Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:44, лекция
Этапы развития психологии как науки. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный заканчивается примерно в 7-6 вв. до н. э., до начала научных исследований.
Внешняя коммуникация — это коммуникация с миром, находящимся за пределами вашей организации, это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций — удовлетворить информационные потребности организации, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж компании. Внутренние, или внутриорганизационные, коммуникации (между подразделениями, коммуникация внутри подразделений по уровням производства и управления, межличностные коммуникации, неформальные коммуникации) предстают как часть производственно-хозяйственной деятельности: связь между отделами, отчеты отдела реализации или ведомости складского учета и т.п. Коммуникация внутри организации включает в себя инструктирование, информацию, обучение, менеджмент методом разговоров. Важнейшая цель внутренней коммуникации в организации -- создание среди сотрудников поддержки целей и политики, проводимой руководством организации. С помощью коммуникации сотрудники получают необходимые знания и мотивацию, становятся лучшими защитниками и популяризаторами планов компании. Таким образом, коммуникация — это важный организационный инструмент и необходимое условие для эффективного развития и внедрения корпоративной политики. Коммуникативный поток может перемешаться в горизонтальном и вертикальном направлениях. Внутриорганизационные коммуникации включают в себя: нисходящий и восходящий уровни вертикальных коммуникаций, коммуникации по горизонтали, коммуникации между руководителем и подчиненными, коммуникации между формальными и неформальными группами. Внутриорганизационные коммуникационные процессы призваны удовлетворить потребности разных уровней принятия решений. Коммуникация в малой группе дает шанс и руководителю и подчиненному оперативно участвовать в решении стратегических и текущих задач: каждый участвует в обсуждении, каждый может быть услышан. Хорошие результаты дает эффект обратной связи. Взаимодействие усложняется с ростом числа членов группы. Межличностная коммуникация — коммуникация с другим человеком — наиболее распространенный тип внутренних коммуникаций. Коммуникации между неформальными группами могут охватывать набор связей — от бытовых до производственных. Основой этого типа коммуникаций является информация, циркулирующая по каналам неформального общения. Иногда руководители специально запускают «слухи», чтобы проверить реакцию коллектива на возможные будущие решения (например, по кадровым изменениям или изменению порядка выплаты премиальных и др.)Общественные, или массовые, коммуникации ~ процесс сообщения информации с помощью технических средств или средств массовой коммуникации численно большим группам людей: печать, радио, кино, телевидение. Источник информации передает послание рассредоточенным аудиториям. Ограничена возможность обратной связи. Важнейшей задачей руководства компании является создание условий по обмену идеями, мыслями, информацией между людьми, подразделениями, между организацией и ее окружением.
Психология общения
Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга.
По композиции: однородные группы (по возрасту, полу, культуральным
особенностям, профессии, региональным особенностям, индивидуально-
психологическим характеристикам, мотивации), неоднородные группы.
По уровню изменений: субъектный (изменения происходят преимущественно на
уровне умений и навыков), личностный (изменения происходят преимущественно
на уровне личностных свойств).
По организации:
фрагментарный тренинг, программированный
тренинг.
По целям
и задачам: коммуникативный тренинг, интеллектуальный
тренинг,
регулятивный тренинг, тренинг специальных умений.
методики, с помощью которых можно провести оценку эффективности
проведенного тренинга.
Обсуждение
с персональными
Анкетирование. Заранее готовится анкета, которую участники заполняют по окончании семинара. Желательно, чтобы анкета состояла из открытых вопросов, что позволит участникам высказываться в свободной форме.
Заметки тренера. По окончании тренинга или его отдельных блоков тренер записывает, как реагировала группа на информацию этого блока, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно. Недостатком данного метода является то, что тренер часто отвлекается от семинара и не может сосредоточиться. Чтобы избежать этого, нужен наблюдатель, желательно психолог или второй ведущий, который сможет фиксировать реакцию участников на различные блоки (информационные и игровые), а также на самого тренера.
«Интервью - выход». Заранее готовится анкета, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на тренинге. Такая анкета должна быть небольшой (можно на листе формата А4), вопросы лучше сформулировать в закрытой форме, с данными заранее вариантами ответов. Согласно данной методике проводятся два замера - до тренинга и после. Обратите внимание на то, что в обоих замерах участники заполняют совершенно одинаковые анкеты. Задача тренера - выяснить, уменьшилось ли количество неправильных ответов после окончания тренинга, информация по какой теме осталась не понятой участниками. Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество неправильных ответов уменьшилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил информированность участников по проблеме.Оценить, насколько повысился уровень информированности участников группы, можно с помощью двух основных способов - объективного и субъективного (с точки зрения участников семинара-тренинга). В обоих случаях понадобится анкета, при составлении которой желательно пользоваться советами социолога.
Субъективная оценка участников. В данном случае анкета включает список критериев, и участникам предлагается оценить тренинг по этим критериям. Критериями могут быть: новизна информации, комфортность, практическая полезность. Также критерии оценки тренинга можно представить в виде «Я-высказываний», участники отмечают степень согласия или несогласия с этими высказываниями. Обработать полученные результаты несложно. По каждому утверждению отметьте, каких ответов было получено больше всего. Осталось только сделать выводы.
Достаточно сложно оценить, удалось ли в ходе тренинга сформировать у участников установку на заботу о своем здоровье. Во-первых, полуторачасового тренинга для этого явно не достаточно, для этого необходима длительная работа (минимум три дня). Во-вторых, методы исследований по изменению рискованного поведения очень специфичны, и использовать их могут только специалисты-социологи. Поэтому здесь очень кратко описываются только два основных метода.
«Панельное интервью-выход». По прошествии некоторого времени (3 - 6 месяцев) после окончания семинара проводятся исследования, цель которых - выяснить, каким образом информация и навыки, полученные на тренинге, повлияли на формирование модели безопасного поведения участника. «Панельное интервью-выход» может включать следующие вопросы: какие важные для себя решения принял респондент после семинара, принял ли решение относительно употребления наркотиков, что повлияло на принятие такого решения, может ли вспомнить информацию, полученную на семинаре, как оценивает влияние этого тренинга на свое поведение и многое другое.
«Фокус-группы». С помощью этого метода также можно ответить на все вопросы «Панельного интервью-выход», однако «фокус-группа» представляет собой обсуждение, на которое приглашаются все участники тренинга. Но, если в «панельном интервью» цепочка вопросов должна выявить у респондента его оценку тренинга, то фокус-группа собирается для обсуждения тем и проблем, которым был посвящен тренинг; об этом участники оповещаются заранее. Обсуждение проходит в свободной форме, поэтому этот метод часто предпочтительнее «панельного интервью».
4. Методика организации психологического
тренинга. Общие рекомендации по организации занятий
группы социально-психологического тренинга Цель группы: развитие социально-психологической
компетентности личности, то есть способности
индивида эффективно взаимодействовать
с окружающими его людьми. Задача тренинга: а) овладение определенными социально-психологическими
знаниями; б) коррекция и формирование
социально-психологических умений и навыков
участников; в) осознание целостности
социально-психологического бытия людей;
г) развитие способности адекватно и понимать
себя и других;
д) овладение приемами декодирования психологических
сообщений, которые поступают от окружающих
людей и групп; е) обучение индивидуализированным
приемам межличностного общения; ж) чувственное
познание группо-динамических феноменов
и осознание своей причастности к возникающим
межличностным ситуациям. Ведущим принципом
организации социально-психологического
тренинга является принцип диалогизации
взаимодействия, то есть полноценного
межличностного общения. Оно базируется
на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении
участников от взаимных подозрений, неискренности,
страха. Уровень организации работы в
значительной мере зависит от того, как
практически реализуется принцип психологического
взаимодействия. Для достижения положительных
личностных изменений, перестройки отношений
иногда нужны «острые моменты, потрясение».
Поэтому в учебно-тренинговой группе должны
использоваться такие приемы, как открытое
обсуждение поведения участников, элементы
психодрамы и ряд других эмоционально
насыщенных средств обратной связи. Одним
из основных является принцип самодиагностики,
спровоцированной группой для каждого
из участников и руководителя. Он включает
в содержание занятий вопросы и упражнения,
рассчитанные на то, чтобы любой из участников
группы рассказал о своих психологических
проблемах и предложил пути их практического
решения. Также необходимо сделать акцент
на принципе практической материализации
социально-психологических феноменов,
которые изучаются. Благодаря его реализации
много проявлений человеческой психики
не только возникают перед членами группы
в виде теоретических понятий, а и становятся
достоянием их практического опыта. Важно
организовать переживание предложенных
межличностных феноменов каждым участником
группы. Существенным является вопрос
о комплектовании группы. Желательно проводить
предшествующие индивидуальные собеседования
с ее потенциальными участниками. Формируя
группу, лучшее не включать в неё людей
с очень стереотипизованной психологической
защитой, так как занятия могут значительно
усилить тревожность таких субъектов.
Кроме того, это может отрицательно повлиять
на групповой процесс. Также нежелательно
участие людей, которые не намерены продуктивно
работать в плане личного развития и идут
в группу только с целью «познания метода»
или ради приятного времяпровождения.
Отправным пунктом для обеспечения успешной
работы тренинговой группы выступает
принцип добровольности. Члены группы
должны быть заинтересованы в собственных
изменениях и готовы целеустремленно
достигать поставленной цели. Сплоченность
в группе возникает намного быстрее, если
группа закрыта и работа в ней четко структурирована.
Продолжительность занятий в принципе
должна быть определена заранее. Размещать
участников во время тренинга лучшее по
кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый
из них был уверен, что их не подслушивают.
На начальной стадии обучения важнейшей
задачей, которую решает руководитель,
является выработка групповых норм и усвоение
участниками главных требований тренинга.
Руководитель должен подробно ознакомить
всех с главными нормами и принципами
тренингового общения:
Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление
переключится с непосредственной тренинговой
работы на обсуждение прошлых или будущих
событий. В этом случае срабатывает механизм
психологической защиты. Но главная идея
тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась
в своеобразное объемное зеркало или даже
систему зеркал, в которых каждый член
группы смог бы увидеть себя во время выполнения
упражнений. Это достигается, в частности,
тем, что в группе существует интенсивная
обратная связь, которая базируется на
доверительном межличностном общении. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе
от безличных языковых форм, которые помогают
скрывать в повседневном общении собственную
позицию того, кто говорит, или же избегать
прямых высказываний в нежелательных
случаях. Конкретно: вместо высказываний:
«считается...», «некоторые считают, что
...» в группе учат говорить, используя
формы: «я считаю, что ...» и т.п.. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно нему участники группы должны
делать акцент на эмоциональных состояниях
и проявлениях (своих собственных и партнеров
по группе) и во время обратной связи, если
возможно, использовать язык, который
фиксирует такое состояние. Примером данной
формы языка есть констатация типа: «Твоя
манера говорить на повышенных тонах вызывает
у меня раздражение». Для повседневного
общения обращение в подобной эмоционально
акцентируемой манере не является типичным.
Соответственно перед каждым участником
ставится задача перестроить стиль своего
общения и, в частности, выработать умение
«ловить», четко идентифицировать и адекватно
высказать свои чувства. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является
главным требованием к поведению участников
тренинга. Речь идет о реальном включении
каждого участника в интенсивное групповое
взаимодействие с целью целенаправленного
познания себя, партнера, группы вообще.
В повседневной жизни человек под влиянием
разных обстоятельств нередко замыкается
в себе и концентрируется лишь на собственных
проблемах. Задача состоит в том, чтобы
помочь ему научиться объединять эту замкнутость
на себя с активной включённостью в другого,
в анализ групповых процессов. На занятиях
поощряется конструктивная полемика между
всеми участниками, включая руководителя. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных
условий для доверительного общения участников
тренинга, обеспечивает групповую динамику,
в значительной мере определяет результативность
занятий. В качестве первого и простейшего
шага к практическому созданию такого
климата руководитель предлагает принять
единую форму обращения друг к другу на
«ты». Это не только психологически уравнивает
всех членов группы, но и привносит определенный
элемент интимности и доверия. Кроме того,
доверчивость поддерживается неопровержимым
правилом: «Говорить только правду, или
хотя бы не врать». Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации
«не выносить» содержание общения, которое
развивается в процессе тренинга, за границы
группы. Это тоже оказывает содействие
установлению доверительных отношений,
так как участники уверены, что содержание
общения останется в рамках этой группы,
и легче идут на открытый, искренний контакт.
Конфиденциальность дает возможность
группе сохранить свой дискуссионный
потенциал; обсуждение же участниками
тренинга проблем группы за ее пределами
приводит к тому, что готовность и потребность
в обсуждении этих проблем в рамках самой
группы уменьшается, ведь тема в определенной
мере исчерпывает себя. Одна из закономерностей
начального периода общения — противодействие
со стороны отдельных участников, которое
возникает из-за тревожных ожиданий или
очень развитой психологической защиты.
Для того, чтобы разрушить начальную скованность,
можно использовать подгруппы (2-4 человека),
в которых участники могли бы обсуждать
волнующие их проблемы. Нужная атмосфера
для занятий в группе создается путем
осознания участниками положительных
аспектов своей личности. Этому отводится
особое внимание. Ведь открытие в себе
новых положительных качеств вырабатывает
уверенность в себе и дает силы для дальнейших
конструктивных изменений. Руководителю
группы также необходимо позаботиться
о том, чтобы никто из ее членов не был
подвергнут групповому давлению, и чтобы
каждому участнику в случае переживания
им кризисного состояния была предоставлена
соответствующая помощь и поддержка. Организовывая
работу группы, следует помнить: обучение
ее участников имеет ценность не только
во время интенсивных и совместных эмоциональных
переживаний, а главным образом во время
осознания, внутреннего переосмысления,
раскрытия причин их возникновения, то
есть когда обнаруживаются назревшие
вопросы и проблемы, которые не поддаются
контролю и волевой регуляции со стороны
самого субъекта. Искусство тренера и
эффективность обучения во многом зависят
от того, способен ли он использовать полученный
материал, «вытягивать» из него учебный
эффект, поскольку даже наиболее эффективные
игры и ситуации в конкретной ситуации
могут оказаться непродуктивными. Необходимо
упреждать поспешные намерения того или
иного члена группы измениться соответственно
какому-либо образцу, если они являются
результатом групповых эффектов, простого
«наполнения» личности эмоциональной
энергетикой из-за работы в группе, а не
следствием глубокого самоанализа. Руководитель
не должен выступать посредником в принятии
членом группы решений относительно личных
изменений, но его главная обязанность
— предупредить, к чему могут привести
непродуманные решения (в данном случае
— непонимание временности энергетического
подъема как результата групповых занятий).
В особенности необходима такая поддержка,
если члены группы проявляют готовность
к самоисследованию. Руководитель должен
продумывать и находить способы привлечения
участников тренинга к работе друг с другом,
а также исследовать, как можно помочь
понять причины поведения в группе. Желательно
проводить периодический анализ того,
что происходит на занятиях, делать промежуточные
итоги, уточнять направления дальнейшего
развития группы и ее каждого участника.
На заключительных занятиях необходимо
предупредить членов группы, чтобы они
не переносили отношения в группе социально-психологического
тренинга непосредственно в реальную
жизнь, в другие коллективы. Сначала надо
выяснить реальный уровень развития коллектива
и подходить к организации своих отношений
с людьми доброжелательно, но и критически,
не отвергая, а используя опыт, которого
они приобрели в процессе обучения. Тогда
можно надеяться на положительные изменения.