Исследование индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание

В настоящее время мы можем утверждать, что существует недостаточно исследований, посвященных рассмотрению проблемы мотивационной сферы сотрудников компьютерных предприятий и влияния мотивационной сфены на трудовую деятельность. Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что существует необходимость систематизации материала по указанной проблеме, уточнения отдельных категорий. Актуальность обозначенной проблемы, недостаточная теоретическая проработанность системы мотивационной сферы сотрудников предприятия и необходимость дальнейшего ее изучения обусловили выбор темы работы, постановку цели и определение основных задач исследования.

Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать индивидуальные особенности мотивационной сферы личности
Объектом исследования мотивационная сфера личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..

Глава 1. Теоретический анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности

Определение понятия мотивации. Теории мотивации.

. Мотивационная сфера личности

1.3. Методики исследования мотивационной сферы личности.

1.4 Индивидуальные особенности мотивационной сферы личности.

Выводы по главе 1


Глава 2. Экспериментальный анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности

2.1 Цель исследования, задачи, гипотезы исследования

2.2 Организация исследования

2.3. Статистический анализ и описание полученных результатов.

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотивация готовая.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

2) происходит развитие ранее  возникших компонентов мотива: становится  более многосторонней самооценка, увеличивается число интересов, обогащается нравственная сфера и т. д.;

3) рядоположность психических образований,  побуждающих к действиям и  поступкам, сменяется их иерархией,  системностью;

4) происходит периодическая смена  доминирующих потребностей, ценностей, идеалов и других мотиваторов, в связи с чем меняется направленность личности в разные возрастные периоды; так, социальные мотивы, в том числе и имеющие общественную направленность, с возрастом начинают занимать доминирующее место в жизни молодого человека;

5) увеличивается осознаваемость  структуры мотива, собственное поведение  предстает в сознании детей  как внутренне побуждаемое, а  не как «реактивное», обусловленное  только внешними влияниями и  обстоятельствами;

6) с возрастом увеличивается число случаев блокировки потребностных побуждений (желаний), т. е. чаще появляются «отрицательные» мотивы;

7) увеличивается число мотивационных  установок;

8) в разные возрастные периоды  ведущую роль в объяснении  основания поступка играют различные мотиваторы. Самое сложное для человека - познать и изменить себя.

 

1.4.2.   Половые особенности  мотивационной сферы

 

Ш. Берн отмечает, что «социальные  стереотипы, касающиеся гендеров, могут  вынудить нас поверить, что по сравнению  с мужчинами женщины — более конформны, легкоубеждаемы и управляемы из-за своей зависимости и подчиненности (Eagly, Wood, 1985)» (2001, с. 112). Действительно, в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001) показано, что при самоописаниях склонность к подчинению рассматривается женщинами как социально желательная характеристика. Считается, что в любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции (еще М. Н. Лапинский писал, что «Женский ум больше верит самому авторитету, оставляя без внимания тот путь, которым он пришел к данному выводу» (1915, с. 83)), а при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения, и что в школе девочек легче заставить выполнить какие-либо поручения.

Как пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978), «для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла не обнаружат, то, как бы их ни убеждали, что "это нужно", активности не проявляют» (с. 27).

Известно, что лица женского пола более  внушаемы, чем лица мужского пола (В. А. Петрик, 1977; Л. Левенфельд, 1977, И. Ф. Манилов, 1997). Правда, как следует из данных А. И. Захарова (1998), это наблюдается не во всех возрастных группах (рис. 1).

 

Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины, о чем подробно говорилось в разделе 6.1. По данным Э. С. Чугуновой (1974), у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.

 

Таким образом, мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под  давлением извне, а мотивация  лиц мужского пола — более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.

 

Мотив (потребность) достижений. Распространено мнение, что мужчины в большей  степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству (Sidanius et al., 1994), у них выше конкурентность (K. Bartol, D. Martin, 1986; S. Cross, L. Madson, 1997; E. Maccoby, C. Jacklin, 1978; G. Powell, 1990), а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда женщин, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры мужчины, занятые аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Макклеланда с сотрудниками (D. McClelland et al., 1953): половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен (2001) тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин — мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами (E. Maccoby, C. Jacklin, 1978).

 

Так, по данным казанских психологов (Психологические..., 1977) потребность  в достижениях у женщин несколько  выше, чем у мужчин (соответственно 13,3 и 12,8 балла). Результаты моего исследования тоже показали, что у девушек чаще, чем у юношей, встречается высокий уровень мотива (потребности) достижения (32,2 % против 20,0 % у юношей). То же можно сказать и в отношении среднего уровня мотива достижения: у девушек он найден в 60,7 % случаев, а у юношей — в 48 % случаев. Еще более резкие различия выявляются при сравнении юношей и девушек с низким уровнем мотива достижения: у девушек он найден только в 7,1 % случаев, а у юношей — в 32,0 % случаев. В среднем для группы девушек мотив достижения равен 15,9 балла, а для группы юношей — 8,8 балла.

 

С другой стороны, в работе И. Мацека и Й. Безака (1973) показано, что при  просьбе повысить темп точностной работы мотивация у мальчиков по сравнению с девочками оказалась более сильной.

 

Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у  мужчин и женщин. Первая состоит  в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая — что мужчины и женщины  мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья — мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности (Н. В. Ходырева, 1997).

 

Первая точка зрения находит  подтверждение в данных Д. Спенса и Р. Хельмрайха, приведенных в  статье К. До (K. Deaux, 1985). Мотив достижения изучался авторами в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, у мужчин — мотивация совершенствования и соревнования. В других выборках (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования были меньшими, а по соревновательности различия (в пользу мужчин) были такими же, как у студентов.

 

Различия в ценностях. При мотивации  своего поведения человек часто  руководствуется теми ценностями, которые  у него сформированы в процессе его жизни и воспитания. В ряде работ выявлены различия в значимости тех или иных ценностей у субъектов мужского и женского пола. Однако полученные данные весьма разноречивы и с трудом укладываются в какую-то схему. Это зависит как от различного набора предъявлявшихся ценностей, так и от возрастных и социальных особенностей опрашиваемых, а также от социальной обстановки в обществе.

 

М                                  Мужчины

                            Женщины

20-23 года

30-33 года

20-23 года

30-33 года

Творчество 

Семья 

Любовь 

Семья

Интересная работа 

Здоровье

Семья 

Уверенность в себе

Любовь

Материальная обеспеченность

Хорошие друзья

Творчество

Семья

Продуктивная жизнь

Интересная работа

Чуткость и терпимость

Хорошие друзья

Твердая воля

Творчество

Хорошие друзья

Свобода

Жизнерадостность 

Познание 

Широта взглядов, образованность


 

^ Таблица 1. Десять невротических  потребностей (ценностей), по К. Хорни

 

 Несмотря на разнобой в полученных данных, можно выделить некоторые половые различия в ценностях, встречающиеся в большинстве исследований. Для мужчин главными ценностями являются здоровье, интересная работа, друзья и свобода; для женщин - семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность.

 

Деньги как ценность. Как отмечает А. Фенэм (A. Furnham, 1984), женщины больше, чем мужчины, подвержены фантазиям и навязчивым идеям о деньгах, они больше верят, что заработок должен зависеть от усилий и способностей работника. Правда, при обследовании представителей 43 стран (R. Lynn, 1994) было выявлено, что и у мужчин имеется тенденция придавать деньгам повышенную ценность (исключение составили лишь 2 страны). Предполагается, что это связано с большей склонностью мужчин к соперничеству, а между этой склонностью и представлениями о ценности денег имеется тесная корреляция.

 

По мнению Р. Белка и М. Валендорфа (R. Belk, M. Wallendorf, 1990), женщины думают о  деньгах как о способе приобретения вещей, а мужчины — власти. Однако по данным, которые предоставили К. Ямамучи и Д. Темпер (K. Yamamuchi, D. Temper, 1982), именно женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть.

 

По данным М. Принс (M. Prince, 1993) и М. Линн (M. Lynn, 1991), женщины выражают более  сильную фрустрацию по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто  их имеет. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувство беспомощности, депрессии, гнева, зависти, стыда и паники и чаще — восхищения, счастья.

 

В. Рубинштейн (W. Rubinstein, 1981) отмечает, что  мужчины более доверчивы и  уверены в себе в финансовых вопросах, больше удовлетворены своей финансовой ситуацией и оптимистичнее смотрят на свое будущее материальное положение. В. Рубинштейн, однако, считает, что вопреки распространенному мнению мужчины и женщины придают одинаковое значение финансам.

 

Особенности направленности личности у мужчин и женщин. Обследование студентов казанскими психологами (Психологические..., 1977) показало, что личностная направленность больше выражена у лиц мужского пола, а на взаимодействие — у лиц женского пола, деловая же направленность выражена у тех и других одинаково. О направленности лиц мужского и женского пола можно судить и по тематике рисунков, выполненных теми и другими на свободную тему. Оказалось, что у студенток было больше рисунков по темам «Природа», «Быт», а у студентов — по темам «Спорт», «Техника».

 

К. Хорни (1993) отмечает, что существуют различия в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский  способ существования реализуется  преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.

 

Е. П. Кораблина (1999) пишет, что смыслом  существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-то через принятие объекта  своей любви в свой душевный мир. Для мужчины же любовь в этом понимании является лишь частью жизни, поскольку другая часть посвящена им построению внешнего (по отношению к своей субъективности) мира и поиску в нем смысла своего существования.

 

Гуманистическая направленность личности. Принято считать, что лиц женского пола с гуманистической направленностью значительно больше, чем лиц мужского пола, в то же время с эгоистической направленностью личности больше лиц мужского пола, чем женского. Д. И. Фельдштейн связывает эти различия с социальными ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола.

 

Однако, как пишет К. Муздыбаев (2000), предположение о большей эгоистичности  мужчин не подтверждается. В разном возрасте соотношения между лицами мужского и женского пола по эгоизму разные: до 19 лет юноши более склонны к эгоизму, чем девушки, от 20 до 40 лет различий нет, а после 40 лет более эгоистичными становятся женщины.

 

Направленность на успех—неудачу. Е. Фергюсон (E. Ferguson, 1976) считает, что  у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин — мотив избегания неудач. К. Хорни тоже отмечает, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи.

 

Имеются, однако, и другие данные. Так, в исследовании А. И. Винокурова (1996) выявлено, что женщины статистически достоверно по сравнению с мужчинами имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и избегании неуспеха в деятельности.

 

М. Л. Кубышкина (1997), изучавшая возрастные особенности мотива социального успеха, не обнаружила различий между юношами и девушками в распределении мотивационных тенденций (избегание неудачи, стремление к признанию, к соперничеству). Взрослые же женщины менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. Если у девушек надежда на социальный успех превалирует над мотивом избегания неудачи, то у женщин выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех. Между юношами и мужчинами подобных различий выявлено не было. Автор предполагает, что девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к признанию и деловому успеху. Обнаруженное же у женщин снижение стремления к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может свидетельствовать о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения и на семейный очаг.

Информация о работе Исследование индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности