Исследование индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание

В настоящее время мы можем утверждать, что существует недостаточно исследований, посвященных рассмотрению проблемы мотивационной сферы сотрудников компьютерных предприятий и влияния мотивационной сфены на трудовую деятельность. Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что существует необходимость систематизации материала по указанной проблеме, уточнения отдельных категорий. Актуальность обозначенной проблемы, недостаточная теоретическая проработанность системы мотивационной сферы сотрудников предприятия и необходимость дальнейшего ее изучения обусловили выбор темы работы, постановку цели и определение основных задач исследования.

Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать индивидуальные особенности мотивационной сферы личности
Объектом исследования мотивационная сфера личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..

Глава 1. Теоретический анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности

Определение понятия мотивации. Теории мотивации.

. Мотивационная сфера личности

1.3. Методики исследования мотивационной сферы личности.

1.4 Индивидуальные особенности мотивационной сферы личности.

Выводы по главе 1


Глава 2. Экспериментальный анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности

2.1 Цель исследования, задачи, гипотезы исследования

2.2 Организация исследования

2.3. Статистический анализ и описание полученных результатов.

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотивация готовая.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

 

 Между тем  А.В.Ребров в статье «Факторы формирования мотивации работников» указывает следующее «... влияние таких базовых характеристик, как пол, возраст, уровень образования, оказывает незначительное влияние на структуру мотивации работников. … Возраст работника вляет на их мотивацию только до 25 лет: молодые (и наименее опытные) работники характеризуются более высоким уровнем избегательности и меньшим уровнем профессиональной мотивации. Предположительно это связано с тем, что молодые люди еще не нашли себя в профессии или выполняют непрофильную работу в период получения профессионального образования.

Примечательно, что уровень образования  также не оказывает значимого  влияния на

мотивацию. Интересно отметить, что  технически дисперсионный анализ показал 

статистически значимую связь между  уровнем образования работников и четырьмя из пяти

типов мотивации. Однако последующее  построение регрессионных моделей  внесло

существенные корректировки в интерпретацию полученных результатов. При включении в

регрессионную модель одновременно и  группы персонала, и уровня образования  оказалось,

что последний параметр оказывает  самостоятельное влияние только на инструментальный тип 

мотивации. В остальных случаях образование является скорее необходимым приложением к

должности и не оказывает самостоятельного влияния на мотивационную структуру 

работников.

Среди всех социально-демографических  характеристик пол респондентов показал наиболее

четкую связь с их мотивационной  структурой. Согласно результатам анализа, мужчины как в 

целом по выборке, так и в отдельных  группах персонала имеют более  выраженную

инструментальную и менее выраженную избегательную мотивацию. Такие  результаты

достаточно легко объяснимы. В России ролевой стандарт предполагает главенствующую роль

мужчины в обеспечении семьи (хотя по факту это оказывается не всегда так), в то время как 

женщина так или иначе уделяет  непосредственно семье несколько  больше времени, чем

работе. Уровень избегательности  согласуется с исследованиями психологов, которые 

свидетельствуют о том, что женщины  более терпимы к однообразному  и монотонному труду.

 

 

Глава 2. Экспериментальный анализ исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности

2.1 Цель исследования, задачи, гипотезы  исследования

Цель исследования — выявить  индивидуальные особенности мотивационной  сферы личности.

Предмет исследования — индивидуальные особенности мотивационной сферы  личности ( возраст, пол, уровень профессионального образования)

Объект исследования -  сотрудники ООО « СтройТехБизнес СПб »  г. Санкт-Петербург 

 

Гипотезы исследования -  существуют индивидуальные особенности мотивационной  сферы личности.

 

Задачи исследования — сформировать выборку, провести опрос, обработать и интерпретировать полученные результаты.

 

       2.2.Организация проведения  исследования

 

Экспериментальное исследование проводилось  в феврале 2013 года на добровольной основе в групповой форме. В исследовании принимало участие 40 сотрудников ООО «СтройТехБизнес СПб» : 10 руководителей отделов их заместители , 20 менеджеров (инженеры, менеджеры), 10 человек рабочих.  (см. таблица 2 описание выборки)

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2  Описание выборки

 

Занимаемая должность

Кол-во

человек

                 Пол

Средний возраст

Уровень образования

мужской

женский

25

35

высшее

нет высшего

Руководители отделов, заместители

10

6

4

2

8

10

-

Менеджеры, инженеры

20

10

10

15

5

10

10

Рабочие

10

5

5

5

5

-

10


 

 

Были розданы бланки опросников.

В данной работе для  исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы

личности были выбраны следующие  методики:

-    Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-   потребностной сфере О.Ф.Потемкиной  (Приложение 2)

Методика используется для выявления  степени выраженности социально-психологических  установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода –  власть», «труд – деньги»

По результатам проведения методики можно представить  на что ориентирован человек в работе, в жизни и т.д. Знания особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности – семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.

- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Приложение 3)

Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной  направленности личности на достижение успеха.  Результаты этого теста  оцениваются совместно с результатами теста на мотивацию к избеганию неудач.

-Методика диагностики  личности на мотивацию к избеганию  неудачи Т.Элерса (Приложение 4) 

Предназначен  для оценки стремления к избеганию неудачи, страха перед  несчастьем, наказанием.

У каждой позиции (должности) свой мотивационный профиль. Например, для позиции бухгалтера будет желательно стремление избегать неудач. А для агента по продажам — добиваться успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

 

1. Бурлачук Л.Ф. «Психодиагностика.»  – СПб, «Питер», 2003.- 352 c

 

2. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы».  – СПб, «Питер», 2002 – 507 стр.

 

3. Леонтьев Д.А. «Современная  психология мотивации» – М.: Смысл, 2002 — 343 с.

 

4. Маслоу А «Мотивация и личность»  – СПб, «Евразия», 1999г.

 

5. Мильман В.Э. «Внутренняя и  внешняя мотивация учебной деятельности»// Вопросы психологии. — 1987. — № 5.

 

6. Мильман В.Э. Рабочая мотивация  и удовлетворенность трудом // Психологический  журнал. — 1985. — № 5.

 

7. О.Хьелл, Д. Зиглер «Теории  личности» – СПб, «Питер», 2008 –  606 стр.

 

8. Петровский А.В. «Общая психология.» – М. Просвещение, 1976. – 479 с

 

9. Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. С.17–23

 

10. http://allserver.ru/i6992627

 

11 Х. Большая энциклопедия психологических  тестов – М. электронная версия.

 

12. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека.» — М., 1990.

 

13. Узнадзе Д.Н. «Мотивация период, предшествующий волевому акту: Психология  личности.» Тексты. — М., 1982.

 

14. Хекхаузен X. «Мотивация и деятельность.»  Т.1-2. —М., 1986.

 

15. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.,1969.

Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих  задач исследования:

Проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить основные аспекты мотивационной сферы личности и влияния мотивационной сферы на успешность деятельности;

Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы  личности и ее влияния на успешность деятельности;

Подобрать рекомендации по развитию мотивационной сферы в профессиональной деятельности у сотрудников предприятия.

 

     Гипотезы  исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что существует взаимосвязь между показателями мотивационной сферы личности и успешностью деятельности – люди с высокими показателями мотивации успеха будут более успешны в трудовой деятельности, нежели сотрудники с несформированной мотивацией.

 

       Так же можно предположить, в зависимости от статуса и профессионального положения на предприятии будут различны особенности проявления мотивационной сферы:

 

     1. менеджеры исследуемой организации характеризуются более высокой степенью готовности к риску,  удовлетворенностью работой и устойчивой высокой мотивацией на достижение успеха, чем рядовые работники организации;

 

     2.у руководителей доминирующими мотивациями  в работе будут ориентировка  на результат, на труд, возможно  доминирование ориентации на  власть,  в то время как у  рядовых сотрудников – ориентация на деньги, на процесс.

 

     Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

 

     1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

 

     2)эмпирические: диагностические методы (беседы, специально подобранные диагностические методики).

 

     Методики  исследования:

 

     1.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [21].

 

     2.Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана [21].

 

     3. Оценка успешности деятельности  сотрудников (беседа с генеральным директором предприятия).

 

     База  исследования: ООО «Позитроника» г. Волжского и г. Волгограда.

 

     В эксперименте принимали участие 40 сотрудников данного предприятия: 20 руководителей (менеджеры среднего звена) и 20 рядовых сотрудников.

 

 

 

      Глава 1. Теоретическое  исследование особенностей мотивационной сферы  личности и их влияние  на успешность деятельности

 

     1.1Определение  понятия «мотивационная  сфера личности»

 

 

     Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [22]. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

 

     Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

 

     Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций [14].

 

     Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

 

     Анализ литературы позволяет сделать вывод: понятие мотивации определяется неоднозначно. Это обусловлено тем обстоятельством, что оно разрабатывается разными авторами независимо друг от друга, в разных проблемных контекстах. Так, С.Л. Рубинштейн в понятие «мотив» внес действия аффективной зарядки [23]. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства её удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение [12]. В.С. Мерлин мотив характеризует как узкое, частное, изменчивое отношение человека к определенным предметам и явлениям внешнего мира [15].

 

     Современными учеными выделяются несколько аспектов понятия «мотивационная сфера личности». Так, Л.И.Божович под мотивационной сферой личности понимает иерархию мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности [3,4]. А.Н.Леонтьев сопоставляет данное понятие с процессом осознания объективных закономерностей, понимания значений смысла для себя [12]. Вместе с тем, отсутствие единой теории изучения мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические вопросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей обучающихся, обеспечением качественной подготовки современного специалиста в образовательном процессе вуза.

 

     Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

 

     Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

 

     Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

 

     Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Информация о работе Исследование индивидуальных особенностей мотивационной сферы личности