Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения
Для группы с задержкой психического развития характерно преобладание отношение к семейной роли; излишняя эмоциональная дистанция с ребенком. Отношение к неудачам ребенка позитивное родители принимают ребенка таким, какой он есть и стараются его воспитывать в благоприятных для развития условиях.
Для группы с умственной отсталостью характерно преобладание значений оптимальный эмоциональный контакт, по шкалам «образ социальной желательности поведения», симбиоз, авторитарная гиперсоциализация.
Значимы для формирования личности являются у детей с умственной отсталостью отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к друзьям, отношение к авторитарному взрослому. Характерными являются социальная адекватность поведения.
3)
Для семьи детей первой группы
(с задержкой психического
Для семьи детей первой группы (умственной отсталостью) характерно сотрудничество (17,9), согласие между ребенком и родителем (15,1), удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (16,9).
Результаты говорят о том, что наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. По данным шкалы «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.
4)
При изучении достоверности
Следовательно,
можно сделать заключение о достоверности
различий при исследовании влияния
семьи на формирование личности ребенка
с интеллектуальными
В группе детей с умственной отсталостью преобладают значения по шкале принятие – подтверждение 23,9 и 28 соответственно; по шкале «образ социальной желательности поведения» 4,5 и 8 соответственно; по шкале авторитарная гиперсоциализация 2,4 и 4 соответственно.
Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Характерен социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувстве гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Однако при этом он старается навязать ребенку во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
В группе детей с задержкой психического развития преобладают значения отношение к другу (подруге), следовательно, для них необходимы контакты с друзьями для формирования личности.
Таким образом, можно сделать общий вывод: искаженные родительские установки по отношения к детям с интеллектуальными недостатками в подавляющем большинстве случаев приводят к нарушению формирования личности ребенка. Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в такой семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это в свою очередь предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Причины ошибок в семейном воспитании в семье, имеющей ребенка и интеллектуальными недостатками условно можно разделить на три группы:
Обобщая вышесказанной можно сделать заключительный вывод, что среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья, однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Только разрушив очаг относительного жизненного благополучия, или допустив серьезные ошибки, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. На сегодняшний день каждый родитель понимает, что его семейное счастье находится в его руках, но, к сожалению, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, и последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.
Приложение 1
Анкета для определения социально-бытовых навыков
1. Умеет
ли Ваш ребенок самостоятельно
пользоваться умывальными
2. Требуется ли Вашему ребенку помощь, когда он чистит зубы?
3. Обладает ли Ваш ребенок необходимыми навыками и умениями для самостоятельного принятия ванны?
4. Требуется ли Вашему ребенку помощь при посещении туалета?
5. Самостоятельно ли одевается Ваш ребенок?
6. Может ли Ваш ребенок самостоятельно выбирать себе одежду, в зависимости от ситуации?
7. Переодевается
ли Ваш ребенок без
8. Умеет ли Ваш ребенок застегивать пуговицы?
9. Обладает
ли Ваш ребенок навыком
10. Умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?
11. Можете ли Вы оставить своего ребенка на некоторое время дома одного?
12. Умеет ли он пользоваться бытовыми электрическими, электроосветительными приборами?
13. Доверяете
ли Вы своему ребенку
14. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться плитой и другими нагревательными приборами?
15. Может ли он подогреть себе пищу?
16. Может ли он приготовить бутерброды?
17. Самостоятельно ли ест Ваш ребенок?
18. Пользуется ли он вилкой?
19. Доверяете ли Вы ему нож?
20. Учили ли Вы его пользоваться телефоном?
21. Может ли он в необходимом случае связаться с пожарной охраной (другими службами)?
22. Знает ли Ваш ребенок функции таких учреждений, как милиция, больница и т. д.?
23. Умеет ли Ваш ребенок читать?
24. Узнает ли Ваш ребенок социально значимые слова?
25. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас в магазин?
26. Может ли он сходить в магазин самостоятельно?
27. Ориентируется ли в деньгах?
28. Умеет ли считать наизусть?
29. Может ли написать свое имя и адрес?
30. Умеет ли организовать свое время?
31. Проявляет ли к чему-нибудь повышенный интерес?
32. Слушает ли музыку?
33. Танцует ли Ваш ребенок?
34. Обладает ли умением начинать разговор?
35. Пользуется ли в разговоре вежливыми формулами речи?
36. Есть ли у него друзья?
37. Принимает ли Ваш ребенок участие в занятиях какого-либо кружка?
38. Научен ли Ваш ребенок стирать себе некоторые предметы своей одежды?
39. Пользовался ли он утюгом?
40. Выполняет
ли Ваш ребенок дома
41. Устанавливает ли для жизни четкий распорядок дня?
42. Ориентируется ли во времени с помощью часов?
43. Нужна ли Вашему ребенку помощь во время прогулки?
44. Гуляет ли он самостоятельно?
45. Посещаете
ли Вы с ребенком места
Ключ
1. | + | 16. | + | 31. | + |
2. | - | 17. | + | 32. | + |
3. | + | 18. | + | 33. | + |
4. | - | 19. | + | 34. | + |
5. | + | 20. | + | 35. | + |
6. | + | 21. | + | 36. | + |
7. | + | 22. | + | 37. | + |
8. | + | 23. | + | 38. | + |
9. | + | 24. | + | 39. | + |
10. | + | 25. | + | 40. | + |
11. | + | 26. | + | 41. | + |
12. | + | 27. | + | 42. | + |
13. | + | 28. | + | 43. | - |
14. | + | 29. | + | 44. | + |
15. | + | 30. | + | 45. | + |