Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

     Исследование  проводилось фронтально и индивидуально.

Процедура исследования. Исследование включает три этапа:

  1. Организационный.
    • Формулирование целей, задач, гипотез исследования;
    • Проведение теоретического анализа литературы по рассматриваемой проблеме;
    • Предварительная договоренность с директором школы, где проводилось исследование,
    • Предварительная договоренность с родителями детей, которые участвуют в исследовании.
  2. Опытно-экспериментальный этап.
  • Составление батареи психодиагностических методик для изучения влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью,
  • Проведение диагностического обследования младших школьников и их матерей,
  • Обработка полученных данных.

     3. Обобщающий этап.

  • Интерпретация полученных данных,
  • Написание выводов и заключения.

     Для математического анализа и интерпретации  данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.

     Анализ  достоверности различий проводился с помощью критерия Стьюдента. Сравнение двух выборок по признаку, измеренному в метрической шкале, обычно предполагает сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента. Следует различать три ситуации по соотношению выборок между собой:

  • случай независимых выборок.
  • зависимых выборок (измерений признака)
  • случай сравнения одного среднего значения с заданной величиной (критерий t-Стьюдента для одной выборки).

     Формула для расчета критерия Стьюдента  следующая:

         

     где и - средние арифметические двух сравниваемых выборок, а m1 и m2 - их среднестатистические ошибки.

     Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.

     1) Анкета для определения  социально-бытовых  навыков. [19, с. 380] Бланк методики представлен в приложении №1.

     2) Тест семейных  отношений. Методика  Рене Жиля. [Карелин, с. 310] Бланк методики представлен в приложении №2.

     Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого – ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на 2 большие группы переменных:

     1) переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (матери, отцу, бабушке, сестре и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.;

     2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительности, отгороженности, стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют следующие признаки:

     а) отношение к матери;

     б) отношение к отцу;

     в) отношение к матери и отцу как семейной чете;

     г) отношение к братьям и сестрам;

     д) отношение к бабушке и дедушке;

     е) отношение к другу;

     ж) отношение к учителю;

     з) любознательность, стремление к доминированию;

     и) общительность, отгороженность, адекватность.

     Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

     Методику  Р. Жиля нельзя отнести к числу проективных, она представляет собой переход форму между анкетой и проективными тестам В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки.

     3) Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). [19, с. 385] Бланк методики представлен в приложении №3.

     Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

     Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

     4) Методика PARI. [5, с. 298] Бланк методики представлен в приложении №4

     В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения  родителей к ребенку и жизни  в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти признаков делятся на 3 группы: 1 – оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 – излишняя концентрация на ребенке.

     Инструкция: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

     Некоторые вопросы могут показаться вам  одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей».

     На  заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут.

     Не  обдумывайте ответ долго, отвечайте  быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет вам в голову.

     5) Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР). [12, с. 272]

     Практическая  работа с родителями показала недостаточность средств, которые могут быть использованы для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействия. Оказалось важным знать не только оценку одной стороны - родителей, но и видение этого взаимодействия со стороны детей. Такая необходимость особенно часто появляется при психологическом консультировании подростков и их родителей. С этой целью И.М. Марковской был разработан зеркальный опросник, имеющий две формы – для родителей и для детей.

     При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе:

  • 1 балл – совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
  • 5 балловсовершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

     B опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.

     1-я  шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

     2-я  шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

     3-я  шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

     4-я  шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

     5-я  шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или отвержение им личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие родителем ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

     6-я  шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

     7-я  шкала: несогласие – согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника – детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

     8-я  шкала: непоследовательность – последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

     9-я  шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности–негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей, 10-й шкале.

     10-я  шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью