Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по использованию лидерства в организации «Акком».
Исходя из поставлено цели, можно определить следующие задачи:
-изучить сущность лидерства;
- проанализировать лидерство в организации на примере ООО «Акком»
- разработать рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления.
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения лидерства в организации 3
1.1 Сущность лидерства в организации и ее типы 3
1.2 Концепции лидерства 10
1.3. Методы изучения лидерства 13
ГЛАВА 2. Исследование лидерства на ООО «Акком» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2. Изучение лидерства на предприятии 21
2.3 Рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Приложение 37
Несмотря на это различие в стиле, хорошим лидером присущи некоторые общие, характерные черты.
Выделим наиболее важные, личные черты преуспевающего лидера: лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому, что он всегда ждет хороших новостей, в отличие от пессимиста, который старается слушать как можно меньше, ожидая лишь плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию, в то время как пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Оптимист приветствует идеи, которые выдвигают его подчиненные, для пессимиста же новые идеи неизбежно становятся проблемой и, вероятно, ни во что не воплотятся.
Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен он не прячется за дверью своего кабинета.
Коммуникативность. Хороший лидер постоянно и эффективно общается с людьми. По мнению одного из экспертов, среди которых проводился опрос относительно ведущих черт американских лидеров, иногда лидер вынужден сообщать своим людям все, что знает, и то, чего не знает.7
Лидер должен быть смелым (склонность к риску). Лидер должен проявлять большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая им. Если ему придется продвинуться по службе, никогда нелишне иметь более широкие знания, нежели об одном каком-то отделе, подразделении или управлении.
Лидер тактичен и внимателен. В нашем стремлении, во что бы то ни стало увидеть работу выполненной, мы становимся нетерпимыми и глухими к чувству других. Лучшие лидеры проявляют заботу о людях тактичным и внимательным обращением с ними.
Лидер, прежде всего, справедлив. Когда лидер принимает решения насчет оценки чьей-то деятельности, рабочих заданий, повышения по службе, повышения зарплаты, найма на работу или уведомления, они затрагивают интересы всей группы. Например, если сотрудник получает надбавку – а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, - это вызовет волну протеста среди других сотрудников. Поэтому так важно быть справедливым.
Таким образом, лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить им, когда они правы и когда не правы. Быть честным – это умение признавать свои собственные ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах фирмы или ее сотрудников всегда должна быть превыше всего.
Целостность, последовательность. У лидера должны быть ценности, и он должен последовательно делать то, что считает правильным.8 Будучи непоследовательным, лидер не может ожидать, что люди пойдут за ним. Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера. Люди, которые уверены в себе без этого, чтобы непрестанно твердить об этом, обладают своего рода магнетизмом. Уже сама уверенность в поведении внушает подчиненным доверие и чувство спокойствия.
Лидер должен быть наставником. Я поставила это качество в конце списка, однако общеизвестно: каждый крупный лидер в истории, прежде всего, был учителем. Причем важно уяснить, что наставничество не ограничивается прямыми служебными обязанностями. Лидер должен передавать также свой опят лидерства. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.
Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.
Таблица 2
Лидерские качества, наиболее встречающиеся у успешных лидеров
Интеллектуальные
способности |
Черты характера лидера | Приоритетные качества |
|
|
|
Фокус в исследовании сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:10
Таким образом, к концепции ситуационного лидерства относятся: континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель «путь-цель» Хауза-Митчела; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его классификации. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера).
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).11
По содержанию различают:
По стилю различают:12