Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

введение

3

Глава 1
ТеоретическОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ внимания детей с задержкой психического развития

1.1.
Феномен внимания в психологии
6
1.2.
1.3.
Развитие внимания в детском возрасте
Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
23

31
1.4.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Выводы
37


Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.
Методы диагностики изучения особенностей внимания.
44
2.2.
Анализ полученных результатов
48

Выводы

Заключение
61

Список литературы
63

Работа состоит из  1 файл

ГДЕ ТИТУЛЬНИК.docx

— 132.99 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

 

 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

Специальность педагогика и психология

Курс VI , группа 602

2

 

Сахаутдинова Миляуша Хасановна

Курсовая работа на тему:

ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

Проверил:

Мамлеева Е.С

 

 

Уфа  2012

 

Содержание

  введение

 

3

     

Глава 1

ТеоретическОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ внимания детей с задержкой психического развития

 

1.1.

Феномен  внимания в психологии

6

1.2.

1.3.  

Развитие внимания в детском возрасте

Особенности детей  младшего школьного возраста с задержкой  психического развития

23

 

31

1.4.

Особенности внимания  детей с  задержкой психического развития.

Выводы 

37

     
     

Глава 2

ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1.

Методы диагностики  изучения особенностей внимания.

44

2.2.

Анализ полученных результатов

48

 

Выводы 

 

Заключение

61

   

Список литературы

63

   

Приложение

64

     

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Проблема изучения внимания детей с задержкой психического          развития  остается  наиболее  актуальной, так как она является одним из важнейших показателей при оценке психического развития  ребенка. Обычно задержки психического развития  (ЗПР) диагностируются у детей к              окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР       проявляется:  в пониженном общем запасе знаний, в ограниченности   представлении, в малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости  в   интеллектуальной деятельности. Эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы, а нарушения в  интеллектуальной сфере выражены не резко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.  Дети с  задержкой психического развития, имеющие слабую нервную систему,       характеризуются неустойчивым, поверхностным вниманием. В качестве      базовой причины называют расстройство деятельности ЦНС, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами. В проявлениях    этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения,            двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов    возбуждения и торможения. Сочетание расстройств внимания и                   гиперкинетических расстройств,  приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей. От его развития и организации зависят качество и успешность усвоения  и понимания учебного материала [3]. С вниманием связаны познавательные процессы, внимание является   частью всех высших психических функций. Для памяти внимание  выступает как фактор удержания информации, для мышления - как фактор  правильного понимания и решения задач. В системе межчеловеческих отношений        внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше         достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Поэтому невозможно развивать ребенка в плане психических функций, не затрагивая развития всех видов внимания.

Изучением этого вопроса  занимались  такие ученые как  Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, Н.Ф. Добрынин. Так же проблемы психического развития исследовали зарубежные исследователи: А.Штраус, Л.Лейтинен, Р. Пейн, А. Гезел, Р. Заззо.

Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.    

Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста  с задержкой психического развития

Методы исследования: для диагностики внимания детей младшего школьного возраста  с задержкой психического развития проводилось комплексное диагностическое обследование:

1. Беседа.

2.  Метод анализа документации.

  1. Эксперимент (констатирующий ).

4. Корректурная проба  Бурдона.

5. Таблица Шульте.

6. Методика Рисса.

7. Методика исследования объёма внимания.

 

Задачи:

1. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать особенности внимания детей  младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

3.  Обработать результаты  и сделать соответствующие выводы.

Практическая  значимость работы: полученные результаты обследования могут применить в работе логопеды, педагоги, воспитатели, психологи, работающие с детьми с задержкой психического развития.

Теоретическая значимость работы: проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволяют более точно рассмотреть развитие  внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

База исследования:  МОУ СОШ  № 104 им. М. Шаймуратова Демского района города  Уфы РБ.

В исследовании приняли участие  29 учащихся  младшего школьного  возраста с ЗПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСХИЧЕСКОГО

1.1 Феномен внимания  в психологии

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку.    

Дети, начинающие обучаться  в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника  отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

Внимание всегда есть сосредоточенность  на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе является особым познавательным, процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Внимание не имеет  своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой  оно сопутствует.

Внимание —  это психическое состояние, характеризующее  интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участку (действии, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

  • сенсорное (перцептивное);
  • интеллектуальное (мыслительное);
  • моторное  (двигательное). 
    Основными функциями внимания являются:
  • активизация необходимых и торможение ненужных в 
    данный момент психических и физиологических процессов.
  • целенаправленный организованный отбор поступающей 
    информации (основная селективная функция внимания);
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание состоит  в том, что известное представление  или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:

  • аналитический эффект внимания — данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
  • фиксирующий эффект — представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
  • усиливающий эффект — впечатление, по крайней мере 
    в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.

ВИДЫ  ВНИМАНИЯ

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые — произвольным.

Вид внимания

Условие возникновения

Основная характеристика

Механизм

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или зна- чимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь)

Послепро-извольное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес


Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

  • интенсивность раздражителя;
  • качество раздражителя;
  • повторение;
  • внезапность появления объекта;
  • движение объекта;
  • новизна объекта;
  • согласие с наличным содержанием сознания. 
        Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания — она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизволъного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно  выделить три стадии развития внимания:

  • первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;
  • вторичное внимание —    сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);
  • постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным.

Причины возникновения  непроизвольного внимания:

  • объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
  • структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
  • интенсивность объекта — более сильный звук, более яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;
  • новизна, необычность объекта;
  • резкая смена объектов;
  • субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;
  • отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция  непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший  жизненный смысл.

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания.

Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.

Вторая разновидность  непроизвольного внимания зависит  не столько от видового, сколько  от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

Информация о работе Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста