Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.

Содержание

I. Введение … 3 стр.

II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.

Понятие гендера и пола в психологии … 7 стр.
Гендерная идентичность … 10 стр.
Гендерные стереотипы. Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений … 13 стр.
Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости … 21 стр.
Выводы … 27 стр.
III. Эмпирическое исследование.

Методика и процедура …
Результаты и обсуждение …

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3курс..doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

    В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов  хорошо просматривается в таких  «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

    Ретрансляционная  функция отражает роль институтов и агентов социализации - семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. – в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов. Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле. С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека. Подробно роль агентов социализации в трансляции гендерных стереотипов рассматривается в темах «Гендерные аспекты в сфере образования», «Гендер и семья».

    Защитная  или оправдательная функция, по мнению некоторых исследователей, является одной из наиболее негативных функций гендерных стереотипов, связанной с попыткой «оправдания и защиты существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между полами»[2]  

    С ее помощью может быть оправдано  неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе. Так, например, по мнению Э. Аронсона, достаточно удобным является восприятие женщин, как «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу»[2].

    Таким образом, гендерные стереотипы выполняют  ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Являясь последствиями категоризации (обобщения), гендерные стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин.

    Традиционное  разделение женских и мужских  ролей накладывают ограничения  на  многие сферы общественной жизни. Подобный подход привел к тому, что  мы можем наблюдать существенное неравенство в том, что касается работы, политического влияния, оплаты труда, статуса в обществе. В нашей работе мы остановимся на стереотипах, которые существуют в такой социальной ячейке, как семья.

    Самое стереотипное представление о женщине  – это хранительница домашнего очага. Женщина должна следить за домом, готовить, стирать, убирать, воспитывать детей, создавать домашний уют – вот роли, которые по праву пола автоматически приписываются в женщине. Но достаточно ли этих ролей для того, что реализовать себя не только, как женщину, о и как личность в целом.

    В 1963 г. вышла книга Бетти Фридан (Betty Friedan) «Особый дар женщины» (The Feminine Mystique). Фридан использовала словосочетание «особый дар женщины», желая подчеркнуть, что общепринятое представление об американской домохозяйке, живущей в пригороде, как об успешной и социально благополучной женщине не всегда является верным. [2]

    В этой книге женщины-домохозяйки  признаются в своей неудовлетворенности  такой жизнью. Испытывая давление со стороны общества и принятых в нем стереотипов, они стыдятся своих чувств, и бояться в них признаваться.

    Общество  говорит нам, что женщина должна быть счастлива  в роли матери, жены, и забывает, что у женщины есть потребности в самореализации. Домохозяйки в основном удовлетворяют нужды других, а иметь собственные им не полагается.

    Существует  еще одна не мало важная проблема, «хранительницы домашнего очага», оказываются «выброшенными за борт», она остаются в стороне от других событий происходящих в разных общественных институтах и потому не чувствует себя полноценным членом общества. «Любовь, дети и дом — это хорошо, но это еще не весь мир, хотя большинство слов, написанных для женщин, говорят, что это именно так» (Friedan, 1963,).

    Таврис  и Оффер в свою очередь (Tavris & Offir, 1997) даже ввели специальный термин — синдром домохозяйки (housewife syndrome). Он характерен для женщин, которые испытывают фрустрирующие чувства,  оказавшись в роли  домохозяйки.

    Ферри (Ferrée, 1980) так же отмечала, что домохозяйки часто чувствуют свою социальную изоляцию. Живя в пригороде, имея мало свободного времени на свои увлечения, женщина испытывает чувство изоляции от окружающего мира.

    Исследования  Ферри так же показали, что рост числа женщин, работающих на производстве, способствует укреплению в обществе стереотипа, что домохозяйки ведут праздную и беспечную жизнь, и такое снижение престижности домашнего труда еще больше увеличивает неудовлетворенность домохозяек (Ferrée, 1980; Gove & Tudor, 1973). Это может быть причиной того, что домохозяйки обычно имеют более низкую самооценку, чем работающие женщины (Shaver & Freedman, 1976). В иных работах даже утверждается, что жены, сидящие дома, более склонны к депрессии, чем жены, работающие на производстве (Ross et al., 1983). Гоув (Gove, 1972) предположил, что домохозяйки более подвержены депрессии, потому что их труд утомителен, однообразен и малопрестижен, а источник удовлетворения только один.

    Теперь  рассмотрим, какие проблемы испытывают мужчины в связи с распространением в обществе гендерных стереотипов.

    Мужчины так же как женщины находятся  под постоянным нормативным и  информационным давлением. Общество диктует, как должен и не должен вести себя настоящий мужчина. 

    В семье мужчина выполняет роль хозяина,  добытчика, защитника. Он не может позволить себе слабину или немужественное проявление эмоций, он не может сидеть дома и следить за хозяйством, пока жена делает карьеру, чтобы не быть не осужденным обществом.

    Успешность  и мужественность мужчины определяется тем? насколько хорошо он удовлетворяет материальные нужды  и потребности семьи (Doyle, 1983).  Как мы видим, в этой сфере за последние 30 лет мало что изменилось.  Мужчина, не обеспечивающий свою семью, и сейчас вызывает негативные оценки в его сторону.

    Финансовое  давление оказывает влияние и на самооценку и самоактуализацию. Так мужчины в основном стараются занять оплачиваемые должности, но при  этом не учитываются их личные интересы. Они работают, не получая от этого никакого удовольствия.

    Обязанность приносить большую зарплату, в итоге влияет  негативно влияет на участие в воспитании детей, проведения с ними свободного времени, совместного отдыха и прогулок.

    По  мере того как доходы отца растут, его  вклад в воспитание обычно сокращается (Ericson & Gecas, 1991). Так в Японии  отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будням и 19 в выходные. (Ishii-Kuntz, 1993)/

    Стереотипы  о том, что мужчина должен быть физически сильным, терпеть боль, не показывать слабины, могут быть причиной меньшей продолжительности жизни  по сравнению с женщинами (Helgeson, 1990).

    Желание соответствовать определению сильного мужчины, может стать причиной применения насилия (Toch, 1992). Таким образом, мужчина компенсирует  недостаток мужественности.

    Насилие над женщинами так же можно  отнести к компенсаторной мужественности. Принижая положение женщины, причиняя ей физическую боль, мужчина показывает свое превосходство, это дает ощущение власти, контроля, силы.

    Норма умственного превосходства так  же вносит негативный вклад в межличностные  отношение, в профессиональном плане. Мужчина может  унижать других людей, только чтобы не признать интеллектуального превосходства  другого человека, а тем более женщины. 

    Мужчина не может испытывать бурных чувств и  должен сам справляться с  эмоциональными трудностями без посторонней помощи. Ш. Берн считает, что именно это норма оказывает весомое влияние на проблемы во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

    Мужчины не менее эмоциональны, чем женщины, но им приходиться держать себя в  рамках социальных норм.  Эмоциональная экспрессия в свою очередь рассматривается как важный компонент самораскрытия человека. Уинстед  (1984) обнаружил, что мужчины, высоко ценящие традиционные понятия о мужественности, стараются избегать самораскрытия. По наблюдениям Лавин и Ломбардо, андрогинные личности, как мужчины, так и женщины, выявляют одинаковый уровень самораскрытия.

    Исследования  показывают, отношения между мужчинами  характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим  самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами.  Как следствие эмоционального запрета, мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений.

    Мужчины не могут заниматься женскими видами спорта, осваивать женские профессии, без того, чтобы на них не обращали лишнего внимания. Это так же может  противостоять более равному  разделению домашней работы между супругами.

    Ученые  долгое время полагали, что мужчина психологически более здоров, если он соответствует традиционным представлениям о мужественности. Теперь все большее распространение получает точка зрения, что мужская тендерная роль может быть источником тревоги и напряжения из-за того, что некоторые ее аспекты дисфункциональны и противоречивы.

    Такого  рода исследования показывают, что  стереотипы зачастую не облегчают взаимопонимания  между членами общества, в которых  эти стереотипы были сформированы, а ведут к серьезным рассогласованиям, душевным травмам и противоречиям, и даже могут быть причиной насилия.

    В наше время Дж. Мани и П. Такер (2001) позитивные моменты в гендерных  стереотипах видят в том, что  они поддерживают межличностное  и межгрупповое взаимопонимание  и сотрудничество. При этом они отмечают, что данные стереотипы должны быть не только ригидными, но и гибкими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать устойчивость представлений, а с другой — не останавливать развитие общества.

    4. Социально-психологические  характеристики юношей  и девушек в период ранней взрослости.

    Исследовательскую базу нашей работы представляют студенты, возраст которых от 19-23 лет. Данный отрезок можно рассматривать как период ранней взрослости. Стадия взрослости довольно продолжительная, что обуславливает многие проблемы связанные с исследования этого периода.

Студенчество  рассматривается в качестве первой, самостоятельной стадии ранней взрослости выделяют.

    Внутри  периода взрослости выделяются подпериоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя  взрослость. Границы периодов варьируются в зависимости от авторов подходов: от 18-20 до 40 (Выготский Л.С., Эльконин Д. Б.), от 21 года до 25 лет – (Bromley D., 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг., 2006). Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов. А.А. Реан отмечает, что данная ситуация обусловлена тем, что субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека определяются не столько хронологическим возрастом, сколько различными факторами: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности. В связи с этим в современной психологии развития всё в большей степени утверждается точка зрения Г. Крайг, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости - минимальная зависимость его от хронологического возраста,  в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека - его целями, установками, опытом, родом занятий [13, 7].

    Особенности интеллектуальной сферы. Студенты продвигаются от начального дуализма к терпимости по отношению к множеству соперничающих  точек зрения и затем к формированию самостоятельно выбранной позиции. По мнению автора Перри, эта последовательность изменений в мышлении студентов и представляет собой типичный образец интеллектуального развития, характерного для периода ранней взрослости.

    Интеллектуальное  развитие в студенчестве происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции.

      Гизела Лэйбоуви-Виф (G. Labouvie-Vief, 1984), в качестве критерия когнитивной зрелости взрослых предлагает считать обязательность и ответственность. Подлинная когнитивная зрелость, по ее мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными, приобретают навыки самостоятельного принятия решений.

Информация о работе Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов