Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
введение
3
Глава 1
ТеоретическОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ внимания детей с задержкой психического развития
1.1.
Феномен внимания в психологии
6
1.2.
1.3.
Развитие внимания в детском возрасте
Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
23
31
1.4.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Выводы
37
Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.
Методы диагностики изучения особенностей внимания.
44
2.2.
Анализ полученных результатов
48
Выводы
Заключение
61
Список литературы
63
Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания. Рассеянность может быть вызвана утомлением. Также рассеянностью может быть состояние, когда школьник как бы находится “в плену” у какой-то предвзятой мысли.
Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания детей с ЗПР относят его слабое развитие и неадекватность.
Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. 3. Тржесоглава выделяет следующие особенности внимания этих детей:
Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности и увеличивают количество ошибок. Особенно сильным отвлекающим фактором является речь. При обучении детей с задержкой психического развития важно исключить действие посторонних раздражителей. Трудности фиксации внимания также возникают в наиболее сложных видах деятельности, например таких, как письмо.
Здесь можно наблюдать увеличение ошибок в работах - это и слитное написание отдельных слов, и недописывание элементов букв, и нарушение усвоенных ранее грамматических правил.
Неустойчивость внимания имеет разнообразные индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других - наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности.
Как известно, непосредственное отражение человеком окружающей действительности происходит в форме ощущений и восприятий. Отсюда недостатки внимания у детей с задержкой психического развития могут отрицательно сказаться на процессах восприятия. Например, дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе.
Как уже отмечалось, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Специальные исследования психологов и педагогов показали, что различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению с устойчивостью внимания.
Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. Например, исследования Сафади Хасана показывают, что у детей с простым психофизическим инфантилизмом, соматогенной и психогенной формами ЗПР объем внимания существенно не отличается от здоровых детей. Распределение и устойчивость внимания претерпевают значительные изменения не только у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, но и у детей с другими формами ЗПР.
В. Д. Небылицин, К.К. Платонов установили, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание, а у детей с инертной и слабой нервной системой — неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.
Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс коррекции должен проводиться в контексте деятельности, доступной ребенку (учебная, игровая и пр.).
Вопросы внимания затрагивали и глубоко изучали многие ученые, такие как В. Д. Небылицин, К.К. Платонов, которые установили, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания, а также психологи, как в нашей стране, так и за рубежом. Каждый стремился изучить и показать наиболее актуальную сторону и пути развития внимания.
Под вниманием, по
Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности и увеличивают количество ошибок. Особенно сильным отвлекающим фактором является речь.
Неустойчивость внимания имеет разнообразные индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других - наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, т.е. им необходим как бы период “врабатывания”, у третьей группы учащихся отмечаются периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания. Отсюда практический вывод: все сообщаемые сведения следует неоднократно повторять - больше, чем это необходимо их нормально развивающимся сверстникам.
Описывая «социально обусловленные» особенности детей с задержкой психического развития, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Н. Л. Белопольская, Т. А. Фотекова указывают на преобладание установки на удовольствие.
Объект нашего исследования – младшие школьники с ЗПР, в данной главе мы также рассмотрели особенности личности младших школьников с задержкой психического развития и пришли к следующему: общие особенности подростков с ЗПР таковы:
- сниженная работоспособность
вследствие возникающих у
- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
- неустойчивость внимания,
нарушения скорости
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление
развито в большей степени,
чем наглядно-образное и
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- незрелость эмоциональной сферы и мотивации;
- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений
Глава П. Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей внимания у детей с задержкой психического развития у детей младшего школьного возраста.
Для ее реализации мы разработали поэтапный план работы с использованием следующих методов:
1. Беседа.
2. Метод анализа документации.
3. Корректурная проба Бурдона.
4. Таблица Шульте.
5. Методика Рисса.
6. Методика исследования объёма внимания.
Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2.1.Методы диагностики изучения особенностей внимания
Целью нашего исследования является определение актуального уровня развития свойств внимания у младших школьников с ЗПР для дальнейшего определения путей коррекционной работы.
Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны адекватные методы исследования. Рассмотрим их.
Все процессы внимания могут быть исследованы и проанализированы такими методами, как наблюдение, беседа, анализ документации и эксперимент.
Проводя научное наблюдение, необходимо соблюдать ряд требований:
1. Сформулировать цели и задачи (они даны в ведении);
2. Создать условия, необходимые для этого процесса;
3. Вести записи, а затем их интерпретировать.
В процессе проведения наблюдения учитываются особенности младших школьников с задержкой психического развития. Обычно дети бывают непосредственными, у них сохраняются многие черты внешнего проявления внимания.
Затем полученные данные анализировались по составленному плану:
Метод беседы не может выступать как основной способ получения данных, но как дополнительный вариант он дает большие возможности получения информации о внутренних процессах и особенностях поведения человека.
Беседа также помогает установить тесный личный контакт с собеседником, тем самым исследователь имеет доступ к получению большей информации о данной личности.
Метод анализа документации учащихся дает дополнительный материал по общим данным высших психических функций и в частности отдельных свойств внимания.
Важнейшим методом психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, в эксперименте изучаемое явление специально создается или вызывается посредством большого количества экспериментально - психологических методик. В эксперименте ставятся цели и задачи, которые затем разрешаются.
Важное внимание уделяется особенностям поведения младших школьников при проведении исследований:
Необходимо также отмечать внешне направленное внимание, когда объектами внимания становятся наблюдаемые предметы и их свойства (например, карта, рисунок, чертеж, схема и т. д.) и внутренне направленное внимание, связанное с мышлением, памятью, воображением.
Традиционной методикой исследования устойчивости, распределения, переключения внимания на сенсорно - перцептивном уровне служит КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА. В данном обследовании взята корректурная проба Бурдона.
Цель: позволяя выявить особенности некоторых свойств внимания, в частности сосредоточенности, устойчивости, отвлекаемости, эта проба представляет собой сенсорно - моторную реакцию с выбором и адресуется к процессам внутреннего восприятия. Также эта методика позволяет судить о некоторых характеристиках умственной работоспособности: утомляемости, темпе психической деятельности и т д.