Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.

Содержание

I. Введение … 3 стр.

II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.

Понятие гендера и пола в психологии … 7 стр.
Гендерная идентичность … 10 стр.
Гендерные стереотипы. Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений … 13 стр.
Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости … 21 стр.
Выводы … 27 стр.
III. Эмпирическое исследование.

Методика и процедура …
Результаты и обсуждение …

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3курс..doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)
 

     Процентное  соотношение типов личности во всей выборке:

     Феменинный  тип личности (2человек) – 5%

     Маскулинный тип личности (1человек) – 2,5 %

     Андрогинный тип личности (37 человека) – 92,5%

    Результаты  оказались неожиданными, конечно, мы предполагали, что андрогинный тип будет преобладать, но такого доминирования не ожидали.

    В общей сумме среди парней и  девушек всего 3 студента гендерно-схематизированные.

    Так же стоит обратить внимания на то, что  у девушек под номерами 9, 11, 17 показатель индекса гендерной идентичности склоняется в маскулинную сторону. А у парней под номерами 22, 25, 27, 31, 38 индекс склоняется в фимининную сторону. Данные результаты не в полной мере соответствуют результатам полученным в опроснике «Кто Я?». Даже те испытуемые, которые  указали наибольшее количество гендерных характеристик, по результатам опросника С. Бэм оказались андрогинами.

    Испытуемые  под номерами 2, 10, 16 девушки и 21, 28, 30, 33, 34, 35 парни оказались андрогинами  хоть и имеют высокие показатели по первому тесту. Лишь одна испытуемая под номером 1 оказалась гендерно-схематизированной по результатам двух опросников.

    Полученные  результаты не позволяют нам проверить  гипотезу о том, что маскулинные  и фемининные испытуемые будут  в большей степени оценивать предложенные гендерные стереотипы в  мужскую или женскую сторону, чем испытуемые с выраженной андрогинностью. Так как в выборке всего 3 гендерно-схематизированных испытуемых, в дальнейшем  анализе мы  не будет учитывать результаты этих испытуемых.

    Перейдем  к результатам опросника «Пословицы».  

    Таблица № 3.

Пол Ф.И.О. сумма баллов
1 Ж А.Н. -
2 Ж Б.И. 32
3 Ж Б.А. 35
4 Ж П.С. 20
5 Ж С.В. 29
6 Ж У.М. 38
7 Ж Ф.А. 41
8 Ж С. Н 25
9 Ж Б. Ю. 15
10 Ж С. Е. 18
11 Ж Д. Д. 10
12 Ж С. К. 27
13 Ж Ф. Н. 36
14 Ж З. А. 19
15 Ж Ш. А. 34
16 Ж Ж. Д. -
17 Ж М. В. 27
18 Ж Б. А. 29
19 Ж Б. Н. 32
20 Ж К. Ю. 33
21 М А. Р. 21
22 М С. Г 30
23 М С. А. 33
24 М В. Д. 32
25 М Л. И. 27
26 М Н. А. 26
27 М З. В. 16
28 М Р. И. 30
29 М Д. Н. 41
30 М К. С. 38
31 М А. В. 35
32 М Н. С. 23
33 М Г. Г. 29
34 М Б.И. 32
35 М Г.А. 42
36 М Д.В. 16
37 М М.С. 26
38 М О.Г. 28
39 М У.М. 34
40 М Ц.А. -
 

    Максимальное  количество баллов 50, минимальное 10. Мы подсчитали  среднее для парней и девушек – 30 и 27 соответственно, среднее по всем испытуемым – 29. Мы видим, что разница между показателями не существенна. И парни и девушки в равной степени придерживаются традиционных установок о распределении ролей в семье.

    Показатели  средние, они не могут давать веских оснований говорить, о том, что наши испытуемые придерживаются традиционных гендерных стереотипов в семейной сфере.

    Результаты  данной методики для более точной интерпретации следует рассматривать  вместе с результатами методики «Распределение ролей в семье».

    Результаты  методики «Распределение ролей в семье».  

      Таблица № 4.

Пол Ф.И.О. Воспитение  детей Материальное  обеспечение Эмоциональный климат Организация развлечений Роль хозяина(ки) Сексуальный партнер Организация семейной субкультуры
1 Ж А.Н.              
2 Ж Б.И. 3,7 1 2 3 2,7 2,3 2
3 Ж Б.А. 3,3 2,3 2 2,7 3 1 3
4 Ж П.С. 3 2,7 2,3 2 2,7 1,7 2,7
5 Ж С.В. 4 2 2 2,3 2 2,7 3
6 Ж У.М. 3,3 2,7 1,7 2 3,3 2,3 3
7 Ж Ф.А. 4 3 3 2,7 3 3 1,7
8 Ж С. Н 3 3,3 2 1 2 3,7 3,3
9 Ж Б. Ю. 3,7 2 2 2 3 3 3,7
10 Ж С. Е. 3 2,7 3 2,3 2,3 2,7 2,7
11 Ж Д. Д. 3 3 2,7 2 2 2,3 3
12 Ж С. К. 3,7 2,3 3 3 3,7 3 2,3
13 Ж Ф. Н. 3 2 2,7 2,7 3,3 4 2
14 Ж З. А. 4 1,7 2,3 3 3 2 1,7
15 Ж Ш. А. 3,3 1,3 3 2,3 3 2,7 1,3
16 Ж Ж. Д.              
17 Ж М. В. 3,7 2 2,3 3,3 1 4 2
18 Ж Б. А. 3 1,7 3 2 2 3 3
19 Ж Б. Н. 3,3 2 1,7 2,7 3,3 2,3 2
20 Ж К. Ю. 3,7 1,7 2 2,3 3 2,3 2,7
21 М А. Р. 4 2,3 2,7 3 2 3 2,3
22 М С. Г 3 2 3 2,7 3,3 3,3 4
23 М С. А. 4 1 3 2 3 2 3
24 М В. Д. 3 2,3 3 2,3 2,7 2,7 3,3
25 М Л. И. 3,3 2,3 2,7 1,7 2,3 3 2,3
26 М Н. А. 2,7 2 1,7 3 2 3 2,7
27 М З. В. 3 2 2,7 3 3 3 3
28 М Р. И. 3,7 1 3 2 2,3 3,7 2
29 М Д. Н. 3 3 2,7 3 2,7 3 3,3
30 М К. С. 3,7 1,7 3 2,3 4 4 2,7
31 М А. В. 3,3 1 2,3 3 2 3 2
32 М Н. С. 3 2 2,7 3,3 2,3 2 2
33 М Г. Г. 4 1,7 3 2 3,7 3,3 3
34 М Б.И. 3 2 2,7 1,7 3 2 3,3
35 М Г.А. 2,3 1 1,7 2 2,7 4 2
36 М Д.В. 3 2 2,3 3 1,7 2,7 3
37 М М.С. 3,7 2,7 2 2 3 4 2,7
38 М О.Г. 4 1,7 3 2,7 3 2,3 2,7
39 М У.М. 3,3 2 2 2,3 2,7 2 2
40 М Ц.А.              
Среднее 3,3 1,9 2,5 2,4 2,7 2,8 2,6
Среднее для девушек 3,4 2,2 2,4 2,4 2,7 2,7 2,5
Среднее для парней 3,3 1,9 2,6 2,5 2,7 2,9 2,7
 

    Чем выше балл, тем в большей степени  данная роль в семье реализуется женой, чем ниже – реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

    Стоит обратить внимание на среднее значение сферы воспитания детей и материального  обеспечения. Воспитание детей и  девушки и парни приписывают  в большей степени роле жены, а  материальное обеспечение семьи  кладется на плечи мужа.

    Остальные сферы примерно в равной степени распределяются между ролями жены и мужа. Хотя парни склонны в большей степени приписывать семейные обязанности роли жены, что соответствует традиционному представлению о семье.

    По  результатам данного опроса мы видим, что, несмотря на использование не жестких гендерных схем в большей части семейных ролей, были выделены две сферы, которые довольно четко разделяются нашими испытуемыми между мужем и женой.

    Студенты  считают, что воспитанием детей должна заниматься жена, а мужчина должен материально обеспечивать семью. Скорее всего, полученные данные свидетельствуют о том, что именно эти гендерные стереотипы в семейной сфере наиболее устойчивы в обществе.

    Изначально  мы предполагали, что андрогинные  испытуемые будут придерживаться менее жестких гендерных схем, что не зависимо от сферы семейных отношений они будут в равной степени разделять обязанности между мужем и женой. Но мы видим, что ошибались, гипотеза номер 2 в ходе нашего исследования также опровергнута.

    Сочетание в андрогинной личности и женских  и мужских качеств может и  способствует адаптации, умению приспособить свое поведение к требованиям актуальной ситуации, но  стереотипное мышление относительно устройства семьи остается в рамках традиционного распределения ролей мужа и жены.

    К сожалению, мы не можем сопоставить  наши результаты с выборкой маскулинных  и фемининных испытуемых. Поэтому  мы не можем говорить, о различиях  стереотипного мышления гендерно-схематизированных  и несхематизированных, нам остается лишь констатировать полученные результаты.  
 
 

    Заключение.

    В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире. Этот вопрос рассматривается многими ведущими учёными-психологами, такими как Ш. Берн [10, С. 32], Д. Майерс [26, С. 257], И.С. Кон [24, С. 766], И.С. Клецина [22, С. 189], Т.В. Бендас [7, С. 134], О.А. Воронина [13, С. 101].

    В основном разработана отечественными психологами психология половых  и гендерных различий, менее изученными являются психология женщины, а психология гендерных отношений только делает первые шаги. Наиболее перспективными в гендерной психологии являются гендерно-ролевая и статусная теории.  

    Гендерная идентичность занимает ведущее место  в структуре Я-концепции личности. 

    Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров.

    Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.

    В соответствии с сформировавшимися  у студентов стереотипами о ролевых  предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные.

    Консервативность  и традиционность взглядов на распределение  социальных ролей значительно сужают рамки самореализации личности.

    Гендерные стереотипы отличаются поразительной  жизнестойкостью. Их прочная укоренённость  в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Таким образом, необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.

    Различие  в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько  их биологическими особенностями, сколько  социально-культурными факторами, что предполагает изживание негативных гендерных стереотипов. Так как они сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества.

    Современному  студенческому обществу необходима подготовка к нетрадиционному представлению  проблемы отношений полов в обществе, снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин, путём проблематизации индивидуальных гендерных представлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература:

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. [Текст]/ — СПб.:  Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  2. Берн Ш, Гендерная психология. [Текст]– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-320с.
  3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. [Текст]/ Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2006. – С. 117.
  4. Ильин Е.П. Пол и гендер. [Текст]/С-Пб.: Питер, 2010.
  5. Клецина И. С. Гендерная социализация. – [Текст]/ СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  6. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]. – М., 2009. – С. 763–776.
  7. Крайг, Г. Психология развития: [Текст]/Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2008. – 992с.
  8. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Сост. Е. И. Рогов. – М., из-во 1995.
  9. Ожегова Л. Н. Гендер как инструмент познания и преобразования общества [Электронный ресурс] http://www.gender.ru/pages/resources/publications/common/2006/01/16.php
  10. Омельченко Е. «Жертвы» и/или «насильники». Феномены подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов [Электронный ресурс] http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug18/
  11. Практикум по гендерной психологии/ [Текст]Под ред. И. С. Клециной – СПб.: Питер, 2003 – 480 с. ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
  12. Психология и культура [Текст]/Под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003 – 718 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии)
  13. Психология человека от рождения до смерти. [Текст]/ СПб. Под. Ред. А. А. Реана.:Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  14. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социолизации в современной западной психологии [Электронный ресурс]   http://www.voppsy.ru/issues/1987/872/872158.htm 
  15. Хоткина З. А., [Текст]/1997, с. 234–235
  16. Шабаева А. В. Социально-психологические аспекты лидерства в супружеской паре, [Электронный ресурс]/ Автореферат диссертации, Оренбург-2011. 
  17. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития [Текст]. – 6-е изд. – СПБ.: Питер, 2003.- 976 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Информация о работе Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов