Исследование самосознания юношей-правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.
§1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6
§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13
Выводы……………………………………………………………….………20
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22
§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29
§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37
Выводы…………………………………………………………….…………42
Заключение……………………………………………………………......... 44
Библиографический список…………………………………………...……47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2…………………………………………………………….….51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 401.00 Кб (Скачать документ)

По шкале интернальности в семейных отношениях, у исследуемых  отмечаются невысокие значения (4,5 стенов в среднем). Можно предположить, что  такой результат является следствием небольшого опыта семейной жизни, позиции младшего в семье, занимаемой правонарушителем, а также сложностей семейных взаимоотношений. Что же касается интернальности в области неудач и достижений, у всех представителей выборки отмечаются по данным шкалам противоположные значения (4 и 5,7 стенов в среднем соответственно). Действительно, нести ответственность за успешные действия намного проще, чем за неприятности и неудачи. По нашему мнению это связано с личностными качествами молодых преступников, которые выражаются в понятиях «малодушие», «слабый характер», с отсутствием моральных принципов, безответственностью.

Осуществив совокупный анализ по всем методикам мы выделили три группы исследуемых, отличающиеся по показателям самооценки, самоотношения, и уровня субъективного контроля (см. прил. №1,2,3). Первая группа включает в себя юношей (№2, 8) с высокими показателями по всем шкалам опросника самоотношения, неадекватно завышенной самооценкой и с высокими, относительно других исследуемых, значениями УСК (5 и 6 стен в среднем). По нашим предположениям, такое выраженное отличие от других испытуемых связано с тем, что данные юноши (по словам эксперта-психолога, работающего в колонии) воспитывались в благополучных семьях, и, кроме этого, ранее они участвовали в нескольких тренингах общения и личностного роста.

Вторая группа (№1, 3, 6, 7, 11) представлена юношами, имеющими адекватную, в отличие от всех остальных, самооценку, неоднородные значения по шкалам опросника  самоотношения (в некоторых шкалах – «самоуверенности», «отношения других»  и «ожидаемого отношения от других», «самообвинения» - низкие значения, в других, в основном, высокие). Уровень УСК у данных испытуемых – невысокий (4 стена в среднем по шкалам). Данная группа представляет особый интерес для проведения коррекционных мероприятий, так как у членов группы наблюдается достаточно развитое самосознание, но, тем не менее, отдельные составляющие самосознания нуждаются в коррекции.

Третья группа испытуемых (№ 4, 5, 9, 10) состоит из юношей с неустойчивой самооценкой (большой разброс значений по разным шкалам), с низкими показателями по опроснику самоотношения (только по некоторым шкалам - «самоинтересов», «самоуверенности» - отмечаются средние значения). Интересно, что у некоторых представителей данной группы (№4, 10) - относительно высокие значения УСК (5,8 и 5,4 стен в среднем). Мы можем констатировать, что у представителей данной группы искажено самосознание в целом, и его отдельные составляющие.

Итак, благодаря тщательному  анализу результатов трех методик  мы смогли сделать важные выводы. У  юношей-правонарушителей отмечается неадекватно завышенный уровень притязаний, в целом адекватная самооценка, и у большинства – неудовлетворенность собой (по косвенному индикатору). Многие представители выборки негативно, неуважительно и без интереса относятся к своему «Я», не уверены в себе, ожидают отрицательного отношения к своей личности со стороны окружающих, воспринимают себя виноватыми в чем-либо. Уровень субъективного контроля у большинства представителей – низкий, что свидетельствует об отсутствии ответственности юношей-правонарушителей за собственные поступки и жизнь в целом. Сравнив и обобщив полученные по методикам результаты, мы разделили всех исследуемых на три группы по состоянию самосознания в целом и его компонентов (самооценки, самоотношения, уровня субъективного контроля).

2.3. Рекомендации по  развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста

 

В психологии существует множество методов, направленных на коррекцию и развитие личности, на помощь в сложных ситуациях и  психологическое сопровождение. Одним из наиболее сложных, но, в то же время, эффективных является метод тренинговой работы. Тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Для развития мотивационной, эмоциональной, нравственной сторон личности, для изменения поведения и отношения к миру, и особенно для развития самосознания этот метод является наиболее подходящим.

Благодаря своей специфике  – проведению психологической работы в групповой форме – тренинг  имеет ряд преимуществ [8; 22]. Так, совместный групповой опыт создает атмосферу единства, в которой каждый член понимает, что и у других людей имеются такие же проблемы и переживания, и поэтому он не замыкается в себе, а объединяется с ними. Такая работа сама по себе является мощным психотерапевтическим фактором. В группе отражается общество в миниатюре, моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, и поэтому каждый участник тренинга имеет возможность проанализировать закономерности общения и поведения других людей и самих себя. Специфичной особенностью тренинга является возможность получения безоценочной обратной связи, видения себя через призму «зеркал», которыми выступают личности других участников. Группа предстает своеобразным «психологическим полигоном», где в атмосфере принятия и благожелательности можно попробовать новые модели поведения, поэкспериментировать с различными стилями общения, научиться по-новому относиться к себе  и другим людям. Кроме этого, в группе создается особое напряжение, которое помогает выявить психологические проблемы каждого участника. Тренинг, проводимый в групповой форме, облегчает процессы самораскрытия, самопознания и позволяет понять и изменить себя, повысить уровень уверенности в себе.

Такой коррекционно-развивающий метод является особо значимым и привлекательным в работе с подростками и юношами по нескольким причинам. Во-первых, тренинг имеет игровую форму – множество упражнений строятся по принципу игры, участники как бы играют разные роли, открывая при этом различные стороны своей личности. Во-вторых, в тренинге общение является основной формой взаимодействия, участники делятся переживаниями, рассказывают о себе и других, выражают эмоции по отношению к другим участникам. В-третьих, тренинг по своей сущности направлен на открытие новых граней своей личности, на изменение представления о себе, на приобретение новых умений. Эти аспекты тренинговой работы гармонично сочетаются с возрастными особенностями подростков и юношей, ведь в их возрасте общение, взаимодействие с другими людьми является основным источником развития личности, и именно в этом возрасте идет активное развитие самосознания, оформляется устойчивая «Я»-концепция. А игровая форма взаимодействия помогает быстрее адаптироваться, и раскрыться в процессе психологической работы.

Существует множество  различных моделей тренинга, и  одной из них является коммуникативный  тренинг, или тренинг общения. Он ориентирован на развитие компетентности в общении, приобретение коммуникативных  знаний, навыков и умений. Как отмечается в работе М.С. Кагана и А.М. Эткинда [13], психологической сутью общения является не просто обмен информацией, а достижение духовной общности совокупными усилиями субъектов общения, при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Поэтому общение – это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и прием информации. В связи с этим, в коммуникативном тренинге важным является эмоциональный опыт общения, ведь, как отмечает Э.Берн, именно благодаря опыту у человека формируются внутренние установки в общении, психологические позиции. Коммуникативный тренинг направлен как раз на изменение таких позиций, на пробуждение интереса к другим людям, на позитивное преображение отношения к собственной личности и к личности окружающих, на перестройку поведенческих стереотипов, реализующихся во взаимодействии с людьми.

Можно выделить несколько  групп задач, на решение которых  направлен коммуникативный тренинг [19]. Первая группа представляет собой приобретение участниками психологических знаний о развитии личности, механизмах общения, приемах эффективного общения. Вторая группа задач обеспечивает приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение тактики и техники общения. Третья группа задач направлена на коррекцию коммуникативных установок, таких как: партнерство - взаимодействие с позиции силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, т.е. на выработку собственных стратегий общения. Четвертая группа связана с развитием у участников тренинга способности адекватного восприятия себя и других в ситуации общения. И, наконец, пятая группа задач призвана обеспечить развитие и коррекцию личности, ее глубинных образований, личностных экзистенциальных проблем.

Атмосфера психологической  безопасности и комфорта, создающаяся  в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор поведенческих эмоциональных  стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с другими людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи, и эта мера зависит не только от тренинга. Но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.

При проведении коммуникативного тренинга необходимо учитывать основные принципы, на которые опирается работа психолога-тренера. К организационным принципам относится принцип комплектования группы (учет таких характеристик как пол, возраст, социальный статус, некоторые психические свойства личности), принцип физической закрытости (состав группы должен быть неизменным), принцип пространственно-временной организации (определение временных и пространственных характеристик группы). К принципам создания среды тренинга относятся: принцип системной детерминации (воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы); принцип реалистичности (создание среды, наиболее приближенной к привычным условиям жизни участников – для облегчения переноса полученных изменений в реальную жизнь); принцип избыточности (создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга).

К принципам поведения  участников следует отнести: принцип  моделирования (создаются ситуации, в которых участники демонстрируют  позитивные и негативные формы поведения); принцип искренности (если участник решил выразить свои мысли и чувства, то он должен делать это искренне); принцип «здесь и теперь» (предназначен для того чтобы избежать защитной реакции участников, которая проявляется в «уходе» от настоящей реальности тренинга); принцип доверительности; принцип объективизации (осознания) поведения (перевод поведения участников с импульсивного уровня на осознанный); принцип активности; принцип персонификации (использование личных местоимений в высказываниях). Кроме этого существует ряд этических принципов. К ним относится принцип конфиденциальности (все, что происходило в процессе тренинга не выносится за рамки ситуации, не обсуждается), принцип ненанесения ущерба, принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию.

В коммуникативном тренинге, в условиях совместной деятельности происходит эмоциональное заражение, обоюдное усиление общего эмоционального фона, при котором каждый из участников как бы впитывает в себя часть эмоций других. Это очень важно для подростков и юношей, в процессе общения им необходимо испытывать положительные эмоции, эмоциональную поддержку, внимание со стороны группы, одобрение своих действий, высказываний. Поэтому тренинг, являясь организованной формой такого общения, способствует самопринятию, повышению интереса к себе и другим, повышению самоуважения и самооценки, и закреплению положительных установок на общение. Каждый новый контакт меняет представление человека о себе, оценки самого себя с точки зрения других участников делают человека более многогранным.

Итак, коммуникативный  тренинг ориентирован на развитие компетентности в общении, приобретение коммуникативных знаний, навыков и умений. Этот метод является наиболее подходящим для развития мотивационной, эмоциональной, нравственной сторон личности, для изменения поведения и отношения к окружающим, и, в особенности, для развития самосознания. Он имеет свои особые задачи и принципы проведения. Основным фактором развития личности в тренинге является эмоциональная сторона общения. В связи с возрастными особенностями юношей-правонарушителей тренинг общения является наиболее эффективным коррекционно-развивающим методом.

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Эмпирическое исследование проводилось на базе Ангарской воспитательной колонии, в нем приняло участие  одиннадцать юношей в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. В основе выбора методик исследования лежат теоретические представления о самосознании, как о трехкомпонентной структуре.  Мы предположили, что изучение именно эмоционально-оценочного компонента является важным, так как этот компонент наиболее пластичен, и его развитие в наибольшей степени влияет на изменение познавательного и поведенческого компонентов, на развитие самосознания в целом. Благодаря использованию методики исследования самооценки по Дембо- Рубинштейн, опросника самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева и методики на выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда) мы смогли сделать важные выводы и частично подтвердить выдвинутую нами гипотезу.

Мы подтвердили, что уровень притязаний у юношей-правонарушителей – неадекватен, нереалистично завышен. Этого нельзя сказать о самооценке – лишь у небольшой части исследуемых она неадекватно завышена, у половины же она находится в адекватном состоянии. Частично мы подтвердили состояние различных аспектов самоотношения. Так, лишь у третей части выборки отмечаются низкие значения по шкале глобального самоотношения, что противоречит выдвинутой гипотезе. Далее, по шкалам ожидаемого отношения других, а также отношения других и действительно наблюдаются низкие значения (наиболее низкие по сравнению с другими шкалами). По шкале самоуверенности исследуемые набрали в основном средние значения, что противоречит гипотезе. Что же касается шкал самоинтересов как стороны самоотношения и самоинтереса как готовности к конкретным действиям – показатели по ним противоположны. Если по первой наблюдаются высокие значения (наибольшее относительно других шкал), то есть у юношей наблюдается повышенный интерес к себе, тенденция к самопознанию, то готовность к таким внутренним действиям сформирована слабо – по второй шкале отмечаются в основном невысокие показатели. Самообвинение у юношей-правонарушителей, в противовес гипотезе, выражено достаточно сильно. Кроме этого было установлено, что у исследуемых наблюдаются в основном средние и высокие значения по шкале самопринятия, что говорит об их ригидности, нежелании изменяться. Уровень субъективного контроля у исследуемых – низкий, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Информация о работе Исследование самосознания юношей-правонарушителей