Исследование лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка рекомендаций по использованию лидерства в организации «Акком».

Исходя из поставлено цели, можно определить следующие задачи:

-изучить сущность лидерства;

- проанализировать лидерство в организации на примере ООО «Акком»

- разработать рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения лидерства в организации 3
1.1 Сущность лидерства в организации и ее типы 3
1.2 Концепции лидерства 10
1.3. Методы изучения лидерства 13
ГЛАВА 2. Исследование лидерства на ООО «Акком» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2. Изучение лидерства на предприятии 21
2.3 Рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Приложение 37

Работа состоит из  1 файл

2 Гульназ.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

    1 тип: Человек-иголка

    Характерным для этого руководителя является то, что его мысли и поступки определяются частными мероприятиями и мелкими задачами (иголками), которые сыплются на него. Планы, совещания, поездки часто меняются из-за того, что внезапно возникают другие срочные дела. Компетенция и эффективность сотрудников оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены ли данным руководителем мелкие задачи в тот момент, когда о них спрашивают. Вклад сотрудников большей частью используется для того, чтобы участвовать в решении «горящих» задач начальника.

    2 тип: Человек-ветвь

    Этот  тип руководителя выделят время  для решения важных задач, направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются в «окне» между большими делами. Совещания и поездки меняются редко. Руководитель четко представляет ключевые области своей деятельности. Руководитель и подчиненные одинаково оценивают степень важности задач и дел.

    В данном случае по результатам собеседования  с сотрудниками отдела и самим  руководителем, можно сделать вывод о том, что он относится к типу «Человек-иголка». Конечно, это в большой степени обусловлено недостатками планирования на более высоком уровне иерархии, но, тем не менее, необходимо дать несколько рекомендаций.

    Руководитель  должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет для возможностей сотрудников в реализации их планов.

    Так же, был проведено тестирование для  определения уровня лидерских способностей руководителей по методике «Лидер» (приложение 2) . В тесте было предложено 50 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометить его на бланке ключа.

    При ответе на вопрос тестируемый получает балл только за вариант («а» или «б») в левой колонке.

    Степень выраженности лидерства:

    до 25 баллов – лидерство выражено слабо.

    26-35 баллов – средняя выраженность  лидерства.

    36-40 баллов – лидерство выражено  в сильной степени.

    свыше 40 баллов – склонность к диктату.17

    Руководитель  набрал 32 балла, что говорит о  средней выраженности его лидерских  способностей.

    Он  работает в хорошей организации, но все же нельзя забывать о том, что для стабильного успеха ему  нужно постоянно совершенствовать методы руководства и деятельности подчиненных, развивать собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность;  поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.

    Для более успешной работы предприятия  и сплочения коллектива генеральному директору необходимо развивать лидерство. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы.

  1. выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
  2. развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
  3. обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
  4. приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.

     Лидеров можно найти на всех уровнях деловой  активности, а не только на самом  верхнем.

     Исследование  лидерских качеств и стилей руководства  также проводилось среди 10 менеджеров ООО «Акком», которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, закупкой продукции, финансами ит.д. Средний возраст опрошенных  30-45 лет. Опрос проводился на бланковой основе. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства.

     Определение степени выраженности лидерских  качеств определялось по методике «Лидер» (Приложение 2) . Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. Результаты опроса приведены в табл. 3.

     Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства» (Приложение 3). Эта методика предназначена для того, чтобы определить какой стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам на эти вопросы определяется стиль руководства. Результаты опроса приведены в табл. 4.

    Таблица 3.

Результат опороса на определение степени выраженности лидерских качеств.

    № опрошенного     Степень выраженности лидерских качеств
    1     Данный  человек как лидер склонен  к диктату
    2     Лидерские качества выражены сильно
    3     Лидерские качества выражены средне
    4     Лидерские качества выражены средне
    5     Лидерские качества выражены средне
    6     Лидерские качества выражены слабо
    7     Лидерские качества выражены сильно
    8     Лидерские качества выражены сильно
    9     Данный  человек как лидер склонен  к диктату
    10     Лидерские качества выражены сильно
 

    Обобщённые  результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.

    Диаграмма 1 Степень выраженности лидерских качеств

                        Таблица 4.

    Результат опроса на определение стиля руководства

№ опрошенного Стиль руководства
    1     Авторитарный  стиль руководства
    2     Авторитарный  стиль руководства
    3     Либо  стиль руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю
    4     Авторитарный  стиль руководства
    5     Либерально  попустительский
    6     Либерально  попустительский
    7     Авторитарный  стиль руководства
    8     Авторитарный  стиль руководства
    9     Авторитарный  стиль руководства
    10     Авторитарный  стиль руководства
 

    Обобщённые  результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.

    Диаграмма 2 Стили руководства

    

     На  основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские  качества. Эту зависимость можно  отразить в столбчатой диаграмме 3.

     Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры склоняются к авторитарному стилю управления.

     Положительная сторона такого стиля руководства  это большая производительность труда, дисциплинированность, системность и четкость исполнения поставленных задач. Однако этому противостоят такие минусы как, отсутствие инициативы, напряженная обстановка в группах, страх перед наказанием, препятствие осуществлению каких-либо творческих идей. 

     Диаграмма 3 Взаимосвязь стиля руководства от уровня выраженности лидерских качеств.

    

     Выраженность управленческих качеств в большей степени  проявляется среди снабженцев. Это, по всей видимости, связано с тем, что таким людям в стандартных, типовых ситуациях, в большей степени необходимо умение использовать накопленный (самим или другими людьми) управленческий опыт для решения текущих задач.

     Однако  подчиненные всегда желают видеть в  руководителе не только начальника или  лишенного эмоций и переживаний  сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках

     Каждый  тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально  эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника. Следует смотреть на эту проблему ситуационно, так как в небольших организациях к каждому работнику должен быть индивидуальный подход, с отдельными работниками нужно вести себя в духе автократа, а с некоторыми лучше быть демократичным, или даже либеральным.

     Итак, можно сделать вывод, что в  исследуемой организации существует смесь двух разных стилей управления. Демократический стиль осуществляется генеральным директором, а руководители функциональных подразделений склоняются к авторитарному руководству.

    2.3 Рекомендации по  использованию лидерства  с целью повышения  эффективности управления

     Сравнивая оценку персонала организации со стилем руководства можно отметить следующую закономерность18:

     На 14 из 33 предприятий с демократическим стилем управления персонал характеризуется как группа с разными целями (на 11 предприятиях) или работающий только ради зарплаты (на 7 предприятиях). Применение демократического стиля управления в таких условиях представляется малоэффективным. Поскольку такой персонал не разделяет целей руководства и не заинтересован в конечном результате, он не в состоянии эффективно участвовать в управлении, что подразумевается под "демократическим руководством". В данном случае либо оценка персонала или стиля руководства была проведена необъективно, либо стиль руководства не соответствует ситуации.

     Исходя  из вышесказанного, можно предложить следующие рекомендации с целью  повышения эффективности управления:

Информация о работе Исследование лидерства