Исследование самосознания юношей-правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.
§1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6
§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13
Выводы……………………………………………………………….………20
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22
§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29
§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37
Выводы…………………………………………………………….…………42
Заключение……………………………………………………………......... 44
Библиографический список…………………………………………...……47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2…………………………………………………………….….51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 401.00 Кб (Скачать документ)

Еще одной важной интегральной составляющей самосознания является уровень субъективного контроля (УСК). Высокий уровень (интернальный тип)  представляет собой переживание человеком собственного «Я» как активного субъекта деятельности, ответственного за все, что с ним происходит, как инициатора собственных поступков, поведение которого не зависит от случайных обстоятельств. Интернальный тип называется так, потому что контроль локализуется как бы «внутри» субъекта.  Противоположным типом является экстернальный – при котором контроль располагается «вовне» – человек объявляет окружающих виновниками всех происшествий, происходящих с ним. Обычно такому индивиду сложно принять ответственность на себя, и он пытается уйти от сложного выбора, от ситуации, в которой необходимо проявить силу воли, чтоб решить проблему.

Таким образом, самосознание представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов  и подсистем. В отечественной  психологии распространено структурное понимание самосознания [3; 17; 24; 27]. Основными тремя компонентами структуры самосознания являются: познавательный (когнитивный), эмоционально-оценочный (аффективный) и поведенческий или деятельностный (конативный) компоненты.

Самопознание, обеспечивающее построение собственного образа, описание собственных качеств, умений, черт, своего статуса, общественной ценности, представление о своих возможностях – определяет сущность когнитивного компонента. Благодаря этой стороне самосознания человек имеет словесно зафиксированный, осознанный образ своего «Я». И когда человеку задают вопросы – «кто ты?», «кем ты являешься?» - начинают работать именно когнитивные механизмы самосознания.

Самоотношение, оценивание себя – представляют собой процессы, обеспечивающие аффективный компонент самосознания. Человек чувствует свою значимость, успешность, превосходство он может быть довольным собой или порицать себя, принимать или отвергать, «любить» или «ненавидеть». Аффективные механизмы самосознания включаются в работу при ответе на вопрос «какой ты?», «как ты относишься к себе?». Все эти явления, в совокупности со знанием личностью себя складываются в самооценку.

Саморегуляция человеком  своего поведения строится на основе знания себя и отношения к себе. Этот процесс представляет конативный компонент самосознания. В различных ситуациях человек избирает именно ту стратегию поведения, которую может себе позволить, исходя их представления о себе. Он  принимает решения о том, что ему необходимо изменить что-то в себе, научиться, к примеру, быть более сдержанным, аккуратным, или стать инициативным и решительным – это происходит благодаря процессам самопознания и самооценки. В принципе, каждый сознательный шаг, каждое решение строится на основе знания личностью себя. Часто, имея отрицательный опыт собственного поведения в какой-либо ситуации, человек не может вести себя по-другому, ему сложно изменить поведенческий стереотип. Но как только человек поменяет отношение к себе, переоценит собственные качества и возможности (например, вместо «я неудачник» – «я самый удачливый человек, и все у меня получится»), его поведение преобразится.

 Развитие самосознания личности – сложный процесс, сопровождающий всю жизнь человека. Еще в младенчестве и раннем детстве ребенок уже выделяет себя из окружающего мира, в три года он осознает свое «Я», свое отличие от других, в семь лет ребенок уже оценивает собственную деятельность и свои успехи – развивается самооценка. А осознание своих психических качеств, своих личностных особенностей происходит в подростковом и юношеском возрасте. В конце юношеского возраста все отдельные образы «Я» собираются воедино, и формируется устойчивая «Я»-концепция.

Существует множество  подходов и взглядов на проблему развития самосознания. Отечественные ученые, основываясь на деятельностном подходе, связывают развитие самосознания личности с развитием самостоятельности индивида как субъекта деятельности. С изменением ведущей деятельности, с изменением отношений с окружающими самосознание личности изменяется и усложняется [21; 27],

В.В. Столин называет одним из основных механизмов формирования «Я»-концепции механизм идентификации, а также феномен принятия точки зрения другого на себя. Действительно, оценивая себя, человек зачастую опирается на мнение и отношение к нему других. Еще Ч. Кули подчеркнул важность субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой человеком от других. В связи с этим он предложил теорию «Зеркального Я». Дж. Мид выразил схожее мнение, выразив его в следующем определении: «самосознание человека-это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения других по поводу субъекта».

К. Роджерс указывает, что развитие «Я»-концепции во многом определяется степенью удовлетворения потребности в безусловном позитивном внимании. В случае полноценного удовлетворения этой потребности в детстве и в подростковом возрасте у человека в дальнейшем развивается позитивная «Я»-концепция.

Итак, проблема самосознания является центральной в изучении личности. Под самосознанием личности мы будем понимать совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Как процесс, самосознание состоит из динамических образов «Я». Отдельные, ситуативные образы «Я» складываются в «Я»-концепцию - согласованную и ясно осознаваемую систему представлений человека о себе. Самосознание имеет трехкомпонентную структуру, представленную когнитивной (самопознание), аффективной (самоотношение, самооценка) и конативной (саморегуляция) составляющей. Важной интегральнаой характеристикой самосознания является также уровень субъективного контроля. Развитие самосознания – сложный многоаспектный процесс, который происходит неразрывно с процессом развития индивида как субъекта деятельности и взаимоотношений с окружающими.

 

1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя

 

Личность - это система, в которой изменение одного элемента приводит к изменению всех остальных  элементов, и, более того, всей системы  в целом. Такой принцип строения, применительно к деформированной вследствие каких-либо причин личности, позволяет выстраивать эффективную программу коррекционно-воспитательных мероприятий. В нашей работе мы планируем, влияя на сферу самосознания, изменяя отношение юношей-правонарушителей к своему «Я», повлиять и на развитие других сторон личности - мотивационной, эмоционально-волевой, поведенческой, нравственной.

В связи с этим нам  необходимо представлять, каковы особенности  развития личности правонарушителей юношеского возраста. Благодаря такому анализу мы сможем выявить и оценить механизмы противоправного поведения, выяснить по каким причинам и каким образом происходит деформация личности юношей, а также, мы сможем установить, в каких личностных сферах происходят нарушения и каков характер этих нарушений.

Под личностью мы понимаем человека, взятого в системе таких  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Правонарушитель – лицо, совершившее противоправное виновное действие или бездействие, которое носит общественно опасный характер, посягает на установленный порядок общественных отношений. Возрастные рамки юношеского периода мы будем ограничивать возрастом 16-18 лет. Кроме этого мы позволим себе использовать в нашей работе синоним «несовершеннолетний», подразумевая под ним осужденного правонарушителя, достигшего шестнадцати лет (в этом возрасте наступает уголовная ответственность), но не достигшего совершеннолетия [23].

Развитие личности несовершеннолетнего  правонарушителя происходит во взаимодействии с социальной средой, которая накладывает  отпечаток на его потребности  и интересы, его мотивы, ценности, эмоции, поведение в целом. Наибольшее влияние на личность правонарушителя оказывают семейные условия, условия воспитания. Дефекты ранней социализации в семье могут приобретать криминогенное значение. Ребенок, воспитываясь родителями,  усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции взрослых на те, или иные проблемы.  В этом плане криминогенным фактором является низкий уровень образования родителей, алкоголизм, их противоправное поведение, осложненные отношения в семье (ссоры, ругань, драки), безнравственные, аморальные действия родителей, их грубость, нечестность в общении с другими людьми и др.

Многие правонарушители  воспитываются в неполных семьях (более чем у пятидесяти процентов  – нет отца), поэтому, вступая  в различные «банды» юноша  пытается восполнить недостаток влияния сильной личности, авторитета. Ориентация на такого авторитета в неформальных группах, который демонстрирует свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем, является причиной искажения нравственных идеалов и образцов поведения несовершеннолетнего [1].

Психологическое отчуждение ребенка родителями, отсутствие ласки  и заботы о нем, тепла в отношениях, также могут стать причиной противоправного  поведения. Безнадзорность и бесконтрольность приводят к тому, что дети проводят время в поиске «увеселений» и попадают под влияние «уличных» компаний. Гиперопека в воспитании тоже оказывает негативное влияние на развитие личности несовершеннолетнего, ведь строгие приказания и многочисленные запреты, постоянный надзор обуславливают развитие таких качеств, как конформность, несамостоятельность. А в дальнейшем такая личность легко поддается влиянию все тех же «уличных» компаний. Избалованные юноши из обеспеченных семей также зачастую совершают противоправные действия, ведь у них не сформировано чувство ответственности, напротив, они живут с чувством полной безнаказанности, вседозволенности.

Большую роль в формировании асоциальной личности играет и процесс  обучения в школе. Зачастую у правонарушителей наблюдается низкий уровень заинтересованности в получении знаний, а кроме этого – невысокие познавательные способности. Это обуславливает невысокую степень усвоения учебного материала, школьную неуспеваемость. Низкая степень результативности учебного труда приводит к неблагоприятному положению в классном коллективе. Все это является причиной снижения самооценки, неудовлетворенности социальным положением, отрицательного отношения к себе. Чтобы повысить собственную значимость, и создать видимость собственной успешности, правонарушитель, еще, будучи подростком, переключается на социально-негативные виды деятельности, вступая в неформальные, «уличные» группы [26].

Таким образом, решающее значение в возникновении отклонений от социальной нормы имеет система  общения несовершеннолетних, направленность тех групп, участниками которых они становятся. Общение в преступной среде способствует принятию социально отрицательных групповых норм, которые, укореняясь, превращаются в индивидуальные установки и ценностные ориентации несовершеннолетнего. Среди приобретаемых групповых норм можно назвать частое употребление алкоголя, наркотических веществ, курение, увлечение азартными играми, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, вражда к определенным группам ровесников и т.д. [16]

Неудовлетворенность общением в семье, невысокая вовлеченность в группы организованного общения, в учебный процесс, способствуют формированию у несовершеннолетнего комплекса неудовлетворенных социальных потребностей. Наличие неудовлетворенности и личностных деформаций осложняет выбор направления компенсации. И поэтому, как мы упоминали выше, компенсация осуществляется в общении с асоциальными группами, не предъявляющими высоких требований к нравственному и интеллектуальному развитию несовершеннолетнего, что дает возможность обрести эмоциональное благополучие и удовлетворить свою потребность в самоутверждении и самовыражении.

Личностные дефекты, присущие правонарушителям юношеского возраста можно рассматривать на различных  уровнях. Так, можно рассматривать  дефекты развития, в особенности психического, которые благоприятствуют развитию девиантной личности. Среди них: нервно-психические заболевания (олигофрения, психопатия, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, ярко выраженные патохарактерологические реакции (плаксивость, повышенная обидчивость, раздражительность). Психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, негативное влияние экологической обстановки приводят к психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и также выступают дополнительным криминогенным фактором. К этой же группе можно отнести различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем возрастах (черепно-мозговые травмы, инфекционные и общесоматические заболевания). Также сюда можно отнести явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.), либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида.

В описании личности правонарушителя, помимо дефектов развития, важную роль играет анализ деформации мотивационно-потребностной  сферы, ведь мотивы, формируемые в  условиях нарушенной социализации, лежат  в основе поведения преступной личности. Неуспешность в выполнении ведущей деятельности, невозможность ее полноценной реализации становится причиной изменения ведущих потребностей и мотивов [7]. Так, у правонарушителей слабо выражены потребности в учебной, трудовой, спортивной и общественной деятельности. Вместо этого несовершеннолетние предпочитают развлекательные формы проведения досуга, не требующие интеллектуальной нагрузки, волевых усилий. Бесцельное времяпрепровождение, поиск наслаждений становится причиной употребления алкоголя, психоактивных веществ, вступления в частые сексуальные связи, бесполезного пребывания на улице, в подъездах. В поиске зрелищ юноши проводят время в клубах, становятся участниками уличных драк.

Информация о работе Исследование самосознания юношей-правонарушителей