Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение одного из этапов развития психодиагностики – становление каузального подхода.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение истории зарождения психодиагностики как науки.
2. Изучение предпосылок зарождения каузального подхода в психодиагностике.
3. Анализ механизмов взаимодействия в рамках каузального подхода.
4. Изучение структуры научного исследования в рамках каузального подхода.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-теоретическое осмысление проблемы каузальности в психодиагностике………………………………………………………………5
1.1. Психодиагностика как научная дисциплина ………………………5
1.2. История психодиагностики………………………………………….7
Глава 2. Практическое исследование развития каузального подхода в психодиагностике………………………………………………………………11
2.1.Зарождение каузального подхода………………………………….11
2.2. Механизм взаимодействия в рамках каузального подхода…….16
2.3. Структура естественнонаучного психологического исследования в рамках каузального подхода………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………34
История психодиагностики:
становление
каузального подхода
Москва
2010
Содержание
Введение……………………………………………
Глава
1. Научно-теоретическое
1.1. Психодиагностика как научная дисциплина ………………………5
1.2.
История психодиагностики………………
Глава
2. Практическое исследование развития
каузального подхода в
2.1.Зарождение каузального подхода………………………………….11
2.2. Механизм взаимодействия в рамках каузального подхода…….16
2.3. Структура естественнонаучного психологического исследования в рамках каузального подхода………………………………………………….20
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………34
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что методологические подходы и соответствующие им статистические методы, предназначенные для репрезентации и проверки каузальных связей между измеренными событиями и явлениями не достаточно полно и широко описаны в современной литературе.
Как правило психологи связывают попытки логического анализа действия с научными теориями бихевиоризма и необихевиоризма. Схема «стимул—реакция» не может быть тождественна с моделями взаимодействия системы и среды. Среда в необихевиористской схеме выносится за скобки (стимул можно трактовать и как воздействие, и как элемент среды), а система, обладающая психикой, представлена своим внутренним состоянием (или же — психическим состоянием) и внешним проявлением — реакцией, которое само нуждается в расшифровке.
Необихевиористская модель является моделью «каузальной», предусматривающей один вид детерминации событий: прошедшее — настоящее.
Так как психика понимается как свойство высокоорганизованной материи, и всегда понимается как психика, принадлежащая другому (как психика объекта), то она не может быть наблюдаема непосредственно. Из этого можно заключить: если психика (как явление) не наблюдается прямо, то мы можем найти ему замену. Эту замена заключается в том, что изучается объективная наблюдаемая реальность. Таким образом, непосредственно наблюдаемое поведение субъекта является объектом диагностики в рамках каузального подхода.
Объект исследования – каузальный подход.
Предмет исследования – структура психологического исследования в рамках каузального подхода.
Целью данной работы является изучение одного из этапов развития психодиагностики – становление каузального подхода.
Задачи исследования:
1.
Рассмотрение истории
2. Изучение предпосылок зарождения каузального подхода в психодиагностике.
3. Анализ механизмов взаимодействия в рамках каузального подхода.
4. Изучение структуры научного исследования в рамках каузального подхода.
Теоретическая
и практическая новизна исследования
заключается в поиске и описании предпосылок
зарождения каузального подхода в ретроспективном
плане.
Глава
1. Научно-теоретическое
осмысление проблемы
каузальности в психодиагностике.
1.1. Психодиагностика как научная дисциплина.
Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагоностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.[30]
Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.
Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур – измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует, прежде всего, отнести: диагностические признаки и диагностические категории.
Признаки
отличаются тем, что их можно непосредственно
наблюдать и регистрировать. Категории
скрыты от непосредственного наблюдения
(латентные переменные). Особая трудность
психологической диагностики
Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
Таким образом, современное понятие «психодиагностики» тесно связано с понятием «психологическое тестирование», но не сводится к нему, так как кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболее эффективно на практике использовать взаимодополняя друг друга оба этих подхода.
Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу, дать отгул или поставить на дежурство). Кроме того эти тесты лучше защищены от возможных методических ошибок.
Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов – психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особо эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог - диагност оказывает психологическую помощь, проводит психокоррекцию, психотерапию, тренинг и другие виды психологического вмешательства [6].
Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств, способностей, стилевых черт и мотивов личности. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития креативности, среднего уровня вербального интеллекта, сниженного уровня способности концентрации внимания на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т.п. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта. Конечно, психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.
Особое значение для психодиагностики имеет понятие – норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид – для оценки способностей и достижений.
Статистическая норма – это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.
Социокультурный
норматив – это уровень свойства, который
явно или неявно считается в обществе
необходимым [10].
1.2. История психодиагностики.
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай; позднее – Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.
Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик.
Началом
возникновения
Таким
образом, первоначально психодиагностика
стала складываться как наука
о методах экспериментальной
дифференциальной психологии, изучающая
психологические различия между
людьми экспериментальным путем. Изучение
складывалось под воздействием запросов
практики, сначала медицины и педагогики,
а затем и промышленного
Основоположники
и последователи различных
Тестовые
методики тесно связаны с теоретическими
принципами бихевиоризма. Методологическая
концепция бихевиоризма складывалась
на том, что между организмом и
средой существуют однозначные причинные
отношения. Организм, реагируя на стимулы
внешней среды стремиться изменить
ситуацию в благоприятную для
себя сторону и приспосабливается
к ней. Бихевиоризм ввел в психологию
в качестве ведущей категорию
поведения, понимая его как совокупность
доступных объективному наблюдению
реакций на стимулы. В соответствии
с этими представлениями цель
диагностики сводилась
Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.
Следующим
этапом развития психодиагностики связан
прежде всего с именем Альфреда Бине,
положившего начало разработке методов
психодиагностики степени умственного
развития и умственной отсталости,
рассчитанных на различные возрастные
группы. В русле этих исследований
В.Штерном был предложен
Информация о работе История психодиагности: становление каузального подхода