Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция
Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.
за его поступки, ведь, к сожалению, встречаются люди, которые прикрывают
дурные поступки в прошлом новыми худшими делами и используют других людей в
своих целях, действуя не щедростью, а запугиванием. Они добиваются престижа
не с благородными, а с низкими намерениями.
А некоторых филантропов больше волнует соперничество, чем
человеколюбие: "Я дал больше денег (книг, произведений искусства), чем вы".
И опять, если искренность их мотивов поставлена под сомнение, все же
следует отдать должное этим людям за то, что они участвуют в соревновании
конструктивно. Ведь существует еще множество людей, которые делают это
деструктивно. У большинства людей (и государств), играющих в "Рад помочь
вам", есть и друзья, и враги, причем чувства и тех, и других чаще всего
можно объяснить. Враги подвергают критике их мотивы и преуменьшают значение
благородных поступков этих людей, а друзья испытывают к ним благодарность
за реальную помощь и преуменьшают значение их мотивов. Поэтому так
называемое "объективное" обсуждение этой игры практически невозможно. Люди,
заявляющие о своем нейтралитете, довольно скоро обнаруживают, что держат
его на чьей-то стороне.
Эта игра как способ использования людей составляет основу многих
"общественных взаимоотношений" в Америке. Потребители принимают в ней
участие с радостью, так как это одна из наиболее приятных коммерческих игр.
Эта игра может принимать весьма предосудительную форму в иной сфере
взаимоотношений, например в семейной игре для трех участников, в которой
отец и мать соревнуются в попытках завоевать привязанность своего ребенка.
Но следует отметить, что даже в этом варианте игры "Рад помочь вам" в
некоторой степени сглаживаются отрицательные стороны их действий, поскольку
существует множество гораздо более неприятных способов соревнования,
например "У меня здоровье хуже, чем у папы" или "Почему ты его любишь
больше, чем меня?".
4. "Местный мудрец"
*Тезис*. Это скорее не игра, а сценарий, но с элементами игры.
Образованный и умудренный жизнью человек, помимо собственной профессии,
приобретает знания в самых разных областях. Достигнув пенсионного возраста,
он переезжает из большого города, в котором занимал ответственный пост, в
маленький городок. Там вскоре становится известно, что люди могут
обратиться к нему за помощью при решении любых проблем - от стука в моторе
до вопроса о том, как поступить с престарелым родственником. Если этот
человек в состоянии помочь, то он обязательно это сделает или поможет найти
квалифицированных профессионалов. Таким образом, очень скоро он начинает
занимать определенное место в новом окружении и становится известен как
Местный мудрец, ни на что не претендующий, но всегда готовый вас выслушать.
Лучше всего эта игра удается людям, которые, прежде чем приступить к
исполнению своей роли, обратились к психотерапевту, чтобы для себя выяснить
свои мотивы и узнать, каких ошибок им следует избегать.
5. "Они будут счастливы, что знали меня"
*Тезис*. Эта игра - более достойная разновидность игры "Я им покажу".
Последняя имеет два варианта. В деструктивном варианте Уайт намеревается
"показать им" путем нанесения ущерба. Например, он может рядом маневров
достичь на службе более высокого положения, но не ради престижа или
материального вознаграждения, а потому, что это дает ему возможность
досадить своим врагам. В другом варианте Уайт изо всех сил старается
заработать престиж, но не ради совершенствования в мастерстве или
достижения успехов в своей области (хотя и эти мотивы могут играть
второстепенную роль) и не затем, чтобы нанести врагам прямой ущерб, а для
того, чтобы они завидовали ему и безумно сожалели о том, что раньше не
относились к нему лучше.
В игре "Они будут счастливы, что знали меня" Уайт работает не против
своих бывших товарищей, а в их интересах. Он хочет показать: дружелюбие и
уважение, с которыми они к нему теперь относятся, вполне оправданны. Он
стремится продемонстрировать (с единственной целью сделать им приятное),
что они оценивали его правильно. Для того чтобы обеспечить себе верный
выигрыш, Уайт должен следить за тем, чтобы не только цели, но и средства в
этой игре были достойными. Именно в этом и состоит превосходство этой игры
над "Я им покажу". Однако обе эти игры могут быть не играми, а следствием
жизненного успеха. Они превращаются в игры тогда, когда Уайта больше
интересует не сам успех, а впечатление, произведенное им на его врагов или
друзей.
За пределами игр
1. Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению.
Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом - у
его родителей и у родителей его родителей, так и в будущем - у его детей. В
свою очередь его дети, если только не произойдет какое-нибудь вмешательство
извне, будут учить этим играм его внуков. Таким образом, анализ игр
происходит на обширном историческом фоне. Игра может охватывать около сотни
лет в прошлом и может быть надежно прогнозирована по меньшей мере лет на
пятьдесят в будущее. Если не разорвать эту цепь, охватывающую пять и даже
более поколений, эффект может увеличиваться в геометрической прогрессии.
Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться, но при этом
наблюдается сильная тенденция к вступлению в брак между индивидами,
играющими в игры, которые принадлежат одному семейству (если не одному
роду). В этом состоит *историческое* значение игр.
2. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения
их тому, в какие игры они должны играть. Различные культуры и социальные
классы имеют свои излюбленные игры, а различные племена и семьи
предпочитают разные варианты игр. В этом состоит *культурное* значение игр.
3. Промежуток между времяпрепровождениями и истинной близостью как бы
прослоен играми. Повторяющиеся времяпрепровождения, такие, например, как
вечеринки в честь продвижения по службе, в конце концов приедаются.
Близость, в свою очередь, требует тщательной осмотрительности, причем и
Родитель, и Взрослый, и Ребенок обычно настроены против нее. Американское
общество в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной
обстановке), так как здравый смысл предполагает, что искренность всегда
можно использовать с дурным умыслом. А Ребенок опасается ее, потому что
знает: она может повлечь за собой разоблачение. Поэтому, чтобы отвязаться
от скуки времяпрепровождения, не подвергая себя опасностям, сопутствующим
близости, большинство людей в качестве компромиссного решения приходят к
играм, если только они доступны. Они-то и составляют большую и весьма
значимую часть человеческого общения. В этом, состоит *социальное* значение
игр.
4. Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из
числа тех, кто играет в те же игры. Поэтому в данном социальном окружении
каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая
покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот,
любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в
новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества, но его с
удовольствием включат в другое социальное окружение. В этом состоит
*личностное* значение игр.
Читатель, по-видимому, теперь сумеет лучше оценить принципиальное
различие между математическим и трансакционным анализом игр. Математический
анализ игр исходит из постулата полной рациональности игроков.
Трансакционный анализ, напротив, имеет дело с играми как нерациональными,
так и иррациональными, и именно поэтому более жизненными.
ИГРОКИ
Наши наблюдения свидетельствуют о том, что интенсивнее всего играют
люди, утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что
некоторые шизофреники отказываются участвовать в играх и с самого начала
требуют прямолинейности. В обыденной жизни с наибольшей отдачей играют два
типа людей, которых мы назовем Брюзгой и Ничтожеством или Обывателем.
Брюзга - это человек, чаще всего обиженный на свою мать. При
внимательном исследовании выясняется, что он обижен на нее с раннего
детства. Наверное, у него есть вполне основательные "детские" причины для
обиды, например, возможно, в его раннем детском возрасте мать заболела и
долго лежала в больнице, как бы предав его в критический период. А может
быть, он не был счастлив из-за того, что она родила слишком много братьев и
сестер? Иногда "предательство" выглядит более злонамеренным, например мать
отправляет ребенка на ферму к своим родителям, чтобы вторично выйти замуж.
А ребенок с тех пор остается обиженным на весь мир. Будучи взрослым, этот
человек не любит женщин, хотя может быть донжуаном. Поскольку с детских лет
он дуется вполне намеренно, то свое решение может отменить в любой момент
(именно так и поступают дети, когда подходит время обеда). И взрослый
(Брюзга), и маленький мальчик отменяют решение дуться на одних и тех же
условиях: он должен иметь возможность не уронить своего достоинства и ему
"обязаны" предложить что-то стоящее взамен его привилегии быть обиженным.
Иногда, отказавшись от роли обиженного, пациент может прервать, например,
игру "Психиатрия", которая в противном случае может тянуться годами. Для
этого необходимо тщательно подготовить пациента, найти умелый подход к нему
и выбрать подходящий момент. Бестактность и запугивание со стороны
психотерапевта будут иметь такой же эффект, как в случае с надувшимся
ребенком. В конце концов пациент "отомстит" психотерапевту за его
неправильное обращение с ним точно так же, как ребенок может затаить обиду
на своих бестактных родителей.
С Брюзгой женского пола ситуация обычно такая же, если она злится на
своего отца. Но при этом надо учитывать, что ее игра "Калека" ("Что вы
хотите от женщины, у которой был такой отец?") требует от мужчины-
психотерапевта большого такта и дипломатичности. Иначе он рискует оказаться
в положении отца этой женщины, то есть быть отнесенным к тому же классу
людей, куда попадают все мужчины, похожие на отца.
Думаю, в каждом из нас есть частица от игрока Ничтожества. Поэтому
цель анализа - свести эту игру до минимума. Ничтожество - это человек,
сверхчувствительный к Родительскому влиянию. Поэтому его Родитель скорее
всего будет в критические моменты вмешиваться и в его Взрослое состояние, и
в спонтанное поведение Ребенка, что вызывает у этого человека неуместное
или бестактное поведение. В экстремальных ситуациях Ничтожество сливается с
Подхалимом, Позером и Прилипалой. Не следует смешивать Ничтожество с
выбитым из колеи шизофреником, у которого не функционирует Родитель и едва
функционирует Взрослый, поэтому ему приходится справляться с миром с
позиции приведенного в замешательство Ребенка. Интересно, что в нашем
повседневном языке слово "ничтожество" применяют, как правило, для
характеристики мужчин, а иногда и мужеподобных женщин. В Ханже Обывателя
еще больше, чем в Ничтожестве. Слово "ханжа" обычно употребляется по
отношению к женщине, но иногда его употребляют применительно к мужчинам с
несколько женскими особенностями поведения.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Рассмотрим следующий диалог между пациенткой (П) и врачом-
психотерапевтом (В):
П. Я начала новую жизнь - теперь буду всегда приходить вовремя.
В. Попробую не подвести вас.
П. А мне все равно, что *вы* будете делать. Я собираюсь начать ради
себя самой. Угадайте, что я получила по истории.
В. Четыре с плюсом.
П. Откуда вы знаете?
В. Потому что вы боитесь получить пятерку.
П. Да, я написала на пятерку, но потом перечитала работу, вычеркнула
три правильных ответа и вместо них вписала неправильные.
В. Мне нравится наш разговор. В нем совсем нет Ничтожества.
П. Вчера вечером я как раз думала, какой у меня прогресс. По-моему, во
мне сейчас Ничтожества не больше 17 процентов.
В. Ну, сейчас Ничтожество в вас на нуле, так что в следующий раз вы
можете позволить себе 34 процента.
П. Это все началось полгода назад: я посмотрела на свой кофейник и
вдруг впервые действительно увидела его. А теперь я слышу пение птиц, а
когда смотрю на людей, то их вижу! И самое замечательное, что я сама стала
настоящей. И не только вообще, я и сейчас, в эту минуту, тоже настоящая. На
днях я ходила по музею, смотрела картины. Ко мне подошел молодой человек и
Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)