Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа
В настоящее время остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.
§1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6
§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13
Выводы……………………………………………………………….………20
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22
§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29
§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37
Выводы…………………………………………………………….…………42
Заключение……………………………………………………………......... 44
Библиографический список…………………………………………...……47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2…………………………………………………………….….51
Опросник включает следующие шкалы:
Шкала S - глобальное самоотношение (измеряет интегральное, внутренне недифференцированное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого);
Шкала I - самоуважение (измеряется тот аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, умения контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя);
Шкала II - аутосимпатия (шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению);
Шкала III - ожидаемое отношение от других (шкала отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих);
Шкала IV - самоинтерес (отражается мера близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других);
Также выделены семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента.
Шкала 1 – самоуверенность;
Шкала 2 – отношение других;
Шкала 3 – самопринятие;
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;
Шкала 5 – самообвинение;
Шкала 6 – самоинтерес;
Шкала 7 – самопонимание.
3. Методика на выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
Данная экспериментально-
Методика проводится и обрабатывается следующим образом. Испытуемому предлагаются 44 утверждения, каждое из которых он должен оценить по 6-ти-бальной шкале («—3, —2, —1, +1, +2, +3», при этом «+3» означает «полностью согласен», «—3»—«совершенно не согласен» с данным пунктом). Далее производится обработка заполненных бланков по специальным ключам, и после этого полученные «сырые баллы» переводятся в стандартные оценки - стены. Результаты по каждой шкале оцениваются следующим образом: 1-3 стен – низкий уровень субъективного контроля (внешний, экстернальный локус контроля). Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их, и полагают, что большинство жизненных ситуаций является результатом случая или действия других людей. Результаты в 8 - 10 стен свидетельствуют о высоком уровне субъективного контроля (внутренний, интернальный локус контроля). Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, их компетентности, целеустремленности и способностей, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за то, как складывается их жизнь.
Опросник включает следующие шкалы: общей интернальности (уровень ответственности за жизнь в целом); интернальности в области достижений (оценка субъективного контроля над эмоционально положительными событиями, способности самостоятельно добиваться поставленных целей); интернальности в области неудач (субъективный контроль по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, склонность обвинять себя в разнообразных неприятностях). А также шкалы интернальности в различных сферах деятельности: в семейных отношениях, в области производственных отношений, межличностных отношений и в отношении здоровья и болезни.
Итак, в нашем исследовании мы опирались на трехкомпонентную структуру самосознания, в которой выделяется когнитивный, аффективный и конативный компонент. Для исследования состояния аффективной стороны самосознания мы подобрали комплекс методик, направленных на изучение самооценки, самоотношения и уровня субъективного контроля. Представители выборки - юноши-правонарушители Ангарской воспитательной колонии, добровольно выразившие желание поучаствовать в исследовании.
2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн позволило нам выяснить, что у 91% представителей выборки отмечается неадекватное отношение к собственным возможностям, или, другими словами, нереалистичный уровень притязаний, так как баллы по всем шкалам идеальной самооценки превышают 90. В связи с этим можно констатировать у этих юношей незрелость в отношении к ценностям. Действительно, мы полагаем, что большинство юношей-правонарушителей не могут критично оценивать собственную личность, свои способности, им сложно объективно, со «стороны» увидеть себя. Кроме этого, завышенный уровень притязаний, по нашему мнению, связан с феноменом «юношеского максимализма», при котором юноша «хочет всего и сразу», не реалистичен в своих мечтах и планах. Далее, только у 45% юношей наблюдается адекватный уровень самооценки, как минимум, по пяти из шести шкал, у 18% - неадекватно завышенная самооценка (по всем шкалам), и у остальных 37% наблюдается резкие колебания по шкалам. К примеру, по четырем шкалам (ум, счастье, оптимизм, удовлетворенность собой) – ниже 40 баллов, а по двум другим (здоровье и характер) – более 90. Это говорит о том, что у данных 37% - неустойчивая самооценка, тогда как у остальных 63% - относительно устойчивая. Неустойчивость, ситуативность самооценки, по нашему мнению, связана с неуверенностью правонарушителей в себе, незрелостью, «шаткостью» мировоззрения в целом и «Я» - концепции в частности.
Важно отметить, что более чем у половины испытуемых (63%) баллы актуальной самооценки по шкале счастье в среднем на 26% ниже, чем по другим шкалам (здоровье, ум, характер, оптимизм, удовлетворенность собой). Мы считаем, что это связано с общим подавленным настроением у заключенных, невозможностью полноценного удовлетворения основных потребностей (в том числе в свободе и самостоятельности), чувством вины, собственной ненужности, незначимости для общества.
Что касается степени удовлетворенности собой, то у большинства испытуемых (81%) по косвенному индикатору наблюдается стойкая неудовлетворенность, так как по всем шкалам разница между актуальной и идеальной самооценкой составляет более 20-ти баллов (в среднем – 40 баллов). По прямому показателю – количеству баллов по шкале удовлетворенности собой только у 45% баллы выше 70-ти, у других 55% в среднем отметка в 40 баллов по этой шкале. На основе расхождения показателей прямого и косвенного индикаторов удовлетворенности собой (расхождение у 26% выборки) мы предполагаем наличие у этих юношей защитного механизма отрицания.
Таким образом, мы можем частично подтвердить первую выдвинутую нами гипотезу. У юношей-правонарушителей действительно неадекватный – чрезмерно завышенный - уровень притязаний. Но относительно самооценки такое отметить сложно – лишь у небольшой части выборки самооценка неадекватно завышена, у половины же она находится в адекватном состоянии.
Анализ полученных данных
по опроснику самоотношения позвол
Таблица 1
Показатели самоотношения юношей-правонарушителей.
шкала |
Количество испытуемых (в %). | ||
Низкие значения (0-50 баллов) |
Средние значения (50-74 баллов) |
Высокие значения (74-100 баллов) | |
Глобальное самоотношение |
36 |
18 |
46 |
Самоуважение |
45 |
10 |
45 |
Аутосимпатия |
36 |
36 |
28 |
Ожидание отношения от других |
62 |
10 |
28 |
Самоинтересов |
10 |
54 |
36 |
Самоуверенности |
36 |
54 |
10 |
Отношения других |
72 |
10 |
18 |
Самопринятия |
18 |
54 |
28 |
Саморуководства |
45 |
36 |
19 |
Самообвинения |
36 |
19 |
45 |
Самоинтереса |
54 |
10 |
36 |
Самопонимания |
54 |
27 |
19 |
Показатели шкалы ожидания отношения от других лишь у 28% выше среднего, у остальных представителей выборки баллы по этой шкале низкие, причем у 36% - менее 10 баллов из ста, а у других 36% в среднем 36 баллов из ста. Показатели этой шкалы связаны с показателями шкалы отношения других. У тех же представителей выборки отмечаются низкие значения (23 балла из ста в среднем). Это говорит о том, что юноши-правонарушители воспринимают себя как незначимых, неинтересных для других личностей. Скорее всего, это связано с их преступной деятельностью и последующим заключением – отношения с обществом они воспринимают как антагонистические, социум, в их представлении, презирает виновных. Кроме этого, на наш взгляд, большое значение имеет прошлый опыт взаимодействия с окружающими. С детства юноши-правонарушители не могут устанавливать дружеские, доверительные отношения с окружающими людьми, значимые взрослые не уделяют им необходимого внимания, а зачастую наблюдается ситуация эмоционального отвержения, или даже насилия со стороны взрослых. В связи с таким опытом ожидание лишь отрицательного отношения от окружающих является закономерным.
Интересными для анализа являются показатели шкал самоинтересов и самопринятия. Лишь у небольшой части выборки (10% и 18% соответственно) значения по данным шкалам находятся на уровне ниже среднего, в основном же отмечаются высокие баллы (70-90). По нашему мнению, это свидетельствует об интересе к собственной личности, тенденции к «самокопанию» (чему способствуют условия заключения), но, в то же время, и о некоторой ригидности, нежелании меняться.
Подтверждением неустойчивости самооценки, как мы отметили выше, является неуверенность в себе. Лишь у 10% исследуемых юношей отмечаются высокие показатели по шкале «самоуверенности». Это, опять же, на наш взгляд, связано с нестабильной, незрелой «Я»-концепцией, со сложностью самоутверждения в преступной среде, с отсутствием уважения и любви со стороны родителей в детском и подростковом возрасте. По шкале самообвинения у большинства представителей выборки (64%) установлено наличие высоких показателей (в среднем 80 баллов). По нашему мнению, самообвинение, в сочетании с негативным отношением к себе в целом, вызвано искаженным развитием личности и, в частности, самосознания юношей-правонарушителей. Кроме этого сами условия жизни заключенных предполагают самоуничижение, порицание себя за совершенное правонарушение.
По шкалам саморуководства и самопонимания лишь у 19% юношей-правонарушителей отмечаются высокие значения. Мы полагаем, что причиной таких низких значений является «отдаленность» юношей от собственного «Я», нежелание работать со своим внутренним миром, нести ответственность за свои поступки и решения, ведь это требует больших психических затрат.
Проанализировав полученные результаты (табл. 2) по методике исследования уровня субъективного контроля (УСК) мы установили следующее. Уровень общей интернальности у всех представителей выборки – невысокий (3,6 стенов в среднем). Всем юношам, участвовавшим в исследовании, свойственно возлагать ответственность за собственную жизнь на окружающих, что свидетельствует об экстернальном типе локуса контроля. По другим шкалам также отмечаются в основном низкие и средние баллы (от 3,2 до 5,9 стенов в среднем по шкалам). По нашему мнению, это связано с неуверенностью в себе, с отрицательным отношением к собственной персоне в целом, с личностной слабостью, с низкой критичностью к своему поведению. А также – со слабой развитостью регулятивных механизмов, слабым волевым контролем юношей-правонарушителей.
Таблица 2
Показатели уровня субъективного контроля юношей-правонарушителей.
Шкала интернальности (И.) |
Количество испытуемых (в %) | ||
Низкий УСК (1-3 стена)* |
Средний УСК (4-7 стенов)* |
Высокий УСК (8-10 стенов)* | |
Общая И. |
45 (2,4) |
55 (4,6) |
0 |
И. достижений |
0 |
90 (5,3) |
10 (9) |
И. неудач |
27 (2) |
63 (4,4) |
10 (8) |
И. в семейных отношениях |
10 (1) |
80 (4,5) |
10 (8) |
И. в производственных отношениях |
80 (2,8) |
20 (5) |
0 |
И. в межличностных отношениях |
0 |
100 (5,6) |
0 |
И. здоровья |
0 |
90 (5,7) |
10 (8) |
* в скобках - среднее значение в пределах каждого уровня субъективного контроля (в стенах).
Наименьшее значение УСК отмечается по шкале интернальности в производственных отношениях (в среднем 3,2 стена). Мы полагаем, что это опосредовано трудовыми условиями заключенных, ведь им необходимо беспрекословно подчиняться указаниям управляющего звена, строго соблюдать дисциплину. По шкалам интернальности здоровья и межличностных отношений отмечаются высокие, относительно других шкал, значения (в среднем 5,9 и 5,6 стенов соответственно). Это связано, по нашему мнению, с возрастными особенностями, ведь юношам важно поддерживать собственное здоровье, физическую форму, а в среде правонарушителей – особенно. Кроме этого, для юношей важно иметь значимость, привлекательность для окружающих, в том числе и для противоположного пола, вызывать уважение у сверстников.
Информация о работе Исследование самосознания юношей-правонарушителей