Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

введение

3

Глава 1
ТеоретическОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ внимания детей с задержкой психического развития

1.1.
Феномен внимания в психологии
6
1.2.
1.3.
Развитие внимания в детском возрасте
Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
23

31
1.4.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Выводы
37


Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.
Методы диагностики изучения особенностей внимания.
44
2.2.
Анализ полученных результатов
48

Выводы

Заключение
61

Список литературы
63

Работа состоит из  1 файл

ГДЕ ТИТУЛЬНИК.docx

— 132.99 Кб (Скачать документ)

 Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же — переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Как состояние более или менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную трудовую деятельность.

 Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

Непреднамеренное внимание характеризуется следующими особенностями:

  • человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию;
  • интенсивность непреднамеренного внимания обусловливается особенностями раздражителей;
  • непродолжительно по времени (внимание длится до тех пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если его не закрепить, прекращается по окончании их действия).

Эти особенности  непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.

 Произвольное внимание. Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.

  1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство напряжения — характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой — суть любых процессов волевого внимания.
  2. Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.

Особенно важный вариант развития произвольного  внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного 
внимания. С произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение.

Основная  функция произвольного внимания — активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

Характеристики  произвольного (преднамеренного) внимания:

  • целенаправленность — определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;
  • организованный характер деятельности — человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
  • устойчивость — внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное  внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие  произвольное внимание:

  • интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
  • осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизволъное внимание — это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется  различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным — колебания и переключение внимания.

Объем внимания — это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.

Для измерения  объема внимания используют специальные  приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания — величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3±2.

Для ребенка дошкольного  и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.

Устойчивость внимания — его временная характеристика — это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко  снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:

  • усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
  • активность личности;
  • эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
  • отношение к деятельности;
  • темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.

Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:

  • первоначальное вхождение в работу;
  • достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
  • снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.

Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание характеризуется  резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.

Распределение внимания — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.

Распределение внимания — это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:

  • трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
  • легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
  • для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.

Переключение  внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Переключение  бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) — в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.

Легкость и  успешность переключения внимания зависят:

  • от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
  • от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
  • от отношения субъекта к той или иной деятельностиь (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
  • от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
  • от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Наряду с переключением  внимания выделяется его отвлечение — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.

   Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Периодичность колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением.

Классическим  примером является двойной квадрат, представляющий собой одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и 2) длинный коридор с выходом в конце. Если смотреть на этот чертеж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени перед нами будет то усеченная пирамида, то длинный коридор. Вот такая смена объектов и есть пример колебания внимания.

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются.

 

Нарушения внимания

       Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания — отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.

Под нарушениями  внимания понимают патологические 
изменения направленности, избирательности психической 
деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или 
при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. 

Информация о работе Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста