Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

введение

3

Глава 1
ТеоретическОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ внимания детей с задержкой психического развития

1.1.
Феномен внимания в психологии
6
1.2.
1.3.
Развитие внимания в детском возрасте
Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
23

31
1.4.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Выводы
37


Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.
Методы диагностики изучения особенностей внимания.
44
2.2.
Анализ полученных результатов
48

Выводы

Заключение
61

Список литературы
63

Работа состоит из  1 файл

ГДЕ ТИТУЛЬНИК.docx

— 132.99 Кб (Скачать документ)

Второй  методикой  исследования внимания  младших  школьников с  ЗПР послужили  ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ.

Цель: определение объема  и динамики  работоспособности.

Следующей  методикой исследования свойств внимания является МЕТОДИКА  РИССА.

Цель:  определение концентрации  и устойчивости  внимания.

Четвертой   методикой   обследования  была  выбрана  методика   исследования  ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ.

Цель:  определение объема  внимания.

Экспериментальное исследование по выявлению особенностей внимания у младших школьников с задержкой  психического развития проводилось  с учащимися младших  классов, школы № 104, города Уфы.  Количество участников составляло 29 человек. 

Экспериментальное исследование по методике Рисса и таблицам Шульте, проводилось индивидуально, в форме практических действий по заданию. Методики «Корректурная проба» и исследование объема внимания,  предъявлялись в групповой форме, на стандартных бланках.

По  окончанию работы учащихся просили ответить на вопросы о  том, насколько трудно им было выполнять  задание;  в чем конкретно состояли трудности; устали ли они; смогли бы продолжить эту работу дальше; как они, по их мнению, справились с работой. Эти  беседы проводились с целью помощи при качественной диагностике количественных показателей.

Экспериментальное исследование проводилось в первой половине дня, в отдельном кабинете, без посторонних  шумов и отвлекающих факторов в течение двух недель.

 

 

2.2. Анализ полученных  результатов исследования

Суммируя   полученные  данные   проведенного  обследования  на  разные   свойства   внимания   наиболее   известными  и  продуктивными  методиками,   используя  различные   традиционные  методы  работы,  поведем качественный и количественный анализ констатирующего   эксперимента.

В ходе экспериментального исследования у детей с задержкой  психического развития младшего школьного  возраста выявлена неустойчивость, рассеянность внимания, наблюдаются трудности  переключения и низкая концентрация на объекте. Дети не могут долгое время  сосредоточиться на задании, быстро устают.  Это свидетельствует  об истощаемости внимания учащихся исследуемой  группы. Кроме этого, в процессе работы у детей наблюдались частые колебания  внимания, а также низкая заинтересованность в правильном выполнении задания.

Полученные количественные данные по методике «Корректурная проба» занесены в протокол № 1.    

Протокол  №1

Ф. И.

 ученика, класс

Кол-во просмотренных букв

S

Кол-во правильно подчеркнутых и перечеркнутых букв

C

Кол-во неправильно отмеченных букв

 

 

W

Кол-во ошибочно пропущенных  букв

 

 

O

Коэффициент правильности

 

 

         B

Коэффициент продуктивности

 

 

E

1.Евгений Г.

2.Ксения Я.

3.Влад Г

4.Юля Ш

5.Алик К

6.Слава Л.

7.Женя Н.

8.Харидас Л.

9.Руслан М.

10. Арсен М.

11. Тимур В.

12. Эрнест Т.

13. Айдар Г.

14.Толя М.

15.Карина Х

16.Жанна С

17. Саша В

18.Артем П

19.Костя А. 

20. Айрат М.

21. Оля И.

22. Миша К. 

23.Алеша К.

24.Тимур В.

25..Кирилл Н.

26.Игорь Ш.

27.АнатолийЗ

28.Саша Д.

29.Жанна А.

1350

751

2000

2000

2000

571

1557

1000

2000

1512

1360

609

1100

500

590

2000

870

780

832

930

1100

930

1300

1150

1512

1400

750

650

900

95

42

132

105

132

36

119

74

108

76

95

49

60

35

21

105

53

43

39

58

60

49

70

95

77

102

42

30

56

12

10

26

51

11

5

17

0

2

13

12

8

8

5

8

25

12

5

4

5

8

7

4

0

13

12

10

10

14

11

20

28

28

18

13

10

10

43

51

11

4

26

10

13

17

10

20

31

18

26

26

46

7

51

24

20

16

18

0,78

0,5

0,6

0,4

0,8

0,6

0,8

0,8

0,7

0,5

0,7

0,7

0,6

0,6

0,4

0,6

0,6

0,6

0,5

0,6

0,6

0,5

0,4

0,8

0,5

0,7

0,5

0,4

0,6

1057

387

1325

812

1746

361

1231

880

1403

750

1057

471

665

312

225

1311

566

470

451

648

665

508

551

941

756

999

387

282

510


 

Где коэффициент продуктивности (Е) рассчитывается по следующей формуле:     

                                                     C - W

                                                E = S                        ,   где


                                                               C + O

 

Е – продуктивность внимания;

S – общее количество просмотренных букв;

С – количество правильно подчеркнутых и перечеркнутых  букв;

W – Количество неправильно отмеченных букв;

О – количество ошибочно пропущенных букв;

B – Коэффициент правильности.

Полученные  количественные данные по методике «Корректурная  проба» и наблюдение показали, что  неустойчивость внимания у детей  в данной группе  имеет индивидуальные формы проявления. Например, у одних детей (37%) максимальное напряжение внимания и высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, и снижается по мере продолжения работы; у других детей (24%) наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности; у третей группы детей (39%) отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего периода выполнения задания.

75% учащихся после выполнения задания жаловались на усталость, большую нагрузку на зрение, трудности при переходе от одной команды к другой. Все это говорит об истощаемости внимания учащихся, трудностях переключения и распределения внимания, большое количество ошибочно отмеченных и пропущенных букв характеризует низкий уровень концентрации внимания, а малое количество общих просмотренных знаков свидетельствует о малом объеме внимания.

 

Количественные  данные по методике «таблицы Шульте».

По методике таблицы Шульте полученные нами результаты помещены в протокол № 2.

С заданием по методике справились все учащиеся. Обобщая  наблюдения, можно отметить, что  у всех учеников при выполнении заданий  наблюдалась высокая степень  истощаемости внимания, трудности переключения и распределения внимания,  недостаточный  его объем.

 

Протокол №2.

№ п/п

 Учащиеся 

№ таблицы Шульте

Время

(в секундах)

Среднее время поиска чисел 

1.

Евгений Г

1

2

3

4

5

75

67

65

100

110

83,4

2.

Артем П.

1

2

3

4

5

60

78

90

70

65

72,6

3.

Влад Г

1

2

3

4

5

110

100

95

80

75

92

4.

Юля Ш.

1

2

3

4

5

100

140

110

100

105

111

5.

Алик К

1

2

3

4

5

100

140

110

150

150

130

6.

Слава Л.

1

2

3

4

5

102

100

107

90

75

94,8

7.

Женя Н.

1

2

3

4

5

65

95

92

110

130

100,4

8.

Харидас Л.

1

2

3

4

5

75

55

85

110

140

93

9.

Руслан М

1

2

3

4

5

110

140

110

150

150

132

10.

Арсен М

1

2

3

4

5

80

102

110

115

140

109,4

11.

Тимур В.

1

2

3

4

5

60

85

77

130

110

92,4

12.

Эрнест Т.

1

2

3

4

5

120

100

105

95

110

106

13.

Айдар Г.

1

2

3

4

5

85

100

95

75

120

95

14.

Толя М

1

2

3

4

5

90

120

110

95

100

103

15.

Карина Х.

1

2

3

4

5

110

100

102

120

100

106,4

16.

Жанна С

1

2

3

4

5

85

90

100

105

95

95

17.

Саша В.

1

2

3

4

5

120

98

76

110

120

104,8

18.

Артём П.

1

2

3

4

5

143

95

120

100

120

115,6

19.

Костя А.

1

2

3

4

5

60

75

90

67

90

76,4

20.

 Айрат М.

1

2

3

4

5

80

110

110

65

95

92

21.

Оля И.

1

2

3

4

5

75

55

85

110

140

93

22.

Миша К.

1

2

3

4

5

67

65

77

92

95

79,2

23.

Алеша К.

1

2

3

4

5

65

110

105

67

80

85,4

24.

Тимур В.

1

2

3

4

5

65

95

92

110

140

100,4

25.

Кирилл Н.

1

2

3

4

5

68

77

100

95

102

88,4

26.

Игорь Ш.

1

2

3

4

5

100

140

110

100

103

110,4

27.

Анатолий З.

1

2

3

4

5

80

95

103

100

96

94,8

28.

Саша Д.

1

2

3

4

5

75

80

110

105

100

94,2

29.

Жанна А.

1

2

3

4

5

80

92

102

110

140

104,8


 

 

Количественные  данные показали, что у учащихся с задержкой психического развития третьего класса время, затрачиваемое  на поиск чисел, значительно превышает  допустимые нормы (30- 50 сек). Из представленной выше таблицы видно, что все 100% учащихся затратили время  на поиск чисел в 1,5-2 раза  допустимой нормы.

 У  36% исследуемых отмечался  замедленный, равномерный темп. Ошибок при работе не допускали, но подолгу задерживались при отыскивании очередной цифры. На третьей – пятой таблице стали значительнее перерывы между ответами. При выполнении  задания они просматривали числа по порядку, построчно, наблюдались частые колебания внимания, которые выражались в повышенной отвлекаемости детей, и они подолгу не могли найти нужную цифру.

Подробно остановимся  на некоторых из испытуемых.

Карина Х. – работает в замедленном темпе, отмечается истощаемость и застреваемость внимания при утомлении, что выражается в увеличении пауз при пересчетах.

Костя А. – деятельность импульсивна, наблюдаются частые колебания  внимания, отвечает урывками с большими паузами.

Оля И. - темп деятельности значительно замедлен. Ошибки не допускались. При утомлении деятельность еще  больше замедляется, на последних двух таблицах проявляется истощаемость внимания.

Айрат М.  – равномерный темп на протяжение всего времени выполнения задания, при утомлении увеличиваются перерывы между ответами.

Миша К. – по ходу выполнения задания постепенно увеличивается затрачиваемое время  на поиск чисел, допускаются ошибки, что свидетельствует об истощаемости внимания  мальчика.

Алеша К. – долгий период «врабатывания», часто переспрашивает инструкцию,  с трудом отыскивает первые числа, отвлекается. В процессе работы часто подолгу задерживается  при отыскивании очередной цифры, работал бессистемно. Внимание истощаемое. При утомлении повышается отвлекаемость, нежелание продолжать работу.

У Кирилла Н. и  Игоря Ш. также проявился замедленный  темп отыскивания чисел и высокая  степень истощаемости внимания. 

  Проведенная  методика позволила выявить недостаточность  объема внимания младших школьников  с ЗПР, высокий уровень истощаемости  внимания, а также низкий уровень  работоспособности детей денной  группы.

Следует отметить, что данная методика лишь косвенно определяет объем внимания, т. к. он зависит не только от времени, которое  затрачивает испытуемый на выполнение задания, но и от других свойств внимания: распределения, устойчивости и концентрации. Поэтому дополнительно  была применена  еще одна методика исследования объема внимания «Запомни и расставь точки». Рассмотрим полученные результаты.

Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки» (в баллах)

Протокол №3.

№ п/п

Учащиеся 

Полученные баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

    1. 29

Евгений Г.

Ксения Я.

Влад Г

Юля Ш

Алик К

Слава Л.

Женя Н.

Харидас Л.

Руслан М.

Арсен М.

Тимур В.

Эрнест Т.

Айдар Г.

Толя М.

Карина Х

Жанна С

Саша В

Артем П

Костя А.

Айрат М.

Оля И.

Миша К.

Алеша К.

Тимур В.

Кирилл Н.

Игорь Ш.

Анатолий З

Саша Д.

Жанна А.

2

2

2

3

2

3

3

2

2

4

3

4

2

2

2

3

2

3

4

4

3

4

3

3

2

2

3

3

3


Результаты  можно изобразить в процентном соотношении:

41,3% - ниже среднего

41,3% - средний уровень

17,2% - выше среднего

Данные  по методике подтвердили значительное сужение объема внимания учащихся данной группы.

Результаты  исследования по методике Рисса.

Протокол №4.

№ п/п

Учащиеся 

Время (мин/сек)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Евгений Г.

Ксения Я.

Влад Г

Юля Ш

Алик К

Слава Л.

Женя Н.

Харидас Л.

Руслан М.

Арсен М.

Тимур В.

Эрнест Т.

Айдар Г.

Толя М.

Карина Х

Жанна С

Саша В

Артем П

Костя А.

Айрат М.

Оля И.

Миша К.

Алеша К.

Тимур В.

Кирилл Н.

Игорь Ш.

Анатолий З

Саша Д.

Жанна А.

4,15

4,59

5,20

5,03

4,25

3,59

4,05

4,51

4,09

5,02

4,25

3,53

4,05

5,12

4,59

5,35

5,04

3,53

4,25

5,06

6,07

4,38

4,52

3,58

5,40

5,22

4,20

5,13

4,50

Информация о работе Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста