Исследование самосознания юношей-правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.
§1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6
§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13
Выводы……………………………………………………………….………20
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22
§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29
§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37
Выводы…………………………………………………………….…………42
Заключение……………………………………………………………......... 44
Библиографический список…………………………………………...……47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2…………………………………………………………….….51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 401.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наша работа была посвящена  изучению самосознания правонарушителей юношеского возраста. Для нашей страны данная проблема является особо важной, так как уровень преступности среди несовершеннолетних находится на очень высоком уровне. Поведение правонарушителя основывается на его личностных особенностях, а также на самосознании, исследование которого позволит грамотно выстроить и эффективно реализовать систему коррекционно-развивающих мероприятий.

Придерживаясь данных положений, мы провели эмпирико-теоретическое исследование. Благодаря анализу психологической литературы мы выяснили, что самосознание представляет собой совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание позволяет человеку, познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определенным образом относиться к самому себе [24]. Рассматривая различные теории отечественных и зарубежных психологов, мы выяснили следующее. Самосознание рассматривается как совокупность трех компонентов. Аффективный компонент представлен самоотношением и самооценкой, тем, какие эмоции испытывает человек к своему «Я». Когнитивный компонент представлен самопознанием, сознательным самоописанием, построением своего образа. Третий, конативный компонент, проявляется в саморегуляции, в контроле собственного поведения на основе представления о себе. Аффективная составляющая является более пластичной, и ее изменение ярко отражается на всех других составляющих самосознания.

Мы установили, существует множество факторов, влияющих на развитие личности и самосознания правонарушителя. Основным фактором является социальная среда, которая представлена семейными  условиями, условиями обучения и условиями взаимодействия в группах сверстников. Отсутствие близких контактов с родными, асоциальная деятельность, общение в криминогенных компаниях становятся причиной деформации личности и искажения самосознания.

Для того чтобы выяснить, насколько искажено самосознание юношей-правонарушителей и какие составляющие подвержены деформации, мы провели эмпирическое исследование. В нем приняло участие одиннадцать юношей шестнадцати-восемнадцати лет, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Базой исследования являлась Ангарская воспитательная колония. Для проверки гипотез мы использовали методику исследования самооценки (по Дембо-Рубинштейн), опросник самоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева), методику на выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим  выводам. Уровень притязаний у юношей-правонарушителей неадекватно завышен, самооценка неадекватна лишь у небольшой части выборки. У половины исследуемых отмечены высокие значения по шкале глобального самоотношения. По шкалам ожидаемого отношения других, а также отношения других и действительно наблюдаются низкие значения (наиболее низкие по сравнению с другими шкалами). По шкале самоуверенности исследуемые набрали в основном средние значения, что противоречит гипотезе. Что же касается шкалы самоинтересов как стороны самоотношения – по ней наблюдаются высокие значения (наибольшее относительно других шкал), а по шкале самоинтереса как готовности к конкретным действиям отмечаются в основном невысокие показатели. Мы предположили, что у юношей наблюдается повышенный интерес к себе, тенденция к самопознанию, но готовность к соответствующим внутренним действиям сформирована слабо.

Самообвинение у юношей-правонарушителей, в противовес гипотезе, выражено достаточно сильно. Кроме этого было установлено, что у исследуемых наблюдаются  в основном средние и высокие  значения по шкале самопринятия, что  говорит об их ригидности, нежелании изменяться. Уровень субъективного контроля у исследуемых – низкий, что также подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Сравнив и обобщив  полученные по методикам результаты, мы разделили всех исследуемых на три группы по состоянию самосознания в целом и его компонентов (самооценки, самоотношения, уровня субъективного контроля). В соответствии с полученными данными мы также разработали рекомендации по развитию самосознания правонарушителей. Мы предположили, что для этой цели наиболее эффективным коррекционно-развивающим методом является коммуникативный тренинг, ведь самосознание развивается в процессе взаимодействия с людьми. Общение, в частности его эмоциональная сторона, является важным фактором развития личности, особенно в юношеский период. Проведение коммуникативных тренингов, по нашему мнению, будет значительно способствовать развитию самосознания юношей-правонарушителей.

В дальнейшем мы планируем осуществить проведение ряда коммуникативных тренингов на базе Ангарской воспитательной колонии. Это поможет нам выяснить, каким образом и насколько такой коррекционно-развивающий метод эффективен в развитии самосознания правонарушителей юношеского возраста.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И.Еникеев, В.Е. Эминов – М.: Юрист, 1996. – 336 с.
  2. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 40-46.
  3. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: автореф. канд. психол. наук / О.А. Белобрыкина; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2000. – 283 с.
  4. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - с. 333-393
  5. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс - М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
  6. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин - СПб.: Изд-во Речь, 2006. – 440 с.
  7. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г.Г. Бочкарева // Сб. «Изучение мотивации поведения детей и подростков». – М.,1972. – 206 с.
  8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков - М.: Ось-89, 1999. – 367с.
  9. Джемс У.  Психология / У. Джемс – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
  10. Диянова З.В. Самосознание личности / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева – Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1993. – 56 с.
  11. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности / В.В. Иванова - М., 1999. - 312 с.
  12. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2004. – 364 с.
  13. Каган М.С. Общение как ценность и как творчество / М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии.- 1988. - №4. - С.25-34.
  14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Академия, 2005. - 352 с.
  16. Личко А.Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов – М., 1988. – 268 с.
  17. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин - Пермь, 1970. т.77, 238с.
  18. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация / А.А. Налчаджян – Ереван, 1988. – 346 с.
  19. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков - М.: Знание, 1991. - 48с.
  20. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие / А.А. Реан - СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 224 с.
  21. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2005. – 713 с.
  22. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
  23. Садовникова М.Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: Некоторые терминологические проблемы, обзор нормативно-правовых актов / М.Н. Садовникова // Сибирский Юридический Вестник. – 2005. - №4.
  24. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
  25. Столин В.В. Опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Академия, 1988. С. 123-130.
  26. Степанов В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов - М.: Знание, 1998. – 248 с.
  27. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова - М.: Наука, 1977. - 142 с.

Приложение 1

Результаты по методике исследования самооценки

(Дембо-Рубинштейн)

 

№1

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

60

65

57

75

65

63

идеал

90

90

90

90

90

90

объективно

76

75

75

75

73

73

             

№2

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

90

90

100

85

90

100

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

95

82

62

70

63

75

             

№3

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

58

72

87

46

67

73

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

78

55

75

53

55

83

             

№4

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

60

54

92

0

85

57

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

85

0

65

56

40

87

             

№5

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

80

65

86

50

90

75

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

63

65

67

67

67

65

             

№6

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

77

67

80

90

75

70

идеал

100

100

100

100

100

94

объективно

100

100

100

100

100

100

             

№7

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

71

50

62

60

73

80

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

50

43

55

53

73

72

             

№8

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

100

100

100

100

100

100

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

100

76

100

78

100

100

             

№9

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

92

37

95

35

34

33

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

100

100

100

100

100

100

             

№10

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

68

71

68

44

95

18

идеал

82

82

82

95

100

82

объективно

55

55

55

55

55

55

             

№11

здоровье

ум

характер

счастье

оптимизм

удовлет собой

есть

50

66

50

66

50

50

идеал

100

100

100

100

100

100

объективно

50

50

50

50

50

50


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Результаты по опроснику самоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева)

 

Самоотношение (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) (накопленные  частоты-%)  

№ испы-туемого/

шкала

Интегральное  само

отношение

Само

уважение

Ауто

симпатия

Ожид. отнош. от других

Само-

интересов

Само-

Уверенности

отншения других

Само-

принятия

Само-

руководства

Само-

обвинениея

Само-

интереса

Самопонима-ния

1

88

87

77

27

71

29

32

90

80

15

34

84

2

96

91

77

91

71

92

80

90

60

43

80

69

3

88

80

58

40

92

50

32

71

60

82

55

84

4

21

16

37

6

50

66

7

34

38

82

11

21

5

32

25

58

6

71

66

7

90

26

97

34

21

6

91

80

58

53

100

50

51

51

60

61

100

21

7

55

34

37

27

92

17

32

71

80

61

34

69

8

93

87

86

91

92

66

80

71

60

43

100

69

9

13

6

37

6

29

17

7

51

26

82

34

43

10

49

59

22

3

50

66

7

34

26

97

20

43

11

55

16

58

91

50

29

32

71

26

43

80

21




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Результаты по методике выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).

 

УСК (стены)

И=интернальность 

         

№исп/шкала

И общая

И достижений

И неудач

И в сем отношениях

И в производ отнош

И в межличн отноше

И здоровья

1

3

5

2

4

3

6

5

2

4

7

4

5

3

6

6

3

4

4

4

4

3

6

4

4

5

6

7

8

4

6

5

5

2

5

4

5

2

5

4

6

3

4

2

4

3

6

7

7

5

7

2

1

3

6

8

8

6

9

4

5

6

6

7

9

2

4

4

4

3

5

7

10

4

6

8

6

3

5

6

11

2

5

4

4

3

5

6

Информация о работе Исследование самосознания юношей-правонарушителей