Исследование лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка рекомендаций по использованию лидерства в организации «Акком».

Исходя из поставлено цели, можно определить следующие задачи:

-изучить сущность лидерства;

- проанализировать лидерство в организации на примере ООО «Акком»

- разработать рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения лидерства в организации 3
1.1 Сущность лидерства в организации и ее типы 3
1.2 Концепции лидерства 10
1.3. Методы изучения лидерства 13
ГЛАВА 2. Исследование лидерства на ООО «Акком» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2. Изучение лидерства на предприятии 21
2.3 Рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Приложение 37

Работа состоит из  1 файл

2 Гульназ.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)
>     Лидеры  бывают разные. В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с раной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.

     Несмотря  на это различие в стиле, хорошим  лидером присущи некоторые общие, характерные черты.

     Выделим наиболее важные, личные черты преуспевающего лидера: лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает  других и их идеи, потому, что он всегда ждет хороших новостей, в отличие  от пессимиста, который старается слушать как можно меньше, ожидая лишь плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию, в то время как пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Оптимист приветствует идеи, которые выдвигают его подчиненные, для пессимиста же новые идеи неизбежно становятся проблемой и, вероятно, ни во что не воплотятся.

     Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся  о своих сотрудниках. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен он не прячется за дверью своего кабинета.

     Коммуникативность. Хороший лидер постоянно и  эффективно общается с людьми. По мнению одного из экспертов, среди которых проводился опрос относительно ведущих черт американских лидеров, иногда лидер вынужден сообщать своим людям все, что знает, и то, чего не знает.7

     Лидер должен быть смелым (склонность к риску). Лидер должен проявлять большой  интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая им. Если ему придется продвинуться по службе, никогда нелишне иметь более широкие знания, нежели об одном каком-то отделе, подразделении или управлении.

     Лидер тактичен и внимателен. В нашем стремлении, во что бы то ни стало увидеть работу выполненной, мы становимся нетерпимыми и глухими к чувству других. Лучшие лидеры проявляют заботу о людях тактичным и внимательным обращением с ними.

     Лидер, прежде всего, справедлив. Когда лидер принимает решения насчет оценки чьей-то деятельности, рабочих заданий, повышения по службе, повышения зарплаты, найма на работу или уведомления, они затрагивают интересы всей группы. Например, если сотрудник получает надбавку – а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, - это вызовет волну протеста среди других сотрудников. Поэтому так важно быть справедливым.

     Таким образом, лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству  – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить им, когда они правы и когда не правы. Быть честным – это умение признавать свои собственные ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах фирмы или ее сотрудников всегда должна быть превыше всего.

     Целостность, последовательность. У лидера должны быть ценности, и он должен последовательно  делать то, что считает правильным.8 Будучи непоследовательным, лидер не может ожидать, что люди пойдут за ним. Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера. Люди, которые уверены в себе без этого, чтобы непрестанно твердить об этом, обладают своего рода магнетизмом. Уже сама уверенность в поведении внушает подчиненным доверие и чувство спокойствия.

     Лидер должен быть наставником. Я поставила  это качество в конце списка, однако общеизвестно: каждый крупный лидер  в истории, прежде всего, был учителем. Причем важно уяснить, что наставничество не ограничивается прямыми служебными обязанностями. Лидер должен передавать также свой опят лидерства. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

    1.2 Концепции лидерства

    Несмотря  на то, что лидеры и лидерство  всегда оказывают значительное  влияние на курс развития мировой  истории тщательное их изучение, как  уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.

  1. Теория лидерских качеств. Она является наиболее ранним подходом к изучению в объяснении лидерства.9 Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

    Таблица 2

    Лидерские качества, наиболее встречающиеся у  успешных лидеров

    Интеллектуальные

    способности

    Черты характера лидера     Приоритетные  качества
  1. Ум и логика
  2. Рассудительность
  3. Проницательность
  4. Оригинальность
  5. Концептуальность
  6. Образование
  7. Знание дела
  8. Речевая развитость
  9. Любопытство и познавательность
    Интуитивность
  1. Инициативность
  2. Гибкость
  3. Бдительность
  4. Созидательство
  5. Честность
  6. Смелость
  7. Самоуверенность
  8. Уравновешенность
  9. Независимость
  10. Самостоятельность
  11. Амбициозность 
  12. Потребность в достижениях
  13. Настойчивость и упорство
  14. Энергичность
  15. Властность
  16. Работоспособность
  17. Агрессивность
  18. Обязательность
  19. Участливость
  1. Умение заручаться поддержкой
  2. Умение кооперироваться
  3. Умение завоевывать
  4. Такт и дипломатичность
  5. Умение брать на себя риск и ответственность
  6. Умение организовывать
  7. Умение убеждать
  8. Умение менять себя
 
    
  1. Концепция лидерского поведения. Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дана концепция, предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

    Фокус в исследовании сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как  делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:10

  1. Три стиля руководства;
  2. Исследования университета штата Огайо;
  3. Исследование Мичиганского университета;
  4. Системы управления (Лайкрет);
  5. Управленческая решетка (Блейк и Моутон);
  6. Концепция вознаграждения и наказания;
  7. Заменители лидерства.
  8. Концепции ситуационного лидерства. Неудачи, постигшие традиционные концепции в определение универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия после поведения.

    Таким образом, к концепции ситуационного  лидерства относятся: континуум  лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства  Фидлера; модель «путь-цель» Хауза-Митчела; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.

    1.3. Методы изучения лидерства

    Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его классификации. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации  является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера).

  1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникших на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества , как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
  2. Эмоционально лидерство. Оно возникает в социално-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
  3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

     Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).11

     По  содержанию различают:

  • лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  • лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
  • лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

    По  стилю различают:12

  • Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.
  • Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
  • Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело, так как видится, возможно, более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Информация о работе Исследование лидерства