Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
введение
3
Глава 1
ТеоретическОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ внимания детей с задержкой психического развития
1.1.
Феномен внимания в психологии
6
1.2.
1.3.
Развитие внимания в детском возрасте
Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
23
31
1.4.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Выводы
37
Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.
Методы диагностики изучения особенностей внимания.
44
2.2.
Анализ полученных результатов
48
Выводы
Заключение
61
Список литературы
63
Второй методикой исследования внимания младших школьников с ЗПР послужили ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ.
Цель: определение объема и динамики работоспособности.
Следующей методикой исследования свойств внимания является МЕТОДИКА РИССА.
Цель: определение концентрации и устойчивости внимания.
Четвертой методикой обследования была выбрана методика исследования ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ.
Цель: определение объема внимания.
Экспериментальное исследование по выявлению особенностей внимания у младших школьников с задержкой психического развития проводилось с учащимися младших классов, школы № 104, города Уфы. Количество участников составляло 29 человек.
Экспериментальное исследование по методике Рисса и таблицам Шульте, проводилось индивидуально, в форме практических действий по заданию. Методики «Корректурная проба» и исследование объема внимания, предъявлялись в групповой форме, на стандартных бланках.
По окончанию работы учащихся просили ответить на вопросы о том, насколько трудно им было выполнять задание; в чем конкретно состояли трудности; устали ли они; смогли бы продолжить эту работу дальше; как они, по их мнению, справились с работой. Эти беседы проводились с целью помощи при качественной диагностике количественных показателей.
Экспериментальное исследование проводилось в первой половине дня, в отдельном кабинете, без посторонних шумов и отвлекающих факторов в течение двух недель.
2.2. Анализ полученных результатов исследования
Суммируя полученные данные проведенного обследования на разные свойства внимания наиболее известными и продуктивными методиками, используя различные традиционные методы работы, поведем качественный и количественный анализ констатирующего эксперимента.
В ходе экспериментального исследования у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста выявлена неустойчивость, рассеянность внимания, наблюдаются трудности переключения и низкая концентрация на объекте. Дети не могут долгое время сосредоточиться на задании, быстро устают. Это свидетельствует об истощаемости внимания учащихся исследуемой группы. Кроме этого, в процессе работы у детей наблюдались частые колебания внимания, а также низкая заинтересованность в правильном выполнении задания.
Полученные количественные данные по методике «Корректурная проба» занесены в протокол № 1.
Протокол №1
Ф. И. ученика, класс |
Кол-во просмотренных букв S |
Кол-во правильно подчеркнутых и перечеркнутых букв C |
Кол-во неправильно отмеченных букв
W |
Кол-во ошибочно пропущенных букв
O |
Коэффициент правильности
B |
Коэффициент продуктивности
E |
1.Евгений Г. 2.Ксения Я. 3.Влад Г 4.Юля Ш 5.Алик К 6.Слава Л. 7.Женя Н. 8.Харидас Л. 9.Руслан М. 10. Арсен М. 11. Тимур В. 12. Эрнест Т. 13. Айдар Г. 14.Толя М. 15.Карина Х 16.Жанна С 17. Саша В 18.Артем П 19.Костя А. 20. Айрат М. 21. Оля И. 22. Миша К. 23.Алеша К. 24.Тимур В. 25..Кирилл Н. 26.Игорь Ш. 27.АнатолийЗ 28.Саша Д. 29.Жанна А. |
1350 751 2000 2000 2000 571 1557 1000 2000 1512 1360 609 1100 500 590 2000 870 780 832 930 1100 930 1300 1150 1512 1400 750 650 900 |
95 42 132 105 132 36 119 74 108 76 95 49 60 35 21 105 53 43 39 58 60 49 70 95 77 102 42 30 56 |
12 10 26 51 11 5 17 0 2 13 12 8 8 5 8 25 12 5 4 5 8 7 4 0 13 12 10 10 14 |
11 20 28 28 18 13 10 10 43 51 11 4 26 10 13 17 10 20 31 18 26 26 46 7 51 24 20 16 18 |
0,78 0,5 0,6 0,4 0,8 0,6 0,8 0,8 0,7 0,5 0,7 0,7 0,6 0,6 0,4 0,6 0,6 0,6 0,5 0,6 0,6 0,5 0,4 0,8 0,5 0,7 0,5 0,4 0,6 |
1057 387 1325 812 1746 361 1231 880 1403 750 1057 471 665 312 225 1311 566 470 451 648 665 508 551 941 756 999 387 282 510 |
Где коэффициент продуктивности (Е) рассчитывается по следующей формуле:
Е – продуктивность внимания;
S – общее количество просмотренных букв;
С – количество правильно подчеркнутых и перечеркнутых букв;
W – Количество неправильно отмеченных букв;
О – количество ошибочно пропущенных букв;
B – Коэффициент правильности.
Полученные количественные данные по методике «Корректурная проба» и наблюдение показали, что неустойчивость внимания у детей в данной группе имеет индивидуальные формы проявления. Например, у одних детей (37%) максимальное напряжение внимания и высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, и снижается по мере продолжения работы; у других детей (24%) наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности; у третей группы детей (39%) отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего периода выполнения задания.
75% учащихся после выполнения задания жаловались на усталость, большую нагрузку на зрение, трудности при переходе от одной команды к другой. Все это говорит об истощаемости внимания учащихся, трудностях переключения и распределения внимания, большое количество ошибочно отмеченных и пропущенных букв характеризует низкий уровень концентрации внимания, а малое количество общих просмотренных знаков свидетельствует о малом объеме внимания.
Количественные данные по методике «таблицы Шульте».
По методике таблицы Шульте полученные нами результаты помещены в протокол № 2.
С заданием по методике справились все учащиеся. Обобщая наблюдения, можно отметить, что у всех учеников при выполнении заданий наблюдалась высокая степень истощаемости внимания, трудности переключения и распределения внимания, недостаточный его объем.
Протокол №2.
№ п/п |
Учащиеся |
№ таблицы Шульте |
Время (в секундах) |
Среднее время поиска чисел | |
1. |
Евгений Г |
1 2 3 4 5 |
75 67 65 100 110 |
83,4 | |
2. |
Артем П. |
1 2 3 4 5 |
60 78 90 70 65 |
72,6 | |
3. |
Влад Г |
1 2 3 4 5 |
110 100 95 80 75 |
92 | |
4. |
Юля Ш. |
1 2 3 4 5 |
100 140 110 100 105 |
111 | |
5. |
Алик К |
1 2 3 4 5 |
100 140 110 150 150 |
130 | |
6. |
Слава Л. |
1 2 3 4 5 |
102 100 107 90 75 |
94,8 | |
7. |
Женя Н. |
1 2 3 4 5 |
65 95 92 110 130 |
100,4 | |
8. |
Харидас Л. |
1 2 3 4 5 |
75 55 85 110 140 |
93 | |
9. |
Руслан М |
1 2 3 4 5 |
110 140 110 150 150 |
132 | |
10. |
Арсен М |
1 2 3 4 5 |
80 102 110 115 140 |
109,4 | |
11. |
Тимур В. |
1 2 3 4 5 |
60 85 77 130 110 |
92,4 | |
12. |
Эрнест Т. |
1 2 3 4 5 |
120 100 105 95 110 |
106 | |
13. |
Айдар Г. |
1 2 3 4 5 |
85 100 95 75 120 |
95 | |
14. |
Толя М |
1 2 3 4 5 |
90 120 110 95 100 |
103 | |
15. |
Карина Х. |
1 2 3 4 5 |
110 100 102 120 100 |
106,4 | |
16. |
Жанна С |
1 2 3 4 5 |
85 90 100 105 95 |
95 | |
17. |
Саша В. |
1 2 3 4 5 |
120 98 76 110 120 |
104,8 | |
18. |
Артём П. |
1 2 3 4 5 |
143 95 120 100 120 |
115,6 | |
19. |
Костя А. |
1 2 3 4 5 |
60 75 90 67 90 |
76,4 | |
20. |
Айрат М. |
1 2 3 4 5 |
80 110 110 65 95 |
92 | |
21. |
Оля И. |
1 2 3 4 5 |
75 55 85 110 140 |
93 | |
22. |
Миша К. |
1 2 3 4 5 |
67 65 77 92 95 |
79,2 | |
23. |
Алеша К. |
1 2 3 4 5 |
65 110 105 67 80 |
85,4 | |
24. |
Тимур В. |
1 2 3 4 5 |
65 95 92 110 140 |
100,4 | |
25. |
Кирилл Н. |
1 2 3 4 5 |
68 77 100 95 102 |
88,4 | |
26. |
Игорь Ш. |
1 2 3 4 5 |
100 140 110 100 103 |
110,4 | |
27. |
Анатолий З. |
1 2 3 4 5 |
80 95 103 100 96 |
94,8 | |
28. |
Саша Д. |
1 2 3 4 5 |
75 80 110 105 100 |
94,2 | |
29. |
Жанна А. |
1 2 3 4 5 |
80 92 102 110 140 |
104,8 |
Количественные данные показали, что у учащихся с задержкой психического развития третьего класса время, затрачиваемое на поиск чисел, значительно превышает допустимые нормы (30- 50 сек). Из представленной выше таблицы видно, что все 100% учащихся затратили время на поиск чисел в 1,5-2 раза допустимой нормы.
У 36% исследуемых отмечался замедленный, равномерный темп. Ошибок при работе не допускали, но подолгу задерживались при отыскивании очередной цифры. На третьей – пятой таблице стали значительнее перерывы между ответами. При выполнении задания они просматривали числа по порядку, построчно, наблюдались частые колебания внимания, которые выражались в повышенной отвлекаемости детей, и они подолгу не могли найти нужную цифру.
Подробно остановимся на некоторых из испытуемых.
Карина Х. – работает в замедленном темпе, отмечается истощаемость и застреваемость внимания при утомлении, что выражается в увеличении пауз при пересчетах.
Костя А. – деятельность импульсивна, наблюдаются частые колебания внимания, отвечает урывками с большими паузами.
Оля И. - темп деятельности значительно замедлен. Ошибки не допускались. При утомлении деятельность еще больше замедляется, на последних двух таблицах проявляется истощаемость внимания.
Айрат М. – равномерный темп на протяжение всего времени выполнения задания, при утомлении увеличиваются перерывы между ответами.
Миша К. – по
ходу выполнения задания постепенно
увеличивается затрачиваемое
Алеша К. – долгий
период «врабатывания», часто переспрашивает
инструкцию, с трудом отыскивает
первые числа, отвлекается. В процессе
работы часто подолгу задерживается
при отыскивании очередной
У Кирилла Н. и Игоря Ш. также проявился замедленный темп отыскивания чисел и высокая степень истощаемости внимания.
Проведенная
методика позволила выявить
Следует отметить, что данная методика лишь косвенно определяет объем внимания, т. к. он зависит не только от времени, которое затрачивает испытуемый на выполнение задания, но и от других свойств внимания: распределения, устойчивости и концентрации. Поэтому дополнительно была применена еще одна методика исследования объема внимания «Запомни и расставь точки». Рассмотрим полученные результаты.
Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки» (в баллах)
Протокол №3.
№ п/п |
Учащиеся |
Полученные баллы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29.
|
Евгений Г. Ксения Я. Влад Г Юля Ш Алик К Слава Л. Женя Н. Харидас Л. Руслан М. Арсен М. Тимур В. Эрнест Т. Айдар Г. Толя М. Карина Х Жанна С Саша В Артем П Костя А. Айрат М. Оля И. Миша К. Алеша К. Тимур В. Кирилл Н. Игорь Ш. Анатолий З Саша Д. Жанна А. |
2 2 2 3 2 3 3 2 2 4 3 4 2 2 2 3 2 3 4 4 3 4 3 3 2 2 3 3 3 |
Результаты можно изобразить в процентном соотношении:
41,3% - ниже среднего
41,3% - средний уровень
17,2% - выше среднего
Данные по методике подтвердили значительное сужение объема внимания учащихся данной группы.
Результаты исследования по методике Рисса.
Протокол №4.
№ п/п |
Учащиеся |
Время (мин/сек) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. |
Евгений Г. Ксения Я. Влад Г Юля Ш Алик К Слава Л. Женя Н. Харидас Л. Руслан М. Арсен М. Тимур В. Эрнест Т. Айдар Г. Толя М. Карина Х Жанна С Саша В Артем П Костя А. Айрат М. Оля И. Миша К. Алеша К. Тимур В. Кирилл Н. Игорь Ш. Анатолий З Саша Д. Жанна А. |
4,15 4,59 5,20 5,03 4,25 3,59 4,05 4,51 4,09 5,02 4,25 3,53 4,05 5,12 4,59 5,35 5,04 3,53 4,25 5,06 6,07 4,38 4,52 3,58 5,40 5,22 4,20 5,13 4,50 |