Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение одного из этапов развития психодиагностики – становление каузального подхода.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение истории зарождения психодиагностики как науки.
2. Изучение предпосылок зарождения каузального подхода в психодиагностике.
3. Анализ механизмов взаимодействия в рамках каузального подхода.
4. Изучение структуры научного исследования в рамках каузального подхода.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-теоретическое осмысление проблемы каузальности в психодиагностике………………………………………………………………5
1.1. Психодиагностика как научная дисциплина ………………………5
1.2. История психодиагностики………………………………………….7
Глава 2. Практическое исследование развития каузального подхода в психодиагностике………………………………………………………………11
2.1.Зарождение каузального подхода………………………………….11
2.2. Механизм взаимодействия в рамках каузального подхода…….16
2.3. Структура естественнонаучного психологического исследования в рамках каузального подхода………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………34
Дифференциальную
психологию можно условно назвать
психологией систем. Соответственно
встречаются как
И, наконец, учет реального времени проводится при так называемом процессуальном эксперименте (все считаются различными). Напротив, при структурном эксперименте, который может использоваться как в общей, так и в дифференциальной психологии, все считаются эквивалентными.
Тем самым мы можем выделить следующие виды психологического эмпирического исследования:
1) «телеологическое» или «каузальное»;
2)
«общепсихологическое» или «дифференциально-
3) структурное или процессуальное.
Заключение
Целью данной работы было изучение одного из этапов развития психодиагностики – становления каузального подхода. Нужно подчеркнуть, что история психодиагностики – это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики – это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому не целесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.
Каузальный подход основан на бихевиористских представлениях о том, как формируется поведение данного человека. По мнению последователей данного направления, социальные роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений над социальными моделями.
В
рамках каузального подхода
Но самое основное в том, что человек может иметь уникальные психические свойства, а не только их невоспроизводимую уникальную комбинацию. Ввиду уникальности психики любого человека собственно психологическим может быть назван только метод изучения «отдельных случаев», т. е. исследование поведения системы, носителя психики в различных условиях и в различные промежутки времени.
В первом случае мы имеем комплексное исследование отдельных систем.
Во втором случае — лонгитюдное биографическое эмпирическое исследование.
Вместе с тем, уникальность личности является ограничением для ее измеримости и познаваемости как «естественнонаучным» эмпирическим методом, так и методом понимания.
Психодиагностическое исследование в рамках каузального подхода строится таким образом, чтобы исследователь имел модель системы (случае — человека), модель среды и совокупности отношений на множестве психика—система—среда. Речь идет о минимально необходимой для целей исследования полноте описания основных составляющих и отношений между ними.
Проводится
либо эксперимент в реальном режиме
времени либо психолог абстрагируется
от неодновременности испытаний, считая
их одновременными. Проводится изучение
психических функций и строится
прогноз поведения в подобных
ситуациях.
Список литературы
Информация о работе История психодиагности: становление каузального подхода