Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:30, курсовая работа
В настоящее время мы можем утверждать, что существует недостаточно исследований, посвященных рассмотрению проблемы мотивационной сферы сотрудников компьютерных предприятий и влияния мотивационной сфены на трудовую деятельность. Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что существует необходимость систематизации материала по указанной проблеме, уточнения отдельных категорий. Актуальность обозначенной проблемы, недостаточная теоретическая проработанность системы мотивационной сферы сотрудников предприятия и необходимость дальнейшего ее изучения обусловили выбор темы работы, постановку цели и определение основных задач исследования.
Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать индивидуальные особенности мотивационной сферы личности
Объектом исследования мотивационная сфера личности.
Введение…………………………………………………………..
Глава 1. Теоретический анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности
Определение понятия мотивации. Теории мотивации.
. Мотивационная сфера личности
1.3. Методики исследования мотивационной сферы личности.
1.4 Индивидуальные особенности мотивационной сферы личности.
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальный анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности
2.1 Цель исследования, задачи, гипотезы исследования
2.2 Организация исследования
2.3. Статистический анализ и описание полученных результатов.
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Между тем А.В.Ребров в статье «Факторы формирования мотивации работников» указывает следующее «... влияние таких базовых характеристик, как пол, возраст, уровень образования, оказывает незначительное влияние на структуру мотивации работников. … Возраст работника вляет на их мотивацию только до 25 лет: молодые (и наименее опытные) работники характеризуются более высоким уровнем избегательности и меньшим уровнем профессиональной мотивации. Предположительно это связано с тем, что молодые люди еще не нашли себя в профессии или выполняют непрофильную работу в период получения профессионального образования.
Примечательно, что уровень образования также не оказывает значимого влияния на
мотивацию. Интересно отметить, что технически дисперсионный анализ показал
статистически значимую связь между уровнем образования работников и четырьмя из пяти
типов мотивации. Однако последующее построение регрессионных моделей внесло
существенные корректировки в интерпретацию полученных результатов. При включении в
регрессионную модель одновременно и группы персонала, и уровня образования оказалось,
что последний параметр оказывает самостоятельное влияние только на инструментальный тип
мотивации. В остальных случаях образование является скорее необходимым приложением к
должности и не оказывает самостоятельного влияния на мотивационную структуру
работников.
Среди всех социально-демографических характеристик пол респондентов показал наиболее
четкую связь с их мотивационной структурой. Согласно результатам анализа, мужчины как в
целом по выборке, так и в отдельных группах персонала имеют более выраженную
инструментальную и менее
достаточно легко объяснимы. В России ролевой стандарт предполагает главенствующую роль
мужчины в обеспечении семьи (хотя по факту это оказывается не всегда так), в то время как
женщина так или иначе уделяет
непосредственно семье
работе. Уровень избегательности согласуется с исследованиями психологов, которые
свидетельствуют о том, что женщины более терпимы к однообразному и монотонному труду.
Глава 2. Экспериментальный анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности
2.1 Цель исследования, задачи, гипотезы исследования
Цель исследования — выявить индивидуальные особенности мотивационной сферы личности.
Предмет исследования — индивидуальные
особенности мотивационной
Объект исследования - сотрудники ООО « СтройТехБизнес СПб » г. Санкт-Петербург
Гипотезы исследования - существуют индивидуальные особенности мотивационной сферы личности.
Задачи исследования — сформировать выборку, провести опрос, обработать и интерпретировать полученные результаты.
2.2.Организация проведения исследования
Экспериментальное исследование проводилось в феврале 2013 года на добровольной основе в групповой форме. В исследовании принимало участие 40 сотрудников ООО «СтройТехБизнес СПб» : 10 руководителей отделов их заместители , 20 менеджеров (инженеры, менеджеры), 10 человек рабочих. (см. таблица 2 описание выборки)
Таблица № 2 Описание выборки
Занимаемая должность |
Кол-во человек |
Пол |
Средний возраст |
Уровень образования | ||||
мужской |
женский |
25 |
35 |
высшее |
нет высшего | |||
Руководители отделов, заместители |
10 |
6 |
4 |
2 |
8 |
10 |
- | |
Менеджеры, инженеры |
20 |
10 |
10 |
15 |
5 |
10 |
10 | |
Рабочие |
10 |
5 |
5 |
5 |
5 |
- |
10 |
Были розданы бланки опросников.
В данной работе для исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы
личности были выбраны следующие методики:
- Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно- потребностной сфере О.Ф.Потемкиной (Приложение 2)
Методика используется для выявления степени выраженности социально-психологических установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть», «труд – деньги»
По результатам проведения методики можно представить на что ориентирован человек в работе, в жизни и т.д. Знания особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности – семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Приложение 3)
Предназначен для диагностики,
выделенной Хекхаузеном, мотивационной
направленности личности на достижение
успеха. Результаты этого теста
оцениваются совместно с
-Методика диагностики
личности на мотивацию к
Предназначен для оценки стремления к избеганию неудачи, страха перед несчастьем, наказанием.
У каждой позиции (должности) свой мотивационный профиль. Например, для позиции бухгалтера будет желательно стремление избегать неудач. А для агента по продажам — добиваться успеха
Список литературы
1. Бурлачук Л.Ф. «
2. Ильин Е.П. «Мотивация и
3. Леонтьев Д.А. «Современная психология мотивации» – М.: Смысл, 2002 — 343 с.
4. Маслоу А «Мотивация и
5. Мильман В.Э. «Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности»// Вопросы психологии. — 1987. — № 5.
6. Мильман В.Э. Рабочая
7. О.Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности» – СПб, «Питер», 2008 – 606 стр.
8. Петровский А.В. «Общая психология.» – М. Просвещение, 1976. – 479 с
9. Х. Психология мотивации
10. http://allserver.ru/i6992627
11 Х. Большая энциклопедия
12. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека.» — М., 1990.
13. Узнадзе Д.Н. «Мотивация
14. Хекхаузен X. «Мотивация и деятельность.» Т.1-2. —М., 1986.
15. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.,1969.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
Проанализировать научную
Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и ее влияния на успешность деятельности;
Подобрать рекомендации по развитию
мотивационной сферы в
Гипотезы исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что существует взаимосвязь между показателями мотивационной сферы личности и успешностью деятельности – люди с высокими показателями мотивации успеха будут более успешны в трудовой деятельности, нежели сотрудники с несформированной мотивацией.
Так же можно предположить, в зависимости от статуса и профессионального положения на предприятии будут различны особенности проявления мотивационной сферы:
1. менеджеры исследуемой организации характеризуются более высокой степенью готовности к риску, удовлетворенностью работой и устойчивой высокой мотивацией на достижение успеха, чем рядовые работники организации;
2.у руководителей доминирующими мотивациями в работе будут ориентировка на результат, на труд, возможно доминирование ориентации на власть, в то время как у рядовых сотрудников – ориентация на деньги, на процесс.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, специально подобранные диагностические методики).
Методики исследования:
1.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [21].
2.Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана [21].
3. Оценка успешности деятельности сотрудников (беседа с генеральным директором предприятия).
База исследования: ООО «Позитроника» г. Волжского и г. Волгограда.
В эксперименте принимали участие 40 сотрудников данного предприятия: 20 руководителей (менеджеры среднего звена) и 20 рядовых сотрудников.
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности
1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности»
Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [22]. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций [14].
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Анализ литературы позволяет сделать вывод: понятие мотивации определяется неоднозначно. Это обусловлено тем обстоятельством, что оно разрабатывается разными авторами независимо друг от друга, в разных проблемных контекстах. Так, С.Л. Рубинштейн в понятие «мотив» внес действия аффективной зарядки [23]. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства её удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение [12]. В.С. Мерлин мотив характеризует как узкое, частное, изменчивое отношение человека к определенным предметам и явлениям внешнего мира [15].
Современными учеными выделяются несколько аспектов понятия «мотивационная сфера личности». Так, Л.И.Божович под мотивационной сферой личности понимает иерархию мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности [3,4]. А.Н.Леонтьев сопоставляет данное понятие с процессом осознания объективных закономерностей, понимания значений смысла для себя [12]. Вместе с тем, отсутствие единой теории изучения мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические вопросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей обучающихся, обеспечением качественной подготовки современного специалиста в образовательном процессе вуза.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.
Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.
Информация о работе Исследование индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности