Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.
I. Введение … 3 стр.
II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.
Понятие гендера и пола в психологии … 7 стр.
Гендерная идентичность … 10 стр.
Гендерные стереотипы. Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений … 13 стр.
Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости … 21 стр.
Выводы … 27 стр.
III. Эмпирическое исследование.
Методика и процедура …
Результаты и обсуждение …
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Институт психологии им. Л. С. Выготского
Факультет психологии
Кафедра дифференциальной психологии
и психофизиологии
Даньшина Дарья Сергеевна
«Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов»
Курсовая
работа студентки 3 курса дневного отделения
Допущена к защите
Зав. кафедрой Белинской.
профессор,
доктор психологических наук
……………(…………………..)
личная подпись
«……»
………………2011 г.
Научный руководитель
кафедры Петрушихина Е. Б.
кандидат психологических
наук, доцент
……………(…………………..)
личная подпись
«……»
………………2011 г.
Москва
2011 г.
Содержание.
I. Введение … 3 стр.
II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.
III. Эмпирическое исследование.
I. Введение.
Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.
Но обратим внимание на то, какие сильные изменения произошли в современном мире мужчин и женщин. Все больше руководящих постов занимают женщины, мужчины уже не столь категорично относятся к женщинам-начальникам, теперь и в России мужчина может взять декретный отпуск по уходу за ребенком.
С брутальной моды мы пришли к метросексуальному типу. Среди молодежи от 17-22 все большую популярность обретает одежда унисекс.
Может, границы гендерных различий становятся более размытыми? Если так, то повлиял ли этот факт на гендерные стереотипы молодежи? Еще недавно, женщина была хранительницей очага, матерью и женой, а будут ли сейчас эти характеристики определяющими при словах «женские роли».
При определении психологического пола, испытуемые дают субъективную оценку наличия или отсутствия у себя тех или иных качеств, которые мы подразделяем на мужские и женские. Но является ли это показателем того, что люди будут придерживаться более полярного разделения гендерных ролей, если по результатам опроса у них выражены маскулинные или фиминные черты. В данной работе мы ставим перед собой следующую исследовательскую проблему: оказывает ли гендерная схематизированность и несхематизированность влияние на использование менее или более жестких гендерных схем.
Актуальность проблемы: В современном обществе представления о мужских и женских ролях в семье, их личностных качествах меняются. Традиционные черты маскулинности и фемининности приобретают новые формы, что позволяет значительно полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных вариаций. С изменением системы гендерных ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем ранее.
Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, устойчивость гендерных стереотипов все еще является одной из главных характеристик; многие люди продолжают придерживаться традиционных взглядов. В связи с этим диагностика и изучение гендерной идентичности, гендерных стереотипов как внешнего проявления гендерной идентичности представляется необходимой.
Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме гендера и гендерных стереотипов.
2. Эмпирически изучить влияние психологического пола на представление о гендерных стереотипах у студентов.
Объект исследования: гендер, гендерные стереотипы в сфере семьи.
Предмет исследования: представления о гендерных стереотипах в семейной сфере у студентов.
Гипотеза исследования: существуют различия в степени подверженности стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье между гендерно-схематизированными и несхематизированными студентами.
Методологической основой исследования является исследования С. Бем, а так же работы Р. Столлера, Д. Мацумото, Ш. Берн, Бендас Т. В. и др.
Методы исследования:
1. Теоретический и практический анализ литературных источников по проблеме исследования;
2. Метод опроса: опросник определения психологического пола (Sandra L. Bem, 1974), для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник «Кто Я?» позволяет в диагностике гендерной идентичности. Опросник "Распределение ролей в семье" дает информацию о представлении ролей в структуре семьи. Опросник "Пословицы" предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о распределении ролей в семье, результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемого.
3.количественно
– качественный анализ
Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться практическими психологами, социальными педагогами для более эффективной разработки воспитательной и коррекционно-развивающих мероприятий.
Эмпирическая
база исследования: данное психологическое
исследование проводилось на базе «Российского
Государственного Гуманитарного Университета». Обследовалось
40 человека (студенты «Российского Государственного
Гуманитарного Университета») юноши и девушки возраста
(от 19 до 22 лет).
II. Теоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.
1. Понятие гендера и пола в психологии.
Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.) [1].
Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь, когда в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда — ведь они не были мужчинами [2].
Гендер, как понятие, появился сравнительно недавно в 1975 году. В психологии гендер — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».(Дж. Милль, О. Вейнингер, Г. Зиммель; Т. Парсонс, М. Мид, М. Фуко, Ж. Лаккан; З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Э. Берн, Б. Фридан и др.)
Основными характеристиками, которые составляют понятие «гендер», являются: биологический пол; полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; гендерные нормы и полоролевая идентичность.
С точки же зрения современного биологического знания пол человека имеет многоуровневую организацию [11].
генетический пол (определенный набор генов);
гонадный пол (наружные и внутренние половые органы, железы внутренней секреции);
морфологический пол (телесные характеристики – степень оволосения тела, мышечная масса и распределение жировой ткани);
церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).
Только на уровне гонадного пола, а точнее, на уровне генитальной подсистемы мы можем говорить о четком делении на две противоположные формы половой организации – мужские и женские половые органы, выполняющие разные функции в процессе размножения (репродуктивные функции). Поэтому обоснованность жесткого разделения людей на два пола может быть поставлена под сомнение. Даже на генетическом уровне ученые сомневаются в четкости деления пола на два, поскольку Y–хромосома, с которой связан мужской пол, по–видимому, является дефектным вариантом Х–хромосомы, с чем связано значительное многообразие вариаций структуры этой хромосомы и возможности сцепленных вариантов (например, ХХY). Кроме того, только один ген Y–хромосомы отвечает за производство тестостерона. И если этот участок в Y–хромосоме отсутствует или дефектен, то плод все равно развивается по женскому типу, несмотря на наличие мужской хромосомы. [14]
Идея о выделении двух измерений пола – биологического и социального – возникла у Р. Столлера при исследовании феномена транссексуальности: субъективной убежденности человека в своей принадлежности к противоположному полу. В этом феномене наиболее четко отражается тот факт, что природные характеристики организма существуют для человека только как некоторые символы, наделенные социальным и личностным смыслами и ценностными значениями. Термин «гендер» до Р. Столлера был только грамматической категорией, обозначающей мужской, женский или средний род высказываний в английском языке. Грамматический термин «гендер» («родовой признак») в английском языке отражает контекстуальную, а не постоянную (онтологическую) сущность мужских и женских качеств.[11] Использование этой грамматической категории в качестве социально–психологического понятия было призвано подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т. е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них. С введением этого термина психологические черты женщин и мужчин, часто приписываемые только биологическим основаниям, получили объяснение посредством процессов аккультурации и социализации.