Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция
Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.
концов рассориться с психотерапевтом, если дела у пациента будут
улучшаться. И хотя психотерапевт, занимающийся анализом игр, прекрасно
понимает их мотивы, его задача от этого не становится легче. Всем, кто
играет в "Я всего лишь пытаюсь помочь вам", угрожает постоянная опасность,
что их игра будет сорвана, если пациент вдруг решит в дальнейшем полагаться
на собственные силы. Иногда такие игроки (например, родственники)
предпринимают просто невероятные усилия, чтобы прервать лечение.
Оба этих аспекта можно проиллюстрировать случаем с заикающимся
клиентом мисс Блэк. Этот человек играл в классический вариант игры
"Калека". Он не мог найти работу и вполне справедливо приписывал эту
неудачу тому, что он - заика. Между тем, по его словам, его интересовала
только работа коммивояжера. Будучи свободным гражданином, он, конечно, имел
право искать работу в любой интересующей его области, но, поскольку он был
заикой, его выбор заставлял усомниться в искренности его мотивов. И когда
мисс Блэк вознамерилась испортить его игру, реакция агентства социального
обеспечения была для нее весьма неблагоприятной.
Игра "Калека" особенно пагубна в клинической практике, потому что
пациент может найти врача, который играет в ту же игру и с тем же девизом.
Тогда никакого результата ждать невозможно. Иногда оправдание базируется на
идеологических доводах, например: "Что вы хотите от человека, если он живет
в таком обществе, как наше?" Один пациент соединил этот вариант со ссылкой
на "психосоматические причины": "Что вы хотите от человека с
психосоматическими симптомами?" Он переходил от одного психотерапевта к
другому, и каждый из них принимал только одно оправдание, но отвергал
другое. В результате ни один из них не дал ему почувствовать себя уверенно
в своей жизненной позиции. Однако также не удалось и сдвинуть его с этой
позиции, отвергнув оба довода. А пациент как будто бы доказал, что
психотерапия никому не может помочь.
Чтобы оправдать симптоматическое поведение, пациенты очень часто
прибегают к самым разным доводам. Это может быть простуда, травма головы,
ситуационный стресс, обширный стресс, вызванный современным образом жизни,
американской культурой или экономической системой. Образованный игрок без
труда подтверждает свои слова ссылкой на авторитеты: "Я пью, потому что я -
ирландец"; "Этого бы не произошло, если бы я жил на Таити". На самом-то
деле пациенты психиатрических больниц всего мира очень похожи на пациентов
психиатрических больниц США. В клинической практике, равно как и при
социологических опросах, следует очень тщательно рассматривать такие
специфические виды оправданий, как "Если бы не они" или "Меня подвели".
Несколько более изощренными являются следующие оправдания: Что вы
хотите от а) человека, который вырос без отца; б) невротика; в) лечащегося
у психоаналитика; г) больного-алкоголика. Всех их можно увенчать еще и
таким соображением: "Если я перестану заниматься этим, то никогда не смогу
выявить подоплеку своего поведения, а значит - никогда не поправлюсь".
Игра, дополнительная к "Калеке", называется "Рикша". Вот ее тезис:
"Если бы в этом городе были рикши (были бы девушки, владеющие
древнеегипетским языком), то я никогда не влип бы в такую историю".
*Антитезис*. Анти-"Калека" не представляет больших трудностей при
условии, что психотерапевт четко разделяет своих собственных Родителя и
Взрослого и что обе стороны отчетливо представляют себе
психотерапевтическую цель их взаимоотношений.
Если психотерапевт выступает с позиции Родителя, он может быть либо
"добрым", либо "суровым" Родителем. В качестве "доброго" Родителя он
принимает оправдание пациента, особенно если оно соответствует его
собственным взглядам. При этом он может объяснять для себя ситуацию таким
образом: до окончания лечения люди не отвечают за свои поступки. В качестве
"сурового" Родителя он отвергает оправдание пациента, и между ними
начинается борьба за моральную победу. Игрок в "Калеку" обычно хорошо
знаком с обеими альтернативами и умеет извлекать из каждой максимальное
удовлетворение.
С позиции Взрослого психотерапевт должен отвергнуть оба, варианта. На
вопрос пациента: "Чего вы хотите от невротика?" - или на другой аналогичный
вопрос он отвечает: "Я ничего не хочу. Проблема в том, чего вы сами от себя
хотите?" Его единственное требование: пациент должен ответить на этот
вопрос серьезно, а единственная уступка, на которую он может пойти, состоит
в том, чтобы дать пациенту достаточно много времени для ответа - примерно
от шести недель до шести месяцев, в зависимости от их взаимоотношений и
степени предварительной подготовленности пациента.
ХОРОШИЕ ИГРЫ
Психотерапевт должен постоянно изучать всевозможные игры, в которые
играют люди. Для этого он располагает наилучшими возможностями. Однако ему
приходится общаться в основном с людьми, которых игры довели до
неприятностей. Это означает, что большинство игр, исследуемых в
консультации, в каком-то смысле можно назвать "плохими". А поскольку игры
основаны на скрытых трансакциях, то в них обязательно присутствует какой-то
элемент для использования ситуации в своих интересах. По этим двум причинам
(с одной стороны, практической, с другой - теоретической) поиск "хорошей"
игры становится трудным предприятием. Хорошей мы будем называть игру,
позитивный вклад которой в социальную жизнь перевешивает неоднозначность ее
мотивов, особенно если игрок примирился с ними без легкомыслия и цинизма.
Иными словами, хорошая игра одновременно приносит пользу другим игрокам и
позволяет самореализоваться Водящему. Поскольку даже при наилучшей
организации общественной жизни большая часть времени обязательно тратится
на игры, следует неустанно продолжать поиск хороших игр. Мы предлагает
вниманию читателей несколько примеров хороших игр, прекрасно отдавая себе
отчет в том, как их мало и как далек их анализ от совершенства. Сюда
входят: "Трудовой отпуск", "Кавалер", "Рад помочь вам", "Местный мудрец" и
"Они будут счастливы, что знали меня".
1. "Трудовой отпуск"
*Тезис*. Строго говоря, это скорее времяпрепровождение, а не игра, и,
очевидно, вполне конструктивное для всех участников. Американский
почтальон, отправляющийся в отпуск в Токио, чтобы помочь своему японскому
собрату разносить почту, или американский отоларинголог, который проводит
свой отпуск в больнице на Гаити, наверняка почувствуют себя столь же
отдохнувшими и смогут рассказать так же много интересного, как если бы они
вернулись из Африки или совершили автомобильное путешествие через весь
континент. Однако это времяпрепровождение становится игрой, если сама
работа является вторичной по отношению к какому-то скрытому мотиву, и игрок
берется за нее только для вида, чтобы достичь другой цели. Но и при этих
обстоятельствах игра сохраняет свой положительный характер и заслуживает
одобрения как пример конструктивной деятельности.
*Тезис*. В эту игру обычно играют мужчины, не имеющие сексуальных
намерений. Иногда это не старые люди, вполне удовлетворенные своим браком,
но чаще всего это пожилые мужчины, благородно и безропотно принявшие
моногамию или безбрачие.
Встретив подходящую особу женского пола, Уайт пользуется каждой
возможностью подчеркнуть ее превосходные качества, никогда при этом не
нарушая границ приличия, соответствующих ее положению в обществе,
конкретным обстоятельствам и требованиям хорошего вкуса. Но внутри этих
границ он дает себе полную свободу, изощряясь в изобретательности и
оригинальности в выражении своего восторга. Его цель - не соблазнить
женщину, а продемонстрировать собственную виртуозность в искусстве
комплимента. Внутреннее социальное "вознаграждение" состоит в том
удовольствии, которое доставляет женщине его невинный артистизм, а также в
ее восприимчивости и умении с благодарностью оценить мастерство Уайта. В
тех случаях, когда оба участника игры вполне осознают ее механизм, она
может, ко всевозрастающему восторгу обеих сторон, дойти до крайней степени
преувеличения. Разумеется, светский человек знает, где нужно остановиться,
и не будет продолжать игру, если почувствует, что перестал быть забавным
(то есть исходя из интересов партнерши) или что качество его комплиментов
ухудшилось (так велит ему его гордость "мастера").
В игру "Кавалер" играют многие поэты. Они делают это ради внешнего
социального "вознаграждения", поскольку заинтересованы в признании
профессиональных критиков и читателей, наверное, в той же, если не в
большей степени, чем в положительной реакции на поэтическое творчество
вдохновившей их дамы.
Европейцы, особенно англичане, со своей романтической поэзией, по-
видимому, всегда были более искусными игроками в эту игру, чем американцы.
В США она в большой степени сделалась достоянием "поэзии Фруктовой Лавки":
твои глаза точно две груши, твои губы подобны огурцам и т. д. В таком виде
она вряд ли может соперничать в изяществе с произведениями Херрика,
Лавлейса, или даже с циничными, но полными фантазии стихами Рочестера,
Роскоммона или Дорсета [Имеются в виду английские поэты Роберт Херрик
(1591- 1674), Ричард Лавлейс (1618-1658), Джон Уилмот граф Рочестер
(1647-1680), граф Роскоммон (1637-1685), граф Дорсет (1536-1608).].
*Антитезис*. Для умелого исполнения своей роли от женщины может
потребоваться немалый ум и утонченность. Только совсем угрюмая или неумная
женщина может отказаться играть в эту игру. Партнерша должна отвечать Уайту
одним из вариантов игры: "Ах, вы просто великолепны, мистер Мергитройд!"
(АВВММ) или "Мистер М., я восхищена вашим искусством". Если женщина лишена
воображения или наблюдательности, она может просто прореагировать так же,
как в АВВММ, но при такой реакции опускается самое главное: Уайт хочет
вызвать восхищение не собственной персоной, а своей поэзией. Угрюмая
женщина может в ответ на эту игру прибегнуть к неприлично грубому
антитезису в виде игры "Динамо" второй степени ("Отвяжись, нахал"). Если
при подобных обстоятельствах женщине придет в голову прореагировать так же,
как в игре "Динамо" третьей степени, то в принципе такую реакцию иначе как
отвратительной не назовешь.
Если женщина просто неумна, она будет играть в "Динамо" первой
степени, принимая комплименты, которые тешат ее тщеславие, и пренебрегая
возможностью оценить творческие усилия и способности Уайта. Вообще говоря,
игра будет испорчена, если женщина решит, что ее пытаются соблазнить,
вместо того, чтобы воспринимать эту игру как демонстрацию литературных
достижений.
*Родственные* *игры*. Игру "Кавалер" надо отличать от операций и
процедур, составляющих часть обычного ухаживания. В последнем случае это
простые трансакции без скрытого мотива. Женский вариант игры "Кавалер"
уместно назвать "Поклонница": в нее часто играют любезные дамы на закате
своей жизни.
_Частичный_ _анализ_
*Цель*: взаимное восхищение.
*Роли*: Поэт, Восхищенный объект поклонения.
*Социальная* *пардигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина):
"Смотрите, как я умею делать вас счастливой"; Взрослый (женщина): "Ах, вы
действительно умеете делать меня счастливой".
*Психологическая* *парадигма*: Ребенок (мужчина): "Смотрите, какие
фразы я умею придумывать"; Ребенок (женщина): "Ах, ты действительно очень
изобретателен".
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - творчество и
подтверждение привлекательности; 2) внешнее психологическое - избегает
отказа в ответ на сексуальные авансы; 3) внутреннее социальное - "Кавалер";
4) внешнее социальное - от этого "вознаграждения" можно отказаться; 5)
биологическое - взаимные "поглаживания"; 6) экзистенциальное - "Я умею жить
красиво".
3. "Рад помочь вам"
*Тезис*. Уайт постоянно оказывает помощь другим людям, имея какой-то
скрытый мотив. Может быть, он искупает прошлые грехи, прикрывает теперешние
дурные поступки или завязывает дружбу, чтобы позже использовать ее в своих
целях, а возможно, из соображений престижа. Если даже кто-то не вполне
уверен в искренности побуждений Уайта, все же следует воздать ему должное
Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)