Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

98. Самая  главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка.

99. Естественно,  что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

100. Воспитание  детей в строгой дисциплине  делает их более счастливыми.

102. Ребенок  никогда не должен слушать  критические замечания о своих  родителях.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

101. Естественно,  что мать сходит с ума, если  у нее дети эгоисты и очень  требовательны

103. Прямая  обязанность детей – доверие по отношению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных  детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет  никаких оснований, чтобы у  родителей было больше прав  и привилегий, чем у детей.

107. Чем  раньше ребенок поймет, что нет  смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети  делают все возможное, чтобы  заинтересовать родителей своими  проблемами.

109. Немногие  мужчины понимают, что матери

их ребенка  тоже нужна радость.

110. С  ребенком что-то не в порядке,  если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111. Выходя  замуж, женщина должна отдавал  себе отчет в том, что будет  вынуждена, руководи семейными  делами.

112. Обязанностью  матери является знание тайных  мыслей ребенка.

113. Если  включать ребенка в домашние  заботам он становится более связанным с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо  как можно раньше прекратить  кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка питаться самостоятельно).

115. Нельзя  требовать от матери слишком  большого чувства ответственности по отношению к детям. 

Ключ к методике

Ответ № АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ Значе

ние приз

нака

1   24   47   70   93    
2   25   48   71   94    
3   26   49   72   95    
4   27   50   73   96    
5   28   51   74   97    
6   29   52   75   98    
7   30   53   76   99    
8   31   54   77   100    
9   32   55   78   101    
10   33   56   79   102    
11   34   57   80   103    
12   35   58   81   104    
13   36   59   82   105    
14   37   60   83   106    
15   38   61   84   107    
16   39   62   85   108    
17   40   63   86   109    
18   41   64   87   ПО    
19   42   65   88   111    
20   43   66   89   112    
21   44   67   90   113    
22   45   68   91   114    
23   46   69   92   115    

 

А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл.

Признаки:

1) вербализация;

2) чрезмерная  забота;

3) зависимость от семьи;

4) подавление воли;

5) ощущение самопожертвования;

6) опасение обидеть;

7) семейные  конфликты;

8) раздражительность;

9) излишняя  строгость;

10) исключение  внутрисемейных влияний;

11) сверхавторитет  родителей;

12) подавление  агрессивности;

13) неудовлетворенность  ролью хозяйки;

14) партнерские отношения;

15) развитие  активности ребенка;

16) уклонение  от конфликта;

17) безучастность  мужа;

18) подавление  сексуальности;

19) доминирование  матери;

20) чрезвычайное  вмешательство в мир ребенка;

21) уравненные  отношения;

22) стремление  ускорить развитие ребенка;

23)несамостоятельность  матери. 

Приложение  5

     Опросник  изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)

     Вариант опросника для  родителей дошкольников – и младших школьников

     Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

     5 – несомненно, «да» (очень сильное согласие);

     4 – в общем «да»;

     3 – «да», и «нет»;

     2 – скорее «нет», чем «да»;

     1 – «нет» (абсолютное несогласие).

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным(ой) и способным (ой), как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21 Я  часто думаю, что с моим ребенком  может случиться что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я  бы хотел(а) в нем (в ней)  многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (свою дочь).

37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Считаю, что мой долг – оградить его (ее) от всяких опасностей.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.

52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и тоже.

59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых. 
 
 

     Подсчет и обработка результатов  опросника ВРР

     Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

  • ответы: 12 3 4 5;
  • баллы: 5 4 3 2 1.

     В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения 1, 13, 25, 37,49; к 10-й шкале – 12, 24, 36,48, 60; к 3-й шкале - 3, 4, 15,16,27,28, 39,40,51, 52 и т. д.

     Ключ  к опроснику ВРР  для родителей  и младших школьников п п

  Баллы   Баллы   Баллы   Баллы   Баллы Сумма по каждой шкале
1   13 *** 25   37   49   1
2   14 *** 26   38 *** 50 *** 2
3 *** 15   27   39 *** 51   3/2
4 ** 16   28   40   52 ***  
5   17   29   41 *** 53   4
6 *** 18 *** 30   42   54 *** 5/2
7 *** 19 *** 31 *** 43 *** 55    
8   20   32   44   56   6
9 *** 21   33   45   57 *** 7
10 *** 22 *** 34 ** 46 *** 58 *** 8
11   23   35   47   59   9
12   24   36   48 *** 60   10

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью