Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения
2)
Во второй группе преобладают
значения отношения по шкале
принятие – подтверждение 28 и
23,9 соответственно; по шкале «образ
социальной желательности
Таблица № 5
Первая группа | Вторая группа | |||
Показатель | Среднее
значение |
Стандар
тная ошибка |
Среднее
значение |
Стандар
тная ошибка |
Отношение к матери | 10 | 1,870829 | 13,2 | 0,654307 |
Отношение к отцу | 6,2 | 1,157584 | 8,5 | 0,428836 |
Отношение к матери и отцу как к родительской чете | 4,6 | 0,509902 | 11,5 | 0,952738 |
Отношение к братьям и сестрам | 17 | 0,707107 | 16,8 | 0,407692 |
Отношение к бабушке и дедушке | 11,4 | 2,461707 | 8,2 | 0,824924 |
Отношение к другу (подруге) | 8 | 0,83666 | 12 | 0,701957 |
Отношение к авторитетному взрослому | 10 | 1,870829 | 11,6 | 0,519026 |
Любознательность | 6,6 | 0,678233 | 7,6 | 0,280104 |
Доминантность | 3,4 | 0,4 | 3,2 | 0,177537 |
Общительность | 2,4 | 0,509902 | 3,4 | 0,162882 |
Закрытость, отгороженность | 5.2 | 0,8 | 5,6 | 0,433569 |
Социальная адекватность поведения | 4 | 0,547723 | 6 | 0,338062 |
По
результатам интерпретации
1) В первой группе преобладают значения по шкале отношение к братьям и сестрам 17 и 16,8 соответственно; отношение к бабушке и дедушке 11,4 и 8,2 соответственно; доминантность 3,4 и 3,2 соответственно.
2) Во второй группе преобладают значения по шкале отношение к матери 13,2 и 10 соответственно; по шкале отношение к отцу 8,5 и 6,2 соответственно; по шкале отношение к матери и отцу как семейной чете 11,5 и 4,6 соответственно; по шкале отношение к друзьям 12 и 8 соответственно; по шкале отношение к авторитарному взрослому 11,6 и 7 соответственно.
Также во второй группе преобладают значения по шкалам любознательность 7,6 и 6,6 соответственно, общительность 3,4 и 2,4 соответственно; закрытость, отгороженность 5,6 и 5,2 соответственно и шкале социальная адекватность поведения 6 и 4 соответственно.
Таким образом результаты исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений по детской проективной методике Рене Жиля показали значительные различия имеющиеся в первой и второй группах.
Таблица № 6
Первая группа | Вторая группа | |||
Показатель | Среднее
значение |
Стандар
тная ошибка |
Среднее
значение |
Стандар
тная ошибка |
Нетребовательность – требовательность родителя | 14,1 | 1,139688 | 13,6 | 1,318248 |
Мягкость – строгость родителя | 19,8 | 1,678624 | 19,7 | 0,919541 |
Автономность – контроль по отношению к ребенку | 34,3 | 2,724579 | 37,7 | 3,402777 |
Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю | 14,3 | 1,782944 | 12,8 | 1,459071 |
Отвержение – принятие ребенка родителем | 43,9 | 4,0068 | 43,6 | 3,177001 |
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество | 15,9 | 1,206004 | 17,9 | 0,766667 |
Несогласие – согласие между ребенком и родителем | 13,9 | 0,737111 | 15 | 1,398412 |
Непоследовательность – последовательность родителя | 13,8 | 1,236482 | 15,1 | 0,766667 |
Авторитетность родителя | 14,6 | 0,832666 | 13,8 | 0,663325 |
Удовлетворенность
отношениями ребенка с |
14,5 | 0,945751 | 16,9 | 1,079609 |
По
результатам интерпретации
Для семьи детей первой группы (с задержкой психического развития) характерна эмоциональная близость ребенка к родителю 14,3, авторитетность родителя – 14,6. Результаты говорят о том, что родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Для семьи детей второй группы (умственной отсталостью) характерно сотрудничество (17,9), согласие между ребенком и родителем (15,1), удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (16,9).
Результаты говорят о том, что наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. По данным шкалы «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.
Таблица №7
Показатель | Первая группа | Вторая группа | t-Стьюдента | p | |||
М | m | М | m | ||||
Принятие – подтверждение | 23,9 | 1,245528 | 28 | 0,492794 | 3,041287 | p<0,01 | |
Образ социальной желательности поведения | 4,5 | 0,327327 | 8 | 0,150549 | 9,429758 | ||
Симбиоз | 3,6 | 0,182981 | 4,8 | 0,195984 | 4,267505 | ||
Авторитарная гиперсоциализация | 2,4 | 0,375 | 4 | 0,190704 | 3,740665 | p<0,01 | |
Отношение к неудачам ребенка | 5,1 | 0,440677 | 2,5 | 0,183114 | 5,58135 | ||
Отношение к матери | 10 | 1,870829 | 13,2 | 0,654307 | 1,633794 | ||
Отношение к отцу | 6,2 | 1,157584 | 8,5 | 0,428836 | 1,882445 | ||
Отношение к матери и отцу как к родительской чете | 4,6 | 0,509902 | 11,5 | 0,952738 | 6,363271 | ||
Отношение к братьям и сестрам | 17 | 0,707107 | 16,8 | 0,407692 | 0,29171 | ||
Отношение к бабушке и дедушке | 11,4 | 2,461707 | 8,2 | 0,824924 | 1,21788 | ||
Отношение к другу (подруге) | 8 | 0,83666 | 12 | 0,701957 | 3,706176 | p<0,01 | |
Отношение к авторитетному взрослому | 10 | 1,870829 | 11,6 | 0,519026 | 5,211699 | ||
Любознательность | 6,6 | 0,678233 | 7,6 | 0,280104 | 1,388732 | ||
Доминантность | 3,4 | 0,4 | 3,2 | 0,177537 | 0,47877 | ||
Общительность | 2,4 | 0,509902 | 3,4 | 0,162882 | 1,921538 | ||
Закрытость, отгороженность | 5.2 | 0,8 | 5,6 | 0,433569 | 0,460525 | ||
Социальная адекватность поведения | 4 | 0,547723 | 6 | 0,338062 | 3,107277 | p<0,01 | |
Нетребовательность – требовательность родителя | 14,1 | 1,139688 | 13,6 | 1,318248 | 0,286927 | ||
Мягкость – строгость родителя | 19,8 | 1,678624 | 19,7 | 0,919541 | 0,052247 | - | |
Автономность – контроль по отношению к ребенку | 34,3 | 2,724579 | 37,7 | 3,402777 | 0,77997 | ||
Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю | 14,3 | 1,782944 | 12,8 | 1,459071 | 0,651081 | ||
Отвержение – принятие ребенка родителем | 43,9 | 4,0068 | 43,6 | 3,177001 | 0,058668 | ||
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество | 15,9 | 1,206004 | 17,9 | 0,766667 | 1,39952 | ||
Несогласие – согласие между ребенком и родителем | 13,9 | 0,737111 | 15 | 1,398412 | 0,69586 | ||
Непоследовательность – последовательность родителя | 13,8 | 1,236482 | 15,1 | 0,766667 | 0,89355 | ||
Авторитетность родителя | 14,6 | 0,832666 | 13,8 | 0,663325 | 0,751469 | ||
Удовлетворенность
отношениями ребенка с |
14,5 | 0,945751 | 16,9 | 1,079609 | 1,67216 |
При изучении достоверности различий по критерию Стьюдента были получены данные на уровне статистически достоверных различий (p<0,01) по переменным: принятие – подтверждение (3,041287), авторитарная гиперсоциализация (3,740665), отношение к другу (подруге) (3,706176), социальная адекватность поведения (3,107277).
Следовательно,
можно сделать заключение о достоверности
различий при исследовании влияния
семьи на формирование личности ребенка
с интеллектуальными
1) В группе детей с умственной отсталостью преобладают значения по шкале принятие – подтверждение 23,9 и 28 соответственно; по шкале «образ социальной желательности поведения» 4,5 и 8 соответственно; по шкале авторитарная гиперсоциализация 2,4 и 4 соответственно.
Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Характерен социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувстве гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Однако при этом он старается навязать ребенку во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
В группе детей с задержкой психического развития преобладают значения отношение к другу (подруге), следовательно, для них необходимы контакты с друзьями для формирования личности.
Актуальность исследования определилась на основании специальных исследований, показывающих низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии родителей. Внимание специалистов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку с особыми потребностями, упускается из виду.
Социальный стереотип образа «особого» ребенка у людей, мало знакомых с проблемой, не содержит таких категорий описаний, как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность к отношению окружающих. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения.
В ходе проведенного исследования, в котором принимали участие 20 детей: 10 с задержкой психического развития, 10 детей с умственной отсталостью и их родители.
Результаты исследования показали:
1)
В ходе определения социально-
Дети с задержкой психического развития в 90% случаев владеют навыками личной гигиены, могут самостоятельно принять ванну. Режим питания соблюдают под контролем. Самостоятельно одеваются. Выполняют ряд обязанностей по дому. Принимают телефонные звонки по поручению матери, при необходимости могут воспользоваться телефоном и обратиться за помощью к знакомым, соблюдает элементарные правила безопасности дома (при пользовании водой, электроприборами) и на улице (знают правила для пешеходов и при проезде в транспорте). Владеют академическими навыками (обучаются в школе), знают свой адрес, фамилию. Проявляют интерес к музыкальным занятиям (любят петь, слушать музыку). Имеют достаточно полное представление о профессиях.
Уровень развития речи – развернутая речь, являющаяся основным средством общения. Понимают обращенную речь, четко выражают свои желания, знания. Умеют начать беседу, поддержать ее, адекватно отвечают на вопросы, приветствия, просьбы и т. д. Владеют рядом невербальных средств общения (жесты, касания и т. д.).
В ходе определения социально-бытовых навыков в группе детей с умственной отсталостью были получены следующие результаты:
Владеют навыками личной гигиены в 40% случаев (чистят зубы, умывается и т. д.), но не могут самостоятельно принять ванну. Режим питания соблюдает под контролем. Самостоятельно одевается, но необходим контроль матери, так как без напоминания не переодеваются. Выполняет ряд обязанностей по дому (накрывает на стол). Отношение к домашней работе позитивное. 68% хорошо знают и выполняют правила техники безопасности дома, 32% выполняют их частично: умеют пользоваться водой, могут включить свет, при этом могут открыть дверь незнакомому человеку или испытывают затруднения при пользовании электроприборами.
В 60% умеют пользоваться телефоном, 10% могут воспользоваться им только в экстренных случаях, 30% не умеют пользоваться им вообще. Характер отношений с родителями доверительный, доброжелательный. Очень привязаны к матери.
2) По результатам исследования влияния семьи на формирования личности ребенка: