного психотерапевтического направления нашел отражение также и в смене названия: “экзистенциальный анализ” (Längle, 1993;Stumm, 1994).

    Цель  экзистенциального анализа– помочь человеку научиться жить в состоянии внутреннего согласия с собственной жизнью (с “аффирмацией[2] жизни”).

    Показания и противопоказания

    Экзистенциальный  анализ применяется при неврозах, чувстве блокированности жизни, чувствах несостоятельности и неуверенности, психозах, психосоматических нарушениях, сексуальных расстройствах, зависимостях, личностных расстройствах, чувстве бессмысленности, кризисах (Frankl, 1997a; (1947) 1997;Längle, 1993). Кроме этого, логотерапия, применяется также в сфере социальной профилактики и педагогики.

    Противопоказания  связаны с некоторыми методам  экзистенциального анализа. Так, например, парадоксальная интенция противопоказана  в случае суицидальной угрозы или  психозов, а работа с биографией – при высоких ситуационных нагрузках, так как она может вызвать у пациента состояние перенапряжения и даже способствовать повышению суицидального риска.

    Оценка  эффективности терапии

    В логотерапии и экзистенциальном анализе разработана, с учетом специфики  предмета, система оценки эффективности  их методов. Она включает около десяти тестов. Одни из них создавались на основе теоретической базы(см.Längle, 2000), другие – эмпирически (Frankl, 1996).

    В рамках феноменологического подхода  классической областью исследования эффективности  является изучение отдельного случая. К 1993г. нами собрано 126 подобных случаев (Längle, Görtz, 1993). Опубликовано 9 качественных исследований групп, 16 исследований по одной группе и 7 – по нескольким группам. Ещё одно обширное исследование находится в стадии работы. В среднем, приблизительно в 75% случаев, при разном количестве затраченного на терапию времени, наблюдались удовлетворительные результаты с точки зрения как пациента, так и терапевта (при простых и относительно свежих нарушениях – 10 сеансов; в случае хронифицированных неврозов – примерно 30 сеансов; более тяжёлые расстройства личности, включая шизофрению, требуют многолетней терапии).

Информация о работе Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл