Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.
I. Введение … 3 стр.
II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.
Понятие гендера и пола в психологии … 7 стр.
Гендерная идентичность … 10 стр.
Гендерные стереотипы. Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений … 13 стр.
Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости … 21 стр.
Выводы … 27 стр.
III. Эмпирическое исследование.
Методика и процедура …
Результаты и обсуждение …
Таким образом, данная точка зрения также подтверждает высказанное нами мнение о том, что интеллектуальное развитие в период ранней взрослости проходит в тесном единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность самостоятельно принимать решения, о которой говорит Лэйбоуви-Виф, основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением.
Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.
В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Имеются половые различия в системе ценностей. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье, для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи. [13, с 438].
Подобного рода ориентиры могут оказывать влияние на стереотипное мышление в сфере семье, в силу того, что мужчины в студенческом возрасте, как правило, совсем не задумываются о создании семьи, какой он хочет ее видеть.
Отличительной
особенностью студенчества, мне кажется,
является неоднородность. Среди студентов
представлены, как зрелые личности,
которое уже определились с ценностями,
жизненными ориентациями, обрели финансовую
самостоятельность, сами отвечают за принятие
жизненно важных решений, так и студенты,
которые все еще живут с родителями, полностью
от них зависят. Такие различия, так же
могут оказывать влияние на особенности
мышления студентов.
Выводы.
Подведем итоги теоретического анализа литературы по проблеме гендерной идентичности и стереотипного мышления.
Гендер — это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность).
Стереотип -некая схема (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.
Хотя
в литературе исследования и не обнаруживают,
что между мужчинами и
Проблематичной
в данной ситуации становятся теории
андрогинии, которые постулируют, о
сбалансированном сочетании в личности
и женских и мужских характеристик. Андрогинные
личности способны демострировать в зависимости
от требований ситуации как фемининные,
так и маскулинные образцы поведения.
Тогда встает вопрос о том, используют
андрогинные личности такие жесткие гендерные
схемы, которыми руководствуются маскулинные
и фемининные личности. Возможно, за счет
сочетания гендерных схем границы становятся
более размытыми, а стереотипное мышление
менее жестким?
III. Эмпирическое исследование.
1. Методика и процедура.
Эмпирическое исследование проводилось на базе «Российского Государственного Гуманитарного Университета». Обследовалось 40 человека (студенты «Российского Государственного Гуманитарного Университета») юноши и девушки возраста (от 19 до 22 лет).
Каждому участнику предоставлялся индивидуальный бланк, который он должен был заполнить, время на заполнение ограничено не было.
Мы использовали 4 методики, две для диагностики психологического пола, другие для исследования гендерных стереотипов в семейной сфере.
Для диагностики психологического пола участников исследования использовались методики.
1. Опросник «Кто Я?» разработанный М. Куном и Т. Макпартлендом. С помощью него мы можем оценить, сколько присутствует в ответах испытуемых самоописаний, сходных или соответствующих традиционному гендерному стереотипу.
Испытуемому предлагается как можно быстрее 20 раз написать ответ на вопрос «Кто Я?».
Вопрос «Кто Я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-Концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?» человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним.
В ответах нас больше всего интересуют характеристики соответствующие гендерным стереотипам, в них мы так же включаем социальные роли, которые соответсвуют традиционным гендерным представлениям (мать, хозяйка, отец и т.д. ).
В самоописаниях находят примерно 14 тем, в которых могут проявиться гендерные стереотипы: внешность, коммуникативные способности, отношение к быту, к людям, к порядку, к миру, эмоциональная сфера, самооценка, интересы\увлечения, образные сравнения.
Мы рассмотрим количество гендерных стереотипных характеристик, их позиционные характеристики, соотношение гендерных стереотипных и нестереотипных качеств.
2.
Опросник С. Бэм. Методика была предложена
Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического
пола и определяет степень андрогинности,
маскулинности и фемининности личности.
Опросник содержит
60 утверждений (качеств), на каждое из которых
испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая
тем самым наличие или отсутствие у себя
названных качеств.
Высокий показатель маскулинности и низкий показатель фемининности характеризует маскулинный тип личности, противоположное этому сочетание характеризует фемининный тип личности; высокие показатели по фенинности и маскулинности характерный для андрогинного типа.
Для
диагностики гендерных
1. Опросник "Распределение ролей в семье" был разработан Е. Ю. Алешеной, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовской. Студентам требуется ответить на некоторые вопросы качающиеся распеределения ролей в семье. Опросник дает информацию о представлении ролей в структуре семьи, так же он позволяет увидеть, какие сферы наиболее и наименее подвержены стереотипным представлениям. л
2. Опросник "Пословицы" составлен И. С. Клециной. Он состоит из 15 пословиц, испытуемым надо оценить степень своего согласия с тем и иным выражением. Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о распределении ролей в семье, результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемого. Результаты анализируются совместно с результатами опросника «Распределение ролей в семье».
На основе этих двух методик определялся тип гендерных установок. Они могут быть традиционными, эгалитарными или неопределенными.
Традиционные семьи – семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Люди с жесткими стереотипами в сфере семьи будут иметь тенденцию именно разделять обязанности по гендерному признаку.
В эгалитарных семьях наблюдается совместное разделение семейных ролей без разделения на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость в домашних делах. Таким образом, одни и те же обязанности не привязаны к гендеру, а значит этот тип будет характерен для людей со сабо выраженными гендерными стереотипами. В семьях промежуточного типа не выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей.
С помощью перечисленных методик мы попытались определить психологический пол наших испытуемых и узнать, есть ли взаимосвязь психологического пола с тем какими (жесткими \ нежесткими) гендерными стереотипами руководствуются испытуемые.
Результаты и обсуждение.
Обработка результатов опросника «Кто Я?» представлена в таблица № 1.
Таблица №1.
№ | Пол | Ф.И.О. | Социальная идентичность | Личностная идентичность | ||||
Семейные роли | Проф. роли | Другие соц. роли | Фемин. характ. | Маскулин. характ. | Нейтр. характ. | |||
1 | Ж | А.Н. | 3 | 1 | 2 | 8 | 1 | 5 |
2 | Ж | Б.И. | 2 | 0 | 4 | 8 | 0 | 6 |
3 | Ж | Б.А. | 1 | 1 | 2 | 6 | 1 | 9 |
4 | Ж | П.С. | 4 | 2 | 1 | 7 | 1 | 5 |
5 | Ж | С.В. | 2 | 2 | 7 | 2 | 1 | 6 |
6 | Ж | У.М. | 3 | 2 | 2 | 6 | 1 | 6 |
7 | Ж | Ф.А. | 2 | 2 | 4 | 5 | 2 | 6 |
8 | Ж | С. Н | 4 | 3 | 2 | 2 | 0 | 9 |
9 | Ж | Б. Ю. | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 14 |
10 | Ж | С. Е. | 0 | 0 | 0 | 10 | 1 | 9 |
11 | Ж | Д. Д. | 3 | 1 | 0 | 0 | 4 | 12 |
12 | Ж | С. К. | 0 | 1 | 0 | 5 | 0 | 14 |
13 | Ж | Ф. Н. | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 15 |
14 | Ж | З. А. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 16 |
15 | Ж | Ш. А. | 3 | 2 | 3 | 2 | 0 | 10 |
16 | Ж | Ж. Д. | 1 | 1 | 0 | 9 | 0 | 9 |
17 | Ж | М. В. | 2 | 3 | 2 | 1 | 0 | 12 |
18 | Ж | Б. А. | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 19 |
19 | Ж | Б. Н. | 1 | 1 | 0 | 3 | 1 | 14 |
20 | Ж | К. Ю. | 3 | 1 | 1 | 7 | 0 | 8 |
21 | М | А. Р. | 3 | 2 | 0 | 0 | 13 | 2 |
22 | М | С. Г | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 7 |
23 | М | С. А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 14 |
24 | М | В. Д. | 1 | 2 | 1 | 0 | 5 | 11 |
25 | М | Л. И. | 1 | 3 | 0 | 0 | 3 | 13 |
26 | М | Н. А. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 |
27 | М | З. В. | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 9 |
28 | М | Р. И. | 0 | 2 | 3 | 0 | 8 | 7 |
29 | М | Д. Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 5 |
30 | М | К. С. | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 | 9 |
31 | М | А. В. | 2 | 2 | 3 | 0 | 2 | 11 |
32 | М | Н. С. | 0 | 0 | 0 | 2 | 5 | 13 |
33 | М | Г. Г. | 1 | 2 | 2 | 0 | 10 | 5 |
34 | М | Б.И. | 1 | 7 | 2 | 1 | 8 | 1 |
35 | М | Г.А. | 1 | 6 | 2 | 2 | 8 | 1 |
36 | М | Д.В. | 1 | 9 | 1 | 1 | 7 | 1 |
37 | М | М.С. | 2 | 1 | 7 | 1 | 2 | 7 |
38 | М | О.Г. | 1 | 7 | 3 | 1 | 7 | 1 |
39 | М | У.М. | 2 | 5 | 3 | 2 | 5 | 2 |
40 | М | Ц.А. | 1 | 6 | 3 | 1 | 6 | 3 |
Как
видно из представленной таблицы, в
большинстве ответов
Девочки чаще, чем парни указывают семейные роли, а мальчики в свою очередь профессиональные роли. Это может объясняться тем, что девочки более сентиментально относятся к семейным узам, для них они имеют больше значение в самоопределении себя как личности. Парни же видят свою самореализацию в профессиональной деятельности. В данном случае мы как раз наблюдаем гендерно-стереотипизированное мышление, что для парней главным должны быть профессиональные роли, а для женщины доминирующими оказываются семейные.
Стоит заметить, что большинство определений все же имели нейтральное значение, а не гендерную принадлежность.
Нормера 1, 2, 10, 16 (девушки) – указали наибольшее количество фимининных характеристик, а номера 21, 28, 30, 33, 34, 35 (парни) – указали наибольшее количество маскулинных характеристик.
12 из 20 девушек и 10 из 20 показали не полотепизированную Я – концепцию. В ответах была мало характеристик гендерного окраса, фимининные и маскулинные черты могли присутствовать в равном количестве.
Как мы видим количество людей, которые в большей степени определяет себя через гендерные характеристики не так велико. В большей степени испытуемые определяли себя через характеристики не имеющие гендерной окраски.
Для создания более полной картины перейдем к результатам опросника С. Бэм, которые представлены в таблице №2.
Таблица №2
№ | Пол | Ф.И.О. | F (сумма баллов по фемен./20) | M (сумма баллов по маск./20) | IS=(F-M)*2,322 | Тип личности |
1 | Ж | А.Н. | 0,9 | 0,5 | 0,9 | андрогинный |
2 | Ж | Б.И. | 0,65 | 0,2 | 1 | феменинный |
3 | Ж | Б.А. | 0,5 | 0,5 | 0 | андрогинный |
4 | Ж | П.С. | 0,7 | 0,5 | 0,5 | андрогинный |
5 | Ж | С.В. | 0,6 | 0,3 | 0,7 | андрогинный |
6 | Ж | У.М. | 0,45 | 0, 2 | 0,58 | андрогинный |
7 | Ж | Ф.А. | 0,4 | 0,3 | 0,23 | андрогинный |
8 | Ж | С. Н | 0,6 | 0,35 | 0,6 | андрогинный |
9 | Ж | Б. Ю. | 0,4 | 0,8 | -0,93 | андрогинный |
10 | Ж | С. Е. | 0,75 | 0,6 | 0,35 | андрогинный |
11 | Ж | Д. Д. | 0,5 | 0,75 | -0,6 | андрогинный |
12 | Ж | С. К. | 0,6 | 0,35 | 0,58 | андрогинный |
13 | Ж | Ф. Н. | 0,55 | 0,3 | 0,6 | андрогинный |
14 | Ж | З. А. | 0,6 | 0,5 | 0,23 | андрогинный |
15 | Ж | Ш. А. | 0,75 | 0,6 | 0,35 | андрогинный |
16 | Ж | Ж. Д. | 0,85 | 0,4 | 1 | феменинный |
17 | Ж | М. В. | 0,55 | 0,6 | -0,1 | андрогинный |
18 | Ж | Б. А. | 0,4 | 0,2 | 0,46 | андрогинный |
19 | Ж | Б. Н. | 0,45 | 0,25 | 0,46 | андрогинный |
20 | Ж | К. Ю. | 0,65 | 0,3 | 0,81 | андрогинный |
21 | М | А. Р. | 0,3 | 0,5 | -0, 1 | андрогинный |
22 | М | С. Г | 0,85 | 0,70 | 0,35 | андрогинный |
23 | М | С. А. | 0,5 | 0,75 | -0,58 | андрогинный |
24 | М | В. Д. | 0,4 | 0,6 | -0,46 | андрогинный |
25 | М | Л. И. | 0,7 | 0,5 | 0,47 | андрогинный |
26 | М | Н. А. | 0,75 | 0,8 | -0, 12 | андрогинный |
27 | М | З. В. | 0,6 | 0,55 | 0,12 | андрогинный |
28 | М | Р. И. | 0,4 | 0,5 | -0,23 | андрогинный |
29 | М | Д. Н. | 0,5 | 0,75 | -0,6 | андрогинный |
30 | М | К. С. | 0,2 | 0,55 | -0,81 | андрогинный |
31 | М | А. В. | 0,65 | 0,3 | 0,81 | андрогинный |
32 | М | Н. С. | 0,4 | 0,65 | -0,6 | андрогинный |
33 | М | Г. Г. | 0,1 | 0,3 | -0,46 | андрогинный |
34 | М | Б.И. | 0,25 | 0,4 | -0,35 | андрогинный |
35 | М | Г.А. | 0,5 | 0,5 | 0 | андрогинный |
36 | М | Д.В. | 0,45 | 0,8 | -0,81 | андрогинный |
37 | М | М.С. | 0,1 | 0,3 | -0,46 | андрогинный |
38 | М | О.Г. | 0,5 | 0,4 | 0,23 | андрогинный |
39 | М | У.М. | 0,3 | 0,55 | -0,58 | андрогинный |
40 | М | Ц.А. | 0,15 | 0, 65 | -1 | маскулинный |