История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:44, лекция

Описание

Этапы развития психологии как науки. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный заканчивается примерно в 7-6 вв. до н. э., до начала научных исследований.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 473.50 Кб (Скачать документ)

 История  психологии

  1. Этапы развития психологии как науки. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный заканчивается примерно в 7-6 вв. до н. э., до начала научных исследований. Представления о душе складывались на мифах, легендах, древних сказаниях, первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй научный период начинался на рубеже 7-6 вв. до н. э. Психология развивалась в рамках философии и поэтому этот период носит название философского. Его продолжительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения психологии отличающегося от определений принятых в философии и естествознании.  Философский период неоднороден и на протяжении более чем 20 веков психология претерпевала различные изменения. Менялся  предмет, содержание исследований. На протяжении длительного времени предметом психологии была душа. Но отношение к ней в разное время было разным. В период античности душа считалась первоосновой тела, что служит она для того, чтобы приводить тело в движение, дает энергию и руководит телом. Постепенно к функциям души добавилось познание. В эпоху Средневековья душа была предметом изучения для богословия, что сужало возможности её научного познания. Логическое мышление, волевое поведение считались прерогативой божественной воли, эти аспекты в основном не изучались. В Новое время психология стремилась стать объективной рациональной, т.е. основанной на доказательствах, а не на вере. Так как полностью отказаться от богословского подхода было невозможно, психология меняет предмет своего изучения, становясь наукой о сознании. Этот период привел к тому, что уже к 18 веку предметом психологии стали познавательные процессы, а поведение, эмоциональные процессы, личность не изучались, это препятствовало развитию науки, и к середине 19 века такой подход был пересмотрен. Период развития психологии в русле философии очень велик и значительно больше, чем время существования психологии как самостоятельной науки. Самостоятельное положение психологии зафиксировано тогда, когда психологию стали изучать в университетах, как предмет. Это произошло в конце 18 начале 19 вв. Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лабораторией В. Вундта, однако ассоцианистический подход, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы психологии. В 10-30 годах 20 века появилось несколько направлений в психологии ( бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, марксистская психология, а также французская социологическая или понимающая психология. Во второй половине 20 века возникают новые школы и направления (гуманистическая, генетическая, когнитивная, которая сформировалась уже в 60 годы. Это последняя из появившихся в 20 веке психологическая школа. Таким образом можно сказать, что с середины 20 века, психология вступила в современный нам этап своего развития. Для которого характерно не дробление на новые школы, а объединение.
  2. Основные результаты исследований в гештальтпсихологии. Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20 годов в Германии. Данное направление психологической науки получило развитие, прежде всего, в трудах М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название "гештальтов". На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии. Первый из них — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса. Второй принцип, часто называемый законом равновесия, базируется на том, что человеческая психика, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее "удобоваримую", с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют "хорошим гештальтом".Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом "здесь и сейчас", согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта, а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии. Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение. На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. М. Вертгеймер – исследование феноменов психического поля законов по которым оно образуется и реорганизуется – законы и свойства восприятия (законы гештальтов), механизмы творческого мышления.  В. Келлер – изучение законов и развития образно-схематического мышления изоморфности психического, психофизического и физического полей – инсайт, законы образно-схематического мышления.  К. Коффка – изучение свойств, законов развития восприятия – синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов. К. Левин – исследования психологического поля личности и социального поля группы – структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства.
  3. Основные результаты исследований в бихевиоризме. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), ведущее направление в американской психологии. Возникло на рубеже 19-20 веков под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул - реакция" (S-R). Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения" (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону упражнения", т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип "проб и ошибок", согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту. Осуществленный бихевиоризмом поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону бихевиоризма. Однако в советской и зарубежной психологии бихевиоризм был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии. Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием бихевиоризма: его последователи ввели в схему S-R так называемые промежуточные переменные, т. е. вновь обратились к анализу психики и тем самым отказались от основного тезиса бихевиоризма в его классической форме Окончательное оформление как самостоятельная концепция бихевиоризм получил в трудах Б. Скиннера.
  4. Основные результаты исследований в психоанализе. ПСИХОАНАЛИЗ, психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien über Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента. Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название «эдипов комплекс». Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя «цензура», которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса.Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера.В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики – «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго»), и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»). «Я» выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. «Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. «Сверх-Я» отвечает за «удаление» нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. Главная тема современных психоаналитических исследований – это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на этой стадии прежде всего из-за холодности или безразличия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является критическим для развития личности и самооценки. Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на «критические события», особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок – болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, – в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре.

Социальная  психология

  1. Социализация личности: понятие, содержание и механизмы. Термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Отечественная психология предлагает синонимы слова «социализация», это «воспитание» и «развитие личности».Содержание понятия «социализация» состоит в том, что это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», « приобщение его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Социализация по своему содержанию – это процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются 3 сферы в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации индивид осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом проходят ещё три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей между различными видами деятельности. Продуктом такой ориентации является выбор деятельности. Далее возникает процесс центрирования вокруг выбранного вида деятельности. Третий процесс – освоение личностью, в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.Вторая сфера – общение. Расширение общения – это умножение контактов человека с другими людьми, специфика контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения – переход от монологического к диалогическому общению, умение ориентироваться на партнера. Третья сфера самосознание личности. Становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» не возникает у человека сразу, а образуется под воздействием разных социальных влияний Механизмы:1.идентификация- отождествление индивида с отдельными людьми или группой, позволяющая усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения, формы поведения. 2. подражание- это сознательное или бессознательное восприятие индивидом модели поведения и опыта других людей. 3. внушение- процесс неосознанного восприятия индивида внутреннего опыта, мыслей, чувств и психологических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует. 4.соц. фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате  которой их деятельность протекает активнее. 5.комформность - изменение поведения человека и его установок под давлением группы 6.имитация - осознанное стремление копировать определенные модели повед-я. 7.потребление - поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение установленных им правил. 8.проекция – приписывание собственных черт другим людям.

 

  1. Методы социальной психологии. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. методы исследования, в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.При включенном наблюдении  исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явленияВарианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.Тест-задание предполагает оценку поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
  2. Структурные и динамические характеристики малой группы. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».Малые группы: организованные (формальные, официальные) – существование этих групп задано внешней системой обществом и создаются для решения каких-то задач. Спонтанные (неформальные, неофициальные) – зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организационных групп, так и вне их. Размеры малых групп четко не определяются. 
    Верхний предел обычно указывается в 20 человек (но чаще не превышает 5-7 человек).Нижний предел - диада (2 человека) или триада (3 человека). Структура малой группы изучается методом социограммы. 
    Сначала в группе проводится социометрический опрос, при котором каждый член группы указывает, с кем из членов группы он хотел бы вместе поработать, провести досуг, сходить в поход и т.п. Взаимные выборы наносятся на социограмму линиями. Лидер получает наибольшее число выборов, т.е. пользуется наибольшим авторитетом, авторитетные лица - ядро группы, опора лидера, организаторы рядовые члены группы получают небольшое число выборов, аутсайдеры - лица с наименьшим авторитетом, они не участвуют в принятии решений, с их мнением не считаются. Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. «Групповая динамика» в данном случае — особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.
  3. Понятие социальной установки. Функции и структура социальных установок. Социальная установка - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. В 1942 г. М. Смит разработал  3-компонентную структуру социальных установок, выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту). Функции установок (Катц): Познавательная (установки помогаю человеку узнавать социальный мир, в котором он живет, путем структурирования и организации полученной информации). Утилитарная (установки помогают человеку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому человек имеет положительные установки к таким предметам установок которые соответствуют его целям и отрицательные к предметам которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей). Ценностно-экспрессивная (установки человеку служат пониманию того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а т.ж. постоянные нормы и ориентации). Эго-защитная (на основе понятий психоанализа, таких как защита или проекция, Катц вводит положение о том, что в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).  

Общая психология.

  1. Эмоции: понятие, функции, виды. ЭМОЦИИ (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности..К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:Интерес, Удовлетворение, Надежда, Радость,  Пренебрежение, Гнев, Страх, Горе.По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций: Радость, Удивление, Печаль, Гнев, Отвращение, Презрение, Страх, Стыд, Интерес, Вина.Функции эмоций:

1) Переключающая – состоит в  том, что при конкуренции двух  мотивов, их борьба воспринимается  как борьба двух эмоций, в которой  вероятность победы одной из  них зависит как от величины  потребности, так и от вероятности  достижения цели.

2)  Подкрепляющая – подкреплением успешного поведения может служить само наступление положительного эмоционального состояния. Эмоции играют, поэтому, решающую роль при выработки условных рефлексов.

3)  Компенсаторная (замещающая) – при возникновении эмоционального возбуждения вегетативные изменения (повышение кровяного давления, выброс гормонов и т.д.), как правило, превышают реальные нужды организма. Положительные эмоции компенсируют недостаток в удовлетворении потребностей, способный привести к застою.

 

  1. Мотивы: понятие, функции. Классификация мотивов. Мотив - побудительная причина поведения и действий человека: - возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации  мотивов. Классификаций мотивов  ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований  может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

  1. Учения о природе и типах темперамента. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности. Судя по дошедшим источникам, первая типология темперамента принадлежит Гиппократу, который разделил людей на четыре типологические группы, положив в основу учение о четырех жидкостях в организме. Гален, выделив и описав девять типов темпераментов, отдал предпочтение четырем и сохранил в дальнейшем типологию Гиппократа. Э. Кречмер, полагая в основу типа темперамента телесную конституцию, остановился на четырех типах (лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик), хотя у него имелся еще один конституционный тип, названный неопределенным, но в дальнейшем уменьшил их количество до трех. Аналогичным образом поступили У. Шелдон и С. Стивене. Выделив четыре конституционных типа (висцеротоник, соматороник, церебротоник, смешанный), они оставили для рассмотрения три.И.П. Павлов, положив в основу типологии три характеристики работы центральной нервной системы и допуская число возможных комбинаций типов по избранным характеристикам, равное 24, оставляет три типа нервной системы (возбудимый, тормозимый, центральный). Выделив в центральном типе две модификации, он получает четыре типа, соответствующих древней классификации. Четыре типа остаются и у Г. Айзенка, который кладет в основу по два полярных (экстраверсия—интроверсия, стабильность — нейротизм) свойства темперамента. Такое же количество типов сохраняет К. Леонгард  на основе клинических исследований. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента: САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
  2. Понятие способности. Современные подходы к изучению общих способностей. СПОСОБНОСТИ— индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. базируются на статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие С., от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности. Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а др. индивидуально-психологическими особенностями. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория «интеллектуального климата» семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность (см. Одаренность общая). Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. м. б. дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профессионального отбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности.

Информация о работе История психологии