Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.

Содержание

I. Введение … 3 стр.

II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.

Понятие гендера и пола в психологии … 7 стр.
Гендерная идентичность … 10 стр.
Гендерные стереотипы. Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений … 13 стр.
Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости … 21 стр.
Выводы … 27 стр.
III. Эмпирическое исследование.

Методика и процедура …
Результаты и обсуждение …

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3курс..doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

    В наиболее развернутом виде социально–психологическая  теория гендерной схемы была разработана С. Бем [2]. Гендер как система представлений («гендерная линза», по определению С. Бем) является неотъемлемой частью культурного дискурса (реальной практики использования языка, в который заложены гендерные различия в виде грамматических родов и правил их употребления) и социальных практик общения, взаимодействия и деятельности людей. И в этом случае он имеет множественные формы проявления, которые не сводятся лишь к совокупности половых ролей, предписанных обществом по признаку пола. Гендером будет и специфический язык общения, и разделение труда между мужчинами и женщинами, и распределение властных отношений, и система ценностей, и многое другое. Повседневные практики социальной жизни ограничивают возможности произвольного использования образцов социального взаимодействия и сочетания личностных качеств мужчинами и женщинами, но однозначно не предписывают абсолютного следования доминирующим гендерным моделям. Концепция гендерной схемы С. Бем удачно накладывается на первоначальное представление о гендере как социальной надстройке над биологическим полом. Многие исследования, называемые в психологии гендерными, центрируются исключительно на выделении содержательного многообразия гендерных схем, представленных в различных социальных группах и ситуациях социального взаимодействия, оставляя за скобками механизмы их формирования.

    2. Гендерная идентичность.

    Гендерная идентичность – это  аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определённого пола. Половая принадлежность это первая категория, в которой ребёнок осмысливает своё собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей ребёнку приписывается акушерский, или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребёнок должен воспитываться. Гендерная социализация ребёнка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол ребёнка начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки [17].

     Первичное представление о собственной  половой принадлежности формируется  у ребёнка в полтора года. С  возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Необратимость половой принадлежности осознаётся детьми к 6–7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложно-структурированное образование, включающее помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения, считает И.С. Кон [16, С. 564].

    Своеобразной  революции, произошедшей в психологии половых ролей, и возникновению «новой психологии пола» способствовали, три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционной теории. Это работы: 1) Е. Маккоби и К. Джеклин, 2) Дж. Мани и А. Эрхарда , показавших могущество эффекта социализации, и 3) С. Бем, доказавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и феминности [14].

    Сделав  анализ 1600 исследований о психологических половых различиях, проведенных за 7 лет, Е. Маккоби и К. Джеклин пришли к выводу, что, по существу, нет качественных биологически обусловленных отличий в психологических особенностях мужчин и женщин, где ранее эти различия признавались. Некоторые различия имеются у маленьких детей, но их показателей недостаточно, чтобы потвердеть традиционные взгляды на неравенство половых социальных ролей, господствующие на тот момент в буржуазном обществе.

    Биосоциальная теория Мани и Эрхардт делает акцент на аспектах биологического развития, происходящего до рождения и оказывающего влияние на социализацию ребенка. Поведение андрогенизированных женщин наводит на мысль о том, что уровень концентрации андрогенов в преиатальный период может способствовать появлению половых различий в игровых стилях, а повышенный уровень концентрации тестостерона в организме представителя мужского пола может оказать влияние на половые различия в агрессивности. Однако развитие детей, воспитанных вопреки их биологическому полу, показывает, что социальное обусловливание половой принадлежности и гендерно-ролевая социализация играют решающую роль в половой идентичности и ролевых предпочтениях [17].

    В исследование Дж. Мани и А. Эрхард изучались следующие параметры:       - анатомо-физиологические индикаторы (хромосомный набор, баланс мужских и женских гормонов и др.),

    - фактор приписывания индивидом себя к тому или другому полу

     Результаты исследования показали, что у большинства детей оба фактора имели прямую корреляцию, даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим в полоролевом развитии являлось отнесение себя к мужскому или женскому полу.

  Согласно  теории социального научения, дети приобретают многие из самых ранних, обусловленных половой принадлежностью предпочтений в выборе игрушек и видов деятельности посредством прямого научения (или дифференциального подкрепления). Научение через наблюдение также вносит вклад в половую типизацию: дошкольники сосредоточивают внимание на моделях обоего пола и все больше узнают о половых стереотипах.

  Теория  когнитивного развития Колберга утверждает, что дети социализируют себя сами, проходя через стадии базовой половой идентичности и постоянства половой принадлежности к достижению половой согласованности, т. е. выборочного внимания к моделям того же пола и осуществления половой типизации.

  Согласно  теории гендерных схем Мартина и Халверсоиа, дети, установившие базовую половую идентичность, конструируют схемы внешней/внутренней группы и схемы своего пола, обрабатывающие информацию, связанную с половой принадлежностью, и социализируют себя, принимая половые роли. Информация, согласующаяся со схемами, собирается и сохраняется, в то время как не согласующаяся со схемами информация игнорируется или искажается, таким образом «увековечивая» половые стереотипы, не имеющие фактической основы.

    Лучшим подходом к пониманию половой типизации является интегративиая теория, постулирующая, что свой вклад в гендерно-половое развитие в совокупности вносят факторы социального научения, познавательного развития, половых схем и биологические факторы. [17]

     С. Бем и ее коллеги внесли в гендерную психологию  революционный взгляд на приспособленность  людей с  четко схематизированным гендером. Человек стремиться упорядочить своё знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется 3 типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребёнок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Понятие андрогинности проблематично с точки зрения гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность и маскулинность существуют внутри человека, что они – независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты. [17]

    В рамках этого исследования андрогиния выступает положительной характеристикой вопреки традиционным постулатам гендерной психологи.  Менее приспособленными к условиям жизни оказываются мужчины и женщины, у которых психологический пол соответствует биологическому, наиболее приспособленным к жизни оказался андрогенный тип, имеющий черты того и другого пола и самый распространенный.

    И сейчас продолжаются споры о положительном или отрицательном влиянии андрогинии на душевное здоровье человека.  Ряд исследований не подтверждает, что отклонение от поло-ролевых стандартов может являться фактором психологического неблагополучия ( O’Heron & Orlofsky, 1987, 1990).

    Бем придерживается мнения, что душевное здоровье вообще не должно иметь гендера. В своих исследованиях она показала, что андрогинные мужчины и женщины демонстрируют более гибкое поведение, чем индивиды, действующие в соответствии с традиционными половыми типами. 

    Была обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением ( Mullis & McKinley, 1989; Orlofsky, 1977; Spence et al., 1975), так же с мотивацией к достижениям (Spence & Helmrich,1978).

    Замичьелли  с коллегами рассматривают андрогинию как фактор, влияющий на благополучие в семье и общую удовлетворенность семейной жизни, но Айск опровергает это положение, говоря, что семейное благополучие в большей степени зависит от преобладания женских качеств у одного из партнеров. 

    Таким образом, взгляды исследователей на поло-ролевую идентификацию неоднозначны. Кто-то рассматривает андрогинию наряду с маскулинностью и фиминностью, как  отклонение от нормы, а кто-то видит в этой характеристике положительные стороны.

    Я же в свою очередь принимаю позицию С. Бем, и считаю, что андрогиния дает преимущество в приспособлении к общественной жизни, способствует возможности более гибкого поведения и реагирования в различных ситуациях. 

  1. Гендерные стереотипы.  Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений.

        Сама  природа позаботилась о том, чтобы  половина населения — женщины  — максимум своей энергии отдавала семье, чтобы вторая половина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не «тела», а подлинно человеческих качеств, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, научной деятельности.  [15] 

        Столетиями  у людей формировались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые все еще распространяются на всех представителей обоих полов. Эти стереотипы условно разделяют на половые (различия, имеющие биологическую основу) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).

        Гендерные стереотипы –

        - психологические характеристики, которые считаются присущими в большей степени представителям одного из полов. [12, с 320]

        - упрощенный схематизированный, эмоционально  окрашенный образ мужчины и  женщины. [5, с 188]

        - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. [16]

    Функции гендерных стереотипов. Любые стереотипы выполняют определенные функции, остановимся на них подробнее:

    • объяснительная функция,

    • регулятивная функция,

    • дифференцирующая функция,

    • ретрансляционная функция,

    • защитная или оправдательная функция.

    Объяснительная  функция - наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

    Регулятивная  функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями. Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения. Однако как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим[12].  

    Таким образом, стереотипно приписываемые  качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными регуляторами поведения.

    Дифференцирующая  функция является общей функцией всех социальных стереотипов.

    С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и  максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин – как низкостатусную группу.

    Естественно, что при этом различия между двумя группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. Однако, по мнению некоторых западных авторов, «все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т.п.) – лишь типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции»»[2]. Таким образом, дифференциация мужчин и женщин зачастую приводит к поляризации черт, приписываемых им (например, сила мужчин – слабость женщин).

Информация о работе Исследование влияния психологического пола на представление о гендерных стереотипах среди студентов