Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.

Содержание

I. Введение … 3 стр.

II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.

Понятие гендера и пола в психологии … 7 стр.
Гендерная идентичность … 10 стр.
Гендерные стереотипы. Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений … 13 стр.
Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости … 21 стр.
Выводы … 27 стр.
III. Эмпирическое исследование.

Методика и процедура …
Результаты и обсуждение …

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3курс..doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, данная точка зрения также  подтверждает высказанное нами мнение о том, что интеллектуальное развитие в период ранней взрослости проходит в тесном единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность самостоятельно принимать решения, о которой говорит Лэйбоуви-Виф, основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением.

    Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это  достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.

    В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них  — эмоции родительских отношений, которые  включают в себя: радость от общения  с ребенком, чувство привязанности  и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

    Имеются половые различия в системе ценностей. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье, для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи.  [13, с 438].

    Подобного рода ориентиры могут оказывать  влияние на стереотипное мышление в  сфере семье, в силу того, что мужчины  в студенческом возрасте, как правило, совсем не задумываются о создании семьи, какой он хочет ее видеть.

    Отличительной особенностью студенчества, мне кажется, является неоднородность. Среди студентов  представлены, как  зрелые личности, которое уже определились с ценностями, жизненными ориентациями, обрели финансовую самостоятельность, сами отвечают за принятие жизненно важных решений, так и студенты, которые все еще живут с родителями, полностью от них зависят. Такие различия, так же могут оказывать влияние на особенности мышления студентов.  

    Выводы.

    Подведем  итоги теоретического анализа литературы по проблеме гендерной идентичности и стереотипного мышления.

    Гендер — это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность).

    Стереотип -некая схема (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.

    Хотя  в литературе исследования и не обнаруживают, что между мужчинами и женщинами  существуют значительные расхождения  по большинству качеств, мы считаем, что они очень не похожи друг на друга. Частично это происходит по той причине, что женщины и мужчины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество также указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Кроме того, наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности.

    Проблематичной  в данной ситуации становятся теории андрогинии, которые постулируют, о  сбалансированном сочетании в личности и женских и мужских характеристик. Андрогинные личности способны демострировать в зависимости от требований ситуации как фемининные, так и маскулинные образцы поведения. Тогда встает вопрос о том, используют андрогинные личности такие жесткие гендерные схемы, которыми руководствуются маскулинные и фемининные личности. Возможно, за счет сочетания гендерных схем границы становятся более размытыми, а стереотипное мышление менее жестким?  

    III. Эмпирическое исследование.

    1. Методика и процедура.

    Эмпирическое  исследование проводилось на базе «Российского Государственного Гуманитарного Университета». Обследовалось 40 человека (студенты «Российского Государственного Гуманитарного Университета») юноши  и девушки возраста (от 19 до 22 лет). 

    Каждому участнику предоставлялся индивидуальный бланк, который он должен был заполнить, время на заполнение ограничено не было.

    Мы  использовали 4 методики, две для  диагностики психологического пола, другие для исследования гендерных  стереотипов в семейной сфере.

    Для диагностики психологического пола участников исследования использовались методики.

    1. Опросник «Кто Я?» разработанный М. Куном и Т. Макпартлендом. С помощью него мы можем оценить, сколько присутствует в ответах испытуемых самоописаний, сходных или соответствующих традиционному гендерному стереотипу.

    Испытуемому предлагается как можно быстрее 20 раз написать ответ на вопрос «Кто Я?».

    Вопрос  «Кто Я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком  самого себя, то есть с его образом Я или Я-Концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?» человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним.

    В ответах нас больше всего интересуют  характеристики соответствующие гендерным стереотипам, в них мы так же включаем социальные роли, которые соответсвуют традиционным гендерным представлениям (мать, хозяйка, отец и т.д. ).

    В самоописаниях  находят примерно 14 тем, в которых могут проявиться гендерные стереотипы: внешность, коммуникативные способности, отношение к быту, к людям, к порядку, к миру, эмоциональная сфера, самооценка, интересы\увлечения, образные сравнения.

    Мы  рассмотрим количество гендерных стереотипных характеристик, их позиционные характеристики, соотношение  гендерных стереотипных и нестереотипных качеств.

    2. Опросник С. Бэм. Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.  
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

      Высокий показатель маскулинности и низкий показатель фемининности характеризует маскулинный тип личности, противоположное этому сочетание характеризует фемининный тип личности; высокие показатели по фенинности и маскулинности характерный для андрогинного типа. 

    Для диагностики гендерных стереотипов в сфере семьи мы использовали следующие методики.

    1. Опросник "Распределение ролей в семье" был разработан Е. Ю. Алешеной, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовской. Студентам требуется ответить на некоторые вопросы качающиеся распеределения ролей в семье. Опросник дает информацию о представлении ролей в структуре  семьи, так же он позволяет увидеть, какие сферы наиболее и наименее подвержены стереотипным представлениям. л

    2. Опросник "Пословицы" составлен И. С. Клециной. Он состоит из 15 пословиц, испытуемым надо оценить степень своего согласия с тем и иным выражением. Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о распределении ролей в семье, результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемого. Результаты анализируются совместно с результатами опросника «Распределение ролей в семье».

    На  основе этих двух методик  определялся тип гендерных установок. Они могут быть традиционными, эгалитарными или неопределенными.

    Традиционные  семьи – семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Люди с жесткими стереотипами в сфере семьи будут иметь тенденцию именно разделять обязанности по гендерному признаку.

    В эгалитарных семьях наблюдается совместное разделение семейных ролей без разделения на  «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость в домашних делах. Таким образом, одни и те же обязанности не привязаны к гендеру, а значит этот тип будет характерен для людей со сабо выраженными гендерными стереотипами. В семьях промежуточного типа не выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей.

    С помощью перечисленных методик  мы попытались определить психологический  пол наших испытуемых и узнать, есть ли взаимосвязь психологического пола с тем какими (жесткими \ нежесткими) гендерными стереотипами руководствуются испытуемые.

    Результаты  и обсуждение.

    Обработка результатов опросника «Кто Я?» представлена в таблица № 1.

    Таблица №1.

Пол Ф.И.О. Социальная идентичность Личностная  идентичность
Семейные  роли Проф. роли Другие соц. роли Фемин. характ. Маскулин. характ. Нейтр. характ.
1 Ж А.Н. 3 1 2 8 1 5
2 Ж Б.И. 2 0 4 8 0 6
3 Ж Б.А. 1 1 2 6 1 9
4 Ж П.С. 4 2 1 7 1 5
5 Ж С.В. 2 2 7 2 1 6
6 Ж У.М. 3 2 2 6 1 6
7 Ж Ф.А. 2 2 4 5 2 6
8 Ж С. Н 4 3 2 2 0 9
9 Ж Б. Ю. 2 2 2 0 0 14
10 Ж С. Е. 0 0 0 10 1 9
11 Ж Д. Д. 3 1 0 0 4 12
12 Ж С. К. 0 1 0 5 0 14
13 Ж Ф. Н. 3 1 1 1 0 15
14 Ж З. А. 1 1 1 0 1 16
15 Ж Ш. А. 3 2 3 2 0 10
16 Ж Ж. Д. 1 1 0 9 0 9
17 Ж М. В. 2 3 2 1 0 12
18 Ж Б. А. 0 1 0 0 0 19
19 Ж Б. Н. 1 1 0 3 1 14
20 Ж К. Ю. 3 1 1 7 0 8
21 М А. Р. 3 2 0 0 13 2
22 М С. Г 2 2 4 3 2 7
23 М С. А. 1 1 1 1 2 14
24 М В. Д. 1 2 1 0 5 11
25 М Л. И. 1 3 0 0 3 13
26 М Н. А. 0 0 0 0 0 20
27 М З. В. 2 2 1 2 4 9
28 М Р. И. 0 2 3 0 8 7
29 М Д. Н. 1 1 2 1 5 5
30 М К. С. 1 0 1 1 8 9
31 М А. В. 2 2 3 0 2 11
32 М Н. С. 0 0 0 2 5 13
33 М Г. Г. 1 2 2 0 10 5
34 М Б.И. 1 7 2 1 8 1
35 М Г.А. 1 6 2 2 8 1
36 М Д.В. 1 9 1 1 7 1
37 М М.С. 2 1 7 1 2 7
38 М О.Г. 1 7 3 1 7 1
39 М У.М. 2 5 3 2 5 2
40 М Ц.А. 1 6 3 1 6 3
 

     Как видно из представленной таблицы, в  большинстве ответов присутствовала в самоописаниях характеристика, обозначающая пол, стоит отметить, что порядок её упоминания был в числе первых пяти характеристик, что говорит о значимости этой характеристики в структуре «Я-концепции» личности, актуализированности её в сознании, и наибольшей мере её осознанности.

     Девочки чаще, чем парни указывают семейные роли, а мальчики в свою очередь профессиональные роли. Это может объясняться тем, что девочки более сентиментально относятся к семейным узам, для них они имеют больше значение в самоопределении себя как личности. Парни же видят свою самореализацию в профессиональной деятельности. В данном случае мы как раз наблюдаем гендерно-стереотипизированное мышление, что для парней главным должны быть профессиональные роли, а для женщины доминирующими оказываются семейные. 

     Стоит заметить, что большинство определений  все же имели нейтральное значение, а не гендерную принадлежность.

     Нормера 1, 2, 10, 16 (девушки) – указали наибольшее количество фимининных характеристик, а номера 21, 28, 30, 33, 34, 35 (парни) – указали  наибольшее количество маскулинных  характеристик.

     12 из 20 девушек и 10 из 20 показали  не полотепизированную Я – концепцию. В ответах была мало характеристик гендерного окраса, фимининные и маскулинные черты могли присутствовать в равном количестве.

     Как мы видим количество людей, которые  в большей степени определяет себя через гендерные характеристики не так велико. В большей степени испытуемые определяли себя через характеристики не имеющие гендерной окраски.

     Для создания более полной картины перейдем к результатам опросника С. Бэм, которые представлены в таблице №2.

     Таблица №2

Пол Ф.И.О. F (сумма баллов по фемен./20) M (сумма баллов по маск./20) IS=(F-M)*2,322 Тип личности
1 Ж А.Н. 0,9 0,5 0,9 андрогинный
2 Ж Б.И. 0,65 0,2 1 феменинный
3 Ж Б.А. 0,5 0,5 0 андрогинный
4 Ж П.С. 0,7 0,5 0,5 андрогинный
5 Ж С.В. 0,6 0,3 0,7 андрогинный
6 Ж У.М. 0,45 0, 2 0,58 андрогинный
7 Ж Ф.А. 0,4 0,3 0,23 андрогинный
8 Ж С. Н 0,6 0,35 0,6 андрогинный
9 Ж Б. Ю. 0,4 0,8 -0,93 андрогинный
10 Ж С. Е. 0,75 0,6 0,35 андрогинный
11 Ж Д. Д. 0,5 0,75 -0,6 андрогинный
12 Ж С. К. 0,6 0,35 0,58 андрогинный
13 Ж Ф. Н. 0,55 0,3 0,6 андрогинный
14 Ж З. А. 0,6 0,5 0,23 андрогинный
15 Ж Ш. А. 0,75 0,6 0,35 андрогинный
16 Ж Ж. Д. 0,85 0,4 1 феменинный
17 Ж М. В. 0,55 0,6 -0,1 андрогинный
18 Ж Б. А. 0,4 0,2 0,46 андрогинный
19 Ж Б. Н. 0,45 0,25 0,46 андрогинный
20 Ж К. Ю. 0,65 0,3 0,81 андрогинный
21 М А. Р. 0,3 0,5 -0, 1 андрогинный
22 М С. Г 0,85 0,70 0,35 андрогинный
23 М С. А. 0,5 0,75 -0,58 андрогинный
24 М В. Д. 0,4 0,6 -0,46 андрогинный
25 М Л. И. 0,7 0,5 0,47 андрогинный
26 М Н. А. 0,75 0,8 -0, 12 андрогинный
27 М З. В. 0,6 0,55 0,12 андрогинный
28 М Р. И. 0,4 0,5 -0,23 андрогинный
29 М Д. Н. 0,5 0,75 -0,6 андрогинный
30 М К. С. 0,2 0,55 -0,81 андрогинный
31 М А. В. 0,65 0,3 0,81 андрогинный
32 М Н. С. 0,4 0,65 -0,6 андрогинный
33 М Г. Г. 0,1 0,3 -0,46 андрогинный
34 М Б.И. 0,25 0,4 -0,35 андрогинный
35 М Г.А. 0,5 0,5 0 андрогинный
36 М Д.В. 0,45 0,8 -0,81 андрогинный
37 М М.С. 0,1 0,3 -0,46 андрогинный
38 М О.Г. 0,5 0,4 0,23 андрогинный
39 М У.М. 0,3 0,55 -0,58 андрогинный
40 М Ц.А. 0,15 0, 65 -1 маскулинный

Информация о работе Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов