Исследование лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка рекомендаций по использованию лидерства в организации «Акком».

Исходя из поставлено цели, можно определить следующие задачи:

-изучить сущность лидерства;

- проанализировать лидерство в организации на примере ООО «Акком»

- разработать рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения лидерства в организации 3
1.1 Сущность лидерства в организации и ее типы 3
1.2 Концепции лидерства 10
1.3. Методы изучения лидерства 13
ГЛАВА 2. Исследование лидерства на ООО «Акком» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2. Изучение лидерства на предприятии 21
2.3 Рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Приложение 37

Работа состоит из  1 файл

2 Гульназ.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

     Многие  исследователи не выделяют этот стиль  как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.13

     По  характеру деятельности различают:

  • универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
  • ситуативный тип, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

    Помимо  названных, нередко используется классификация  лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

    1) «один из нас». Лидер этого  типа особо не выделяется среди  членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

    2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий  к данному типу, выделяется из  группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам  и в целом воспринимается как  образец для подражания;

    3) «хороший человек». Лидер такого  типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

    4) «служитель». Такой лидер всегда  стремится выступать в роли  выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

     Типы  восприятия лидера отдельными членами  группы часто не совпадают или  накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

     Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам  же или указаниям другого следуют  лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

     В зависимости от направленности влияния  на реализацию целей организации  лидерство делится на:

  1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

     Конечно, в реальной жизни грани между  этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и  нейтральным лидерством.

     Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства.14 Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также  влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Исследование лидерства на ООО «Акком»

2.1. Краткая характеристика  предприятия

     Общество  с ограниченной ответственностью «Акком»  было создано в апреле 1998 г.

     Директор ООО «АККОМ» — Жирков Виталий Михайлович

     Предприятие расположено по следующему адресу: 423800 РТ, г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 65 (18/05).

     Основными направлениями деятельности  ООО «АККОМ» являются:

  • Продажа  и обслуживание компьютерной техники, различных периферийных устройств, копировальной и другой офисной техники и расходных материалов к ней;
  • Продажа и обслуживание сложной техники (серверы и т.п), специлизированное оборудование (проекторы и т.п)
  • Продажа программного обеспечения;
  • Всесторонняя сервисная поддержка населения и предприятий города, включающая гарантийное и постгарантийное обслуживание, установку и настройку программного обеспечения, заправку картриджей для принтеров и копировальных аппаратов, диагностику оборудования, технические консультации;
  • Комплексная системная интеграция (проектирование, поставка, монтаж, настройка и обслуживание структурированных кабельных систем, офисных АТС)

     Компания  является одной из самых стабильных и крупных дистрибьюторских компаний города, официальным партнером ведущих  мировых лидеров в области IT- индустрии  занимающихся прямыми продажами компьютерной техники через систему розничных магазинов по городу Набережные Челны. 

     С первых дней работы  политика руководства компании АККОМ строилась на использовании клиент-ориентированных стратегий. Это позволяет компании работать на опережение, исходя из потребностей клиентов, которые только могут появиться у них в ближайшем будущем, тем самым обеспечивая технологическое, ценовое и ассортиментное лидерство компании. Гибкий подход к клиентам позволил создать комфортные условия для работы с любым покупателем, и охватить все категории независимо от их размера и формы собственности.

     Компания  АККОМ  развивает торговые отношения и техническое взаимодействие по сервисному обслуживанию. Это дает  возможность наиболее полно решать задачи послепродажной поддержки.  С целью постоянного соответствия запросам потребителей,  изучаются потребности рынка, и неизменно дополняется и улучшается ассортимент  продукции.  Персонал  регулярно проходит профессиональную подготовку. Деятельность ООО «АККОМ» неразрывно связана с постоянным повышением эффективности и качества работы.

     Организационно-экономические  механизмы управления ООО «АККОМ» регулируются в учредительных документах предприятия. К ним относятся: устав, учредительный договор, протоколы собраний, приказы. Устав предприятия является основным документом, определяющим условия деятельности предприятия. Устав разработан на этапе создания предприятия и изменяется в соответствии с ростом и изменением предприятия.

     Работая с официальными представителями  ведущих производителей компьютерной техники и комплектующих, «АККОМ» обеспечивает в полном объеме гарантийные обязательства на продаваемую продукцию. По продукции Genius, Microlab, ViewSonic, ACER, BENQ, DELL, EPSON, IPPON, Kyosera, Lenovo фирма «АККОМ» имеет статус официального сервисного центра. Гарантийный ремонт техники LG, Samsung, Hewlett Packard осуществляется на основании договоров с сервисными центрами этих производителей.

     ООО «АККОМ» имеет свою печать, бланки, расчетный счет в банке. Данные о предприятии занесены в государственный реестр действующих предприятий.

     Для нормального функционирования предприятия  проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет  сделать компанию устойчивой, прибыльной и конкурентоспособной, а также обеспечить ее дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.

     Для всесторонней оценки эффективности  деятельности компании используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.

     Организационная структура данного предприятия  линейно-функциональная рис.1 Она имеет ряд достоинств: высокая надежность и гарантия исполнения, т.к. осуществляется одновременный контроль со стороны нескольких руководящих лиц.

     Децентрализация управления в рамках линейно-функциональной структуры приводит к тому, что  разделение прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими работами, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т. д. Наиболее типичен такой процесс для предприятий, где устойчиво выпускается большое количество однородных продуктов. Одним из условий децентрализации структуры может служить ситуация, когда рынок представляет собой единое целое и отличается высокой степенью концентрации потребления. 

    Рис1. Организационная структура ООО «Акком»

      

     При данной организации существует непосредственная связь, исключающая вышестоящее руководство, между подразделениями. Например, отдел маркетинга может напрямую взаимодействовать с отделом закупок, разрабатывая определенные маркетинговые программы.

     При такой структуре управления у каждого функционального подразделения существует свой руководитель.

     Компетентный  менеджер способен организовать эффективную  деятельность формальных групп и  управлять ею. Неформальный лидер  может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.

    2.2. Изучение лидерства  на предприятии

     Для определения стиля руководства, применяемого директором на предприятии воспользуемся концепцией Блэйка и Мутона.15

     Из  опроса работников можно сделать  следующие выводы: руководитель уделяет много внимания сплочению коллектива путем организации отдыха и  корпоративных культурных мероприятий. При этом организационно-технические условия не остаются в стороне. Однако большее внимание уделяется организационным условиям, таким как проведению собраний коллектива, тренингов, семинаров.

     Директор  внимательно выслушивает мнение каждого работника относительно поставленного вопроса, и только после этого принимает оптимальное управленческое решение.

     Пользуясь «управленческой решеткой» из этого  следует, что стиль руководства генерального директора относится к типу 5.5 организация (производственно-социальное управление).

     Руководитель  достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой руководитель считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

     Существует  несколько способов выявления лидерских  способностей. Это тестирование и  другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым  претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д.

     Для определения, является ли генеральный  директор организации лидером, или он имеет это звание только формально, было проведено тестирование «Администратор или лидер?» (Приложение 1) В тесте представлено 20 высказываний. Необходимо тщательно их продумать и выразить степень согласия с каждым  из них по одиннадцати балльной шкале. (0,1,2,3,4,5,6.7,8,9,0). 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 – полное несогласие, 5 – согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей.16

    Результаты  теста следующие. По шкале лидерства  генеральный директор набрал 73 балла, по шкале администратора – 42 балла. Это значит, что примерно на 63,5% он лидер и на 36,5% администратор. Налицо преобладание лидерских качеств директора перед административными.

    По  способности контролировать ситуацию, распоряжаться временем и управлять  собственным стрессом различают 2 типа руководителей:

Информация о работе Исследование лидерства