Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа
В настоящее время остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.
§1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6
§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13
Выводы……………………………………………………………….………20
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22
§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29
§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37
Выводы…………………………………………………………….…………42
Заключение……………………………………………………………......... 44
Библиографический список…………………………………………...……47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2…………………………………………………………….….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа была посвящена изучению самосознания правонарушителей юношеского возраста. Для нашей страны данная проблема является особо важной, так как уровень преступности среди несовершеннолетних находится на очень высоком уровне. Поведение правонарушителя основывается на его личностных особенностях, а также на самосознании, исследование которого позволит грамотно выстроить и эффективно реализовать систему коррекционно-развивающих мероприятий.
Придерживаясь данных положений, мы провели эмпирико-теоретическое исследование. Благодаря анализу психологической литературы мы выяснили, что самосознание представляет собой совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание позволяет человеку, познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определенным образом относиться к самому себе [24]. Рассматривая различные теории отечественных и зарубежных психологов, мы выяснили следующее. Самосознание рассматривается как совокупность трех компонентов. Аффективный компонент представлен самоотношением и самооценкой, тем, какие эмоции испытывает человек к своему «Я». Когнитивный компонент представлен самопознанием, сознательным самоописанием, построением своего образа. Третий, конативный компонент, проявляется в саморегуляции, в контроле собственного поведения на основе представления о себе. Аффективная составляющая является более пластичной, и ее изменение ярко отражается на всех других составляющих самосознания.
Мы установили, существует множество факторов, влияющих на развитие личности и самосознания правонарушителя. Основным фактором является социальная среда, которая представлена семейными условиями, условиями обучения и условиями взаимодействия в группах сверстников. Отсутствие близких контактов с родными, асоциальная деятельность, общение в криминогенных компаниях становятся причиной деформации личности и искажения самосознания.
Для того чтобы выяснить, насколько искажено самосознание юношей-правонарушителей и какие составляющие подвержены деформации, мы провели эмпирическое исследование. В нем приняло участие одиннадцать юношей шестнадцати-восемнадцати лет, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Базой исследования являлась Ангарская воспитательная колония. Для проверки гипотез мы использовали методику исследования самооценки (по Дембо-Рубинштейн), опросник самоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева), методику на выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам. Уровень притязаний у юношей-правонарушителей неадекватно завышен, самооценка неадекватна лишь у небольшой части выборки. У половины исследуемых отмечены высокие значения по шкале глобального самоотношения. По шкалам ожидаемого отношения других, а также отношения других и действительно наблюдаются низкие значения (наиболее низкие по сравнению с другими шкалами). По шкале самоуверенности исследуемые набрали в основном средние значения, что противоречит гипотезе. Что же касается шкалы самоинтересов как стороны самоотношения – по ней наблюдаются высокие значения (наибольшее относительно других шкал), а по шкале самоинтереса как готовности к конкретным действиям отмечаются в основном невысокие показатели. Мы предположили, что у юношей наблюдается повышенный интерес к себе, тенденция к самопознанию, но готовность к соответствующим внутренним действиям сформирована слабо.
Самообвинение у юношей-правонарушителей, в противовес гипотезе, выражено достаточно сильно. Кроме этого было установлено, что у исследуемых наблюдаются в основном средние и высокие значения по шкале самопринятия, что говорит об их ригидности, нежелании изменяться. Уровень субъективного контроля у исследуемых – низкий, что также подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Сравнив и обобщив полученные по методикам результаты, мы разделили всех исследуемых на три группы по состоянию самосознания в целом и его компонентов (самооценки, самоотношения, уровня субъективного контроля). В соответствии с полученными данными мы также разработали рекомендации по развитию самосознания правонарушителей. Мы предположили, что для этой цели наиболее эффективным коррекционно-развивающим методом является коммуникативный тренинг, ведь самосознание развивается в процессе взаимодействия с людьми. Общение, в частности его эмоциональная сторона, является важным фактором развития личности, особенно в юношеский период. Проведение коммуникативных тренингов, по нашему мнению, будет значительно способствовать развитию самосознания юношей-правонарушителей.
В дальнейшем мы планируем осуществить проведение ряда коммуникативных тренингов на базе Ангарской воспитательной колонии. Это поможет нам выяснить, каким образом и насколько такой коррекционно-развивающий метод эффективен в развитии самосознания правонарушителей юношеского возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Результаты по методике исследования самооценки
(Дембо-Рубинштейн)
№1 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
60 |
65 |
57 |
75 |
65 |
63 |
идеал |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
объективно |
76 |
75 |
75 |
75 |
73 |
73 |
№2 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
90 |
90 |
100 |
85 |
90 |
100 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
95 |
82 |
62 |
70 |
63 |
75 |
№3 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
58 |
72 |
87 |
46 |
67 |
73 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
78 |
55 |
75 |
53 |
55 |
83 |
№4 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
60 |
54 |
92 |
0 |
85 |
57 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
85 |
0 |
65 |
56 |
40 |
87 |
№5 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
80 |
65 |
86 |
50 |
90 |
75 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
63 |
65 |
67 |
67 |
67 |
65 |
№6 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
77 |
67 |
80 |
90 |
75 |
70 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
94 |
объективно |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
№7 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
71 |
50 |
62 |
60 |
73 |
80 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
50 |
43 |
55 |
53 |
73 |
72 |
№8 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
100 |
76 |
100 |
78 |
100 |
100 |
№9 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
92 |
37 |
95 |
35 |
34 |
33 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
№10 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
68 |
71 |
68 |
44 |
95 |
18 |
идеал |
82 |
82 |
82 |
95 |
100 |
82 |
объективно |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
№11 |
здоровье |
ум |
характер |
счастье |
оптимизм |
удовлет собой |
есть |
50 |
66 |
50 |
66 |
50 |
50 |
идеал |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
объективно |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Приложение 2
Результаты по опроснику самоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева)
Самоотношение (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) (накопленные частоты-%) | ||||||||||||
№ испы-туемого/ шкала |
Интегральное само отношение |
Само уважение |
Ауто симпатия |
Ожид. отнош. от других |
Само- интересов |
Само- Уверенности |
отншения других |
Само- принятия |
Само- руководства |
Само- обвинениея |
Само- интереса |
Самопонима-ния |
1 |
88 |
87 |
77 |
27 |
71 |
29 |
32 |
90 |
80 |
15 |
34 |
84 |
2 |
96 |
91 |
77 |
91 |
71 |
92 |
80 |
90 |
60 |
43 |
80 |
69 |
3 |
88 |
80 |
58 |
40 |
92 |
50 |
32 |
71 |
60 |
82 |
55 |
84 |
4 |
21 |
16 |
37 |
6 |
50 |
66 |
7 |
34 |
38 |
82 |
11 |
21 |
5 |
32 |
25 |
58 |
6 |
71 |
66 |
7 |
90 |
26 |
97 |
34 |
21 |
6 |
91 |
80 |
58 |
53 |
100 |
50 |
51 |
51 |
60 |
61 |
100 |
21 |
7 |
55 |
34 |
37 |
27 |
92 |
17 |
32 |
71 |
80 |
61 |
34 |
69 |
8 |
93 |
87 |
86 |
91 |
92 |
66 |
80 |
71 |
60 |
43 |
100 |
69 |
9 |
13 |
6 |
37 |
6 |
29 |
17 |
7 |
51 |
26 |
82 |
34 |
43 |
10 |
49 |
59 |
22 |
3 |
50 |
66 |
7 |
34 |
26 |
97 |
20 |
43 |
11 |
55 |
16 |
58 |
91 |
50 |
29 |
32 |
71 |
26 |
43 |
80 |
21 |
Приложение 3
Результаты по методике выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
УСК (стены) |
И=интернальность |
||||||
№исп/шкала |
И общая |
И достижений |
И неудач |
И в сем отношениях |
И в производ отнош |
И в межличн отноше |
И здоровья |
1 |
3 |
5 |
2 |
4 |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
7 |
4 |
5 |
3 |
6 |
6 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
6 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4 |
6 |
5 |
5 |
2 |
5 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
6 |
7 |
7 |
5 |
7 |
2 |
1 |
3 |
6 |
8 |
8 |
6 |
9 |
4 |
5 |
6 |
6 |
7 |
9 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
7 |
10 |
4 |
6 |
8 |
6 |
3 |
5 |
6 |
11 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
6 |
Информация о работе Исследование самосознания юношей-правонарушителей