Исследование самосознания юношей-правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.
§1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6
§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13
Выводы……………………………………………………………….………20
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22
§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29
§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37
Выводы…………………………………………………………….…………42
Заключение……………………………………………………………......... 44
Библиографический список…………………………………………...……47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2…………………………………………………………….….51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 401.00 Кб (Скачать документ)

Потребность в интимно-личностном общении, положительном контакте со сверстниками также не находит своего удовлетворения, вместо этого правонарушители предпочитают более легкие, и ни к чему не обязывающие контакты. Стремление к коллективной деятельности, самоутверждению в коллективе преобразуется в борьбу за престиж, за популярность. При этом средствами поднятия престижа являются демонстрация грубости, хитрости, физической силы, подавление других, доходящее до насилия, наличие внешних атрибутов превосходства – модной одежды, оружия, больших денежных сумм и др.

У несовершеннолетних правонарушителей, начиная с младшего школьного возраста, гипертрофирована потребность в свободе и самостоятельности. Она реализуется в частых уходах из дома, непослушании, негативизме по отношению к взрослым (родителям, учителям, старшим братьям и сестрам). Потребность в самовоспитании у юношей-правонарушителей зачастую реализуется неправильными методами, стремлением развивать у себя асоциальные качества.

В эмоционально-волевой  сфере юноши-правонарушителя также  отмечаются значимые изменения, которые  влияют на его поведение в различных ситуациях, и способствуют совершению противоправных поступков. У них фиксируется ослабление чувства стыда, отсутствие способности к эмпатии, недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к переживаниям других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения, несдержанность, грубость, лживость, отсутствие самокритики. Кроме этого – неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагирование по агрессивному типу на конфликтные ситуации [1].У правонарушителей зачастую не сформированы механизмы внутреннего контроля личности, им сложно придерживаться поставленных целей, прилагать волевые усилия для выполнения неинтересных, незначимых для них заданий.

Деформация нравственных и правовых ориентаций выражена в  личности правонарушителей особенно ярко. Им свойственно «облагораживать» мотивы собственных аморальных и противоправных поступков, отрицать и игнорировать собственную ответственность за противоправные действия. При этом наблюдается позиция обвинения окружающих в последствиях своих поступков и оправдывания своего поведения.   Другими словами, в сфере правосознания правонарушителей можно отметить следующие дефекты: социально-правовой инфантилизм, правовой негативизм (нигилизм), правовая неосведомленность. Вследствие того, что у несовершеннолетних правонарушителей сужен круг источников для получения культурно-эстетической информации (книги, театр, внушаемые родителями и учителями эстетические и культурные нормы), они относятся пренебрежительно к общечеловеческим ценностям.

Деформации в мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, нравственной сфере, нарушения в развитии, в частности психическом, обуславливают поведенческие особенности юношей-правонарушителей [1]. Среди них - следование питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, участие в азартных играх, бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных  других учреждений, ранние половые связи, половая распущенность. Кроме этого – систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, озлобленности, грубости, актов насильственного поведения, культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением. Также, в поведении правонарушителей ярко выражена, как мы отмечали выше, постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и др.)

Итак, на развитие личности правонарушителя наибольшее влияние  оказывает социальная среда –  семейные условия, воспитание в школе, общение в группах ровесников. Зачастую семьи, в которых растут девиантные личности, имеют криминогенный характер, родители часто страдают алкоголизмом, наркоманией. Школьная неуспеваемость и отсутствие положительных отношений в семье способствует уходу подростка в асоциальные виды деятельности, вступлению в «уличные банды». Причиной противоправного поведения также являются личностные особенности, особенности физического и психического развития. Личностные деформации наблюдаются в различных сферах. В эмоционально-волевой, в мотивационно-потребностной, в поведенческой, нравственной. Все это обуславливает деформацию самосознания правонарушителей юношеского возраста.

 

ВЫВОДЫ

 

 

Теоретический анализ позволил нам выяснить, что в изучении личности центральное место отводится  изучению самосознания. Многие отечественные  и зарубежные психологи разрабатывали  собственные концепции самосознания. Общее представление о самосознании таково: самосознание личности есть совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Динамические образы «Я», из которых состоит процесс самосознания, изменяются в каждой новой ситуации, и складываются в «Я»-концепцию. «Я»-концепция - согласованная и ясно осознаваемая система представлений человека о себе, она складывается к концу юношеского возраста, и ее оформление требует серьезной психологической работы. Аффективный (самоотношение, самооценка), когнитивный (самопознание) и конативный (саморегуляция) компонент представляют собой структуру самосознания.

Мы выяснили, что деформация самосознания правонарушителей взаимосвязана с деформацией их личности в целом. Причиной этому выступает множество факторов, но основным является социальная среда, в которой растет будущий правонарушитель. Неблагоприятные семейные условия, школьная неуспеваемость, общение в криминогенной среде способствуют становлению подростка на преступный путь. Деформируется мотивационная, эмоционально-волевая, поведенческая, нравственная сфера личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПРАВОНАУШИТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования

 

Исследование самосознания юношей-правонарушителей проводилось нами на базе Ангарской воспитательной колонии (Иркутская область, г. Ангарск,  поселок 15) с 17.04.2011 по 30.04.2011. В исследовании приняло участие одиннадцать воспитанников колонии в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (разбой, грабеж, убийство, изнасилование). Испытуемые вызвались участвовать в исследовании добровольно, проявляли заинтересованность во время проведения исследования, и без особых затруднений выполнили все предложенные методики.

В нашем исследовании мы основывались на трехкомпонентной структуре самосознания, в которой выделяются когнитивная, конативная (поведенческая) и эмоционально-ценностная составляющая. Когнитивная – Образ «Я», знание, представление о себе, поведенческая – регуляция поведения на основе Образа-«Я», и эмоционально-ценностная – отношение к себе, самооценка. На основании теоретического анализа мы предполагаем, что исследование и дальнейшее изменение именно эмоционально-ценностной составляющей повлечет изменения и других компонентов самосознания, т.е. вслед за изменением самооценки, отношения к себе, изменится Образ «Я», и на основе этого поведение юношей-правонарушителей в целом.

 

В связи с этим мы использовали следующие методики исследования эмоционально-ценностной стороны самосознания:

1. Методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн

2. Опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева

3. Методика на выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда)

Эти методики направлены на исследования самооценки, самоотношения  и интегральной характеристики –  уровня субъективного контроля, которые, в свою очередь, являются составляющими эмоционально-оценочной стороны самосознания.

Ниже приводится описание каждой методики.

1. Методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн.

 Методика разработана Т. Дембо,  модифицирована С.Я. Рубинштейн и дополнена П.В. Яньшиным. Она предназначена для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, зрелость или незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я»-концепции, характер и содержание проблем и их компенсаций[12].

Проведение методики осуществляется следующим образом. Испытуемому предлагается некоторое количество шкал (представленных линиями) – каждая из которых является показателем развития у человека определенных качеств, сторон личности - здоровья, ума, характера, счастья, оптимизма, удовлетворенности собой. При этом шкалы имеют два полюса – на одном – наибольшее развитие качества (самый умный человек), на другом – наименьшее развитие качества (самый глупый человек). По каждой шкале испытуемый должен оценить развитие этого качества у себя в данный момент (актуальная самооценка), в «идеале» (идеальная самооценка), и объективное состояние этих качеств (отраженная самооценка, или оценка своих возможностей), отметив соответствующими символами его положение на шкале.

Оцениваются и интерпретируются результаты по балльной системе.  По каждой шкале в баллах измеряется уровень актуальной, идеальной и объективной  самооценки. На основе анализа полученных баллов определяется уровень притязаний (по состоянию идеальной самооценки) и высота самооценки (по состоянию актуальной самооценки).

Реалистический уровень  притязаний характеризует результат  от 50 до 90 баллов, наиболее оптимальный  – от 75 до 90. Результат от 90 до 100 баллов – удостоверяет нереалистическое, некритичное отношение к собственным возможностям, а ниже 50 баллов – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Что касается самооценки, то количество баллов от 50 до 75 удостоверяют адекватную самооценку, выше 75 – свидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку и также свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

 

Кроме этого, интерпретируются дополнительные параметры, такие как: 

- устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость - определяется степенью колебания актуальной самооценки в пределах нескольких интервалов);

- степень адекватности  самооценки (неадекватность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала);

- степень критичности  (чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки);

- степень удовлетворенности  собой (косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой. Прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой»)

- уровень оптимизма  (косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма. Прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».)

- зрелость или незрелость  в отношении к ценностям (незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях)

2. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева

 Тест-опросник самоотношения  построен в соответствии с  разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения [6; 24; 25], и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  1. Глобальное самоотношение;
  2. Самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  3. Уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Методика проводится и обрабатывается следующим образом. Испытуемому предлагается ответить на 57 утверждений - согласиться или не согласиться с каждым. Далее по каждой из 12 шкал подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов, и полученный «сырой балл» переводится по таблицам перевода «сырого балла» в проценты (накопленные частоты), на основании которых производится дальнейший анализ результатов. При показателях ниже 50 – признак не выражен, от 50 до 74 – признак выражен, и выше 74 – признак ярко выражен.

Информация о работе Исследование самосознания юношей-правонарушителей