История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:44, лекция

Описание

Этапы развития психологии как науки. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный заканчивается примерно в 7-6 вв. до н. э., до начала научных исследований.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 473.50 Кб (Скачать документ)

 

Психология  личности

  1. Понятие личности в психологии. Структурные компоненты личности. Личность – это системные качества человека, приобретаемые индивидуумом в предметной деятельности и общении. Структура в общем понимании — это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К. К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства. Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены. Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными, хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности. Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы, в отличие от животных, несут преимущественно социальный характер. Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут. Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора — способности к характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.
  2. Методы исследования и оценки личности в психологии. Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности. Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными  и психосемантическими методиками, направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности, уровня притязаний и т. д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуальнотипическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования методов исследования личности личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).
  3. Основные отечественные теории личности. В отечественной психологической науке выделяется несколько подходов к проблеме Личности. А.Ф.Лазурский(1874-1917) впервые обращает внимание на основные закономерности характерообразования- закономерность: переход отношения Л-ти в черты хар-ра. Он выделил 15 групп отношений(с Франклом): отношение к : людям, семьям, животным, искусству, труду, религии и т.д. у Лазурского л-ть это субъект отношений. Он считал осн задачей Л-ти- ее адаптация. В Л-ти выдел-ся единство двух мех-мов(элем-тов):1)эндопсихика(внутренняя)-вкл-ет в себя основ психич ф-ции: внимание, память, мышление, воля, темп-т, умствен одаренность и хар-р. Сост-т ядро Л-ти и явл-ся основанием.2)экзопсихика(внеш)- ее содержание опред-ся отношением Л-ти к внеш объекту.Все элементы Л едины, четко связаны м/у собой (деление на 1) и 2) условно) в основании этого Лазурский выд-ет 3 уровня адаптации Л:1низший- макс влияние окр среды и подчинение эндочерт-среде, люди недост-но или плохо приспособлены.2средний-предполагает большую возможность приспособ-ся к окр среде, найти в ней свое место, т.е. эндовозмож-ти- реализованы, люди приспособившиеся, они занимаются чем хотят.3высший- процесс приспосоления осложняется тем. Что значительная напряженность интенсивность душевной жизни заставляет ч-каизменять окр среду в соответствии со своими эндовозможностями, такие люди-приспособляющиеся, творчески креативные.В.Н.Мясищев(1892-1973)-ученик Лазурского- предложил понятие стр-ры Л-ти. Л- это система отношений чел-ка. 3 группы отношений: 1отношение к людям, 2к окр действительности, к себе. Отношение- это сознательная, избират, активная, основанная на опыте связь Л-ти с различ-ми  сторонами действ-ти, кот проявляетя в действиях, переживаниях и формир-ся в деятел-ти. Внутри отношений выдел-ся 3 элемента: эмоц-ый, когнит-ый, поведен-ий. У Мясищева любое психолог понятие описыв-ся с помощью отношений: направленность Л-ти- это доминирующее отношение Л-ти; мотив- это выражение отношения к определ-му объекту; эмоции- эмоц-ый  компонент внутри отношений. Выделяет несколько планов в хар-ке Л-ти: 1.доминирующие отношения( направл-сть - ценности, цели, смысл,жизни)2.психический уровень ч-ка - ур-нь желаний и достижений Л-ти (потр-ти, спос-ти, возм-ти, задатки)3. динамика реакций Л-ти- темп-т: темп-т прояв-ся во всех сторонах Л, в психич складе Л; темп-т обнаруж-ся только в активных отношениях; темп-т может менятся под влиянием жизнен условий. Эти планы д.б. взаимосвязаны и проявлятся в хар-ре, как соотношение различ св-в психики- это осн хар-ка Л-ти. Развитие Л Мясищев понимал как поцесс развития отношений, подразумевая объем, глубину, широту.Вольф Саломонович Мерлин(1898-1982) приступая к хар-ке категории Л-ти, Мерлин выд-ет 4 осн признака:1) активность- под Л понимается такая организация психики, благодаря кот ч-к в состоянии активно изменять окр среду. 2) Л- это то, что хар-ет целостность психики- это проявление сознания в целом.3) направленность- это самая существенная хар-ка4) индивид-ое своеобразие- важнейшей причиной индив-ти явл-ся природные св-ва орг-ма и мозга(биологический аспект индивид-ти)Идея интегральной индив-ти, ее уровни: (т.к. разделение на типичное и индивидуальное невозможно, все типичное в любом случае индивид-но по каким-то признакам). Для изучения индивид-ти необх-м системный подход: Интегральная индивид-сть-  это иерархичная, саморегулируемая система, состоящая из индив-х св-в ч-ка. 3 уровня этой системы:1)система индив-х св-в орг-ма: биохимич-ие пр-ссы, общесоматические, нейродинамические. 2)сис-ма инд-х психич св-в: психодинамич-ие пр-ссы(темп-т), психич-ие св-ва Л-ти. 3)сис-ма соц-психол-х индив-х св-в: соц роли в соц-ом коллективе и группе, соц роли в соц-исторических общностях(класс, народ).Рассматривая сис-му интегральной индив-ти мерлин и его ученики нашли, что первичным источником и связью м/у уровнями явл-ся индивид-ый стильжизнедеятельности. Предметом П Л-ти явл-ся система психич-х св-в, кот определяются отношением Л к объективным сторонам действительности. Стр-ра Л у Мерлина- это многоуровневая система взаимных связей и организации св-в Л-ти.2 Структурный подход(в основе гештальтП)К.К.Платонов(1906-1984)- вводит понятие структурной единицы Л-ти. Л- это динамическая сис-ма, развивающаяся во времени, изменяющая состояние элементов и связей м/у ними при сохранении ф-ций(иногда наз=ют не структурный подход, а функциональной стр-рой Л-ти). 4 уровня в стр-ре Л-ти:1)биопсихическ св-ва(темпер-т и половозрастные с=особ-ти Л; изменение этого уровня происходит путем тренировки)2)индив-ные особ-ти психич-х пр-ссов или ф-ций(памяти, эмоций, ощущения, мышления, воли, восприятия и чувств- изменение происходит в результате упражнений)3)уровень опыта Л и ее подготовленности(ЗУН, привычки- изменяются после обучения)4)соц-обусловленные кач-ва Л (направленность, отношения, проявляющиеся как моральные черты- он не имеет задатков, а изменяется по средством воспитания).Д.А.Леонтьев - выделяет 3 уровня, кот иерархизированны и границы м/у кот – условны. Л- это духовное образование.1)высший ур-нь- ур-нь ядерных стр-р- психол скелет Л, на кот в последствии наслаиваются все остальные уровни-это духовность, свобода, ответственность.2)средний- внутр-ий мир Л- отношение Л с миром, взятые с их содержательной стороны- потребности, ценности, конструкты и смысл жизни.3)низший- внешний мир Л- хар-р, способности и роли.3 Деятельностный подходС.Л.Рубинштейн(1889-1960). Положения П Л-ти:1)все псих-ие пр-ссы должны описываться с позиции Л-ти.2)любое внешнее воздействие действует на индивида ч/з внутренние условия, кот у него уже сформир-сь ранее также под влиянием внеш-их воздействий.3)единство сознания и деят-ти, тем самым сознание вкл-ся в контекст жизненных связей ч-ка, основу кот образует деят-сть и в результате выводится формула: изменяя мир- ч-к изменяется сам.Для описания Л необходимо решить 3 вопроса:1Чего хочет Л?(мотивац-ая сфера Л); 2Что может Л?(задатки, кот потом прояв-ся в способ-ти); 3Что л-ть есть?(что из всех тенденций и установок, проявлений и т.д., вошло в плоть и кровь и стало истинно личностной- хар-р).А.Н.Леонтьев(1903-1979). Разводит понятие индивид и Л-ть.Индивид- это неделимое, целостное, со своими индив-ми особ-ми генотипическое образование.Л это такое же образование, но не данное кем-то или чем-то, а созданное в результате множества предметных деят-тей, т.е. порождаемое жизнью ч-ка в общстве. Основу Л составляет мотивационная сфера!

Потреб-ть – мотив  – эмоция – значение – личност  смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Стр-ные единицы деят-ти:

Психол функц –  действия – операции – деят-сть.

Б,Г.Ананьев(1907-1972). Описывать Л необх-мо со статуса, позиции, ролей, т.е. соц-ой ситуации развития Л.

Статус- объективен, может  осознаваться или не осоз-ся Л-тью: адекватно-неадекватно, активно-пассивно, - это место Л  в социуме. Позиция – хар-ет субъект-ую, деятельностную сторону положения  Л-ти в той или иной соц стр-ре. Позиция представляет собой сис-му отношений Л-ти, сис-му установок, целей и ценностей.

Вся эта сложная сис-ма реализуется по средствам ролей. Статус, позиции и роли, реализованные  в определ-ой деят-ти переходят в  сис-му устойчивых св-в Л, т.е. хар-р. Кроме статуса, позиции и ролей есть еще и самосознание – это св-во ч-ка осознавать самого себя как субъекта с присущими ему соц-психол-ми характеристиками.

С позиции деятел подхода  субъект и объект явл-ся частями  целостной сис-мы, внутри которой  они приобретают присущие им системные  качества. Деят-сть объединяет в себе субъект-объектную оппозицию. Являясь их связующим звеном. Понимание деят-ти как связующего пространства взаимопереходов «ч-к – мир» позволяет преодолеть подход к изучению ч-ка как реактивного существа (Л.С. Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия)

 

А. Мясищев, Смирнов, Малышев... «Теория отношений личности». Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.  
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.  
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... «Теория индивидуальности». Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.  
   Платонов – «Функциональная структура личности»: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).  
   В. Рубинштейн. «Сознание и деятельность». Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

  1. Основные направления зарубежных исследований личности.

            Начиная с сер 20в. можно выделить несколько различных направлений.

1.Теория личности  Уильяма Джемса: анализ личности он подразделяет на 3 части в отношении:

1)ее составных элементов; 2)чув-в и эмоций, вызываемых ими(самооценка); 3)поступков, вызываемых ими(забота  о самом себе и самосохранение).

Составными элементами Л явл-ся 3 класса:

Низкий уровень- физическая Л; средний ур-нь– социальная Л; верхний Ур-нь- духовная Л.

За составными элементами Л-ти следует характеризующие ее чувства и эмоции.

2.Психоаналитическая  теория З.Фрейда- это психодинамический подход к изучению Л.

Развитие Л-ти рассмат-ось  в психосексуальном плане. Фрейд предложил трехкомпонентную структуру Л:

1)ид- «оно»- содержит  все унаследованное, заложенное  в конституции. Каждый человек  обладает инстинктами жизни, смерти  и сексуальными(важнейший)

2)эго- «я»- та часть психич. аппарата, кот. находится в контакте с внешней реальностью. Осн. задача- самосохранение и защитная.

3)супер эго- «сверх я»- судья  деят-сти и мыслей эго, 3 ф-ции:  совесть, самонаблюдение, формир-ие  идеалов. 

Психоанализ выявил ряд механизмов психол-ой защиты одной из подструктур  Л-ти «эго»(отрицание, вытеснение, проекция, смещение, сублимация). Фрейдом были выделены 5 стадий психосексуал. развития, кот. определили типы характера, как совокупность черт: оральный хар-р(проекция, отрицание, интроекция); анальный хар-р(интеллектуализация, изоляция); фаллический хар-р(вытеснение).

3.Аналитическая теория -К.Г.Юнг. ввел понятие «Я»- стремление человека к целостности и единству.

В классификации личност-х типов  положил направленность ч-ка на себя и объект, разделив людей на экстравертов и интровертов. Аналитич. П Юнга описывает Л-ть как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению Л-ти в направлении самореализации, с помощью уравновешивания и интегрирования различ-х элементов Л-ти.

4.Индивидуальная П Альфреда  Адлера: ввел понятие «стиль жизни», кот проявляется в установках и поведении конкр Л-ти и формир-ся под влиянием социума. По его мнению, стр-ра Л-ти едина и главным в развитии Л-ти явл-ся стремление ч-ка к превосходству. Адлер различал 4 типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий, соц-полезный. Предложил теорию, целью кот было оказание помощи людям в понимании себя и других. Его идеи были предвестниками современной гуманистической и феноменологической психологии.

5.Психосинтез Роберто Ассаджиолли: выдел-ет 8 подстр-р(зон) в струк-ре психического: 1)зона низшего бессозн-го; 2)среднее бессозн-ое; 3)высшее бессозн-ое; 4)поле сознания; 5)личное «я»; 6)высшее «я»; 7)коллективное бессозн-ое; 8)субличность (подличность). Смысл психического развития закл-ся в увеличении единства психики, т.е. синтез всего в чел-ке: психики и тела, сознательного и бессознательного.

6.Физиологический или  биологический подход к иссл-ю Л-ти (теория типов): внимание фокусировалось на строении и стр-ре тела: 1)типология Э.Кречмера(191)- люди с определенным типом телосложения имеют определенные психич-ие особенности. 4 конституционал. Типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. 2)работа У.Шелдона(40-е гг)- 3 класса типа телосложения: эндоморфный, эктоморфный, мезоморфный- форма человеч-го тела влияет на Л-ть и отражает ее особ-ти.

7.Концепция Л-ти Эдуарда  Шпрангера- он описал 6 психол-их типов ч-ка(в соответствии с формами познания мира)- теоретический ч-к; экономический ч-к; эстетический ч-к; социальный ч-к; политический ч-к; религиозный ч-к – в соответствии с ценностями духовной ориентации ч-ка- это и есть духовная индивид-сть Л-ти.

8.Диспозициональное напр-ие  в изучении Л-ти Гордон Оллпорт. 2 общие идеи: теория черт и уникальность каждого ч-ка. Каждая Л-ть уникальна, а ее уникальность м.б. понята через определение конкретных черт Л-ти. Ввел термин- проприум- это то, что во внутрен-ем мире признается своим, и явл-ся моей отличительной чертой. Он дает направление жизни ч-ка, это позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся св-во человеч-ой природы. Идентичность- это внутреннее постоянство. Оллпорт подчеркивал целостность и неделимость всей стр-ры Л-ти.

9.Интрапсихологический  подход. Теория Курта Левина: движущие силы развития нах-ся внутри самой Л-ти. Предметом его иссл-я стали: потребность и мотивы челов-го поведения. Он пытался подойти и изучению Л-ти как к некоторому целому, выступая сторонником гештальпсихологии. К.Левин предложил свой подход к пониманию Л-ти: источник движущих сил поведения ч-ка нах-ся ни в чел-ке, ни в ситуации, а в их взаимодействии и определ-ся отношением этого ч-ка к ситуации. Его теория наз-ся типологической или динамической.

10.Феноменологические и  гуманисчтические теории- в них – значение я-концепци(60-70 гг)

Главными детерминантами Л-ти явл-ся: вера в хорошее начало в каждом ч-ке, субъективные переживания, стремление ч-ка к реализации своего потенциала.

А.Маслоу(гуман)- ключ-ая идея –потребностьб ч-ка в самоактуализации.

К.Роджерс(феном)- теория Л-ти- это теория процесса личностного роста. В чел-ке 3 составных элемента: организм(с его осн процессами), феноменологичес. поле(совок-сть всех переживаний ч-ка), самость(«я»-(проприум)).

11.Филосовско-психологическая  конц-ия Эриха Фромма: первостепенное значение полному выражению индивид-сти, и мало интереса к приспособлению ч-ка к обществу.

12.Экзистенционалистское  направление- Виктор Франкл: смысл жизни ч-ка. Основ тезис- ч-к как Л-ть. Осн понятия- свобода, ответственность, смысл жизни.

Любая из сущ-их теорий обладает уникальной ценностью и значимостью. Каждый из теоретиков выделил и прояснил отдельные аспекты чел-ой Л-ти, каждый из них «прав» в той области, кот  он рассматривает наиболее внимательно.

 

 

Психодиагностика

    1. Классификация психодиагностических методик  и сфера их применения. Операциональная классификация методик Ведущим основанием методической классификации методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. Не существует жесткой границы между двумя классами - объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности. 1)  Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т. п.). Но это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чаще применяются для диагностики функционального состояния. 2)  Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример дают хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. С помощью аппаратурных методик диагностируют элементарные психические функции (например, чувство равновесия или психомоторную координацию) и свойства нервной системы. 3)  Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию подпадают большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты достижений - тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеются объективно «правильные» и «неправильные» ответы. 4)  Тесты-опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур Тесты-опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт,  а  также  установок,  ценностных ориентации, самооценки. 5)   Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной оценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом. Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. 6) Проективные методики. Это, как правило, тесты со свободным ответом, в которых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выбор ответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это-то и позволяет использовать проективные методики для диагностики указанных свойств. 7)  Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентных диагностических переменных. 8)  Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Первоначально метод был разработан для социально-психологического анализа газетных текстов, но затем его принципы распространились на любые продукты деятельности (в том числе тексты свободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.). 9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Мера выраженности оцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта в материале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной или более или менее дробной).При интерпретации результатов данного метода следует, безусловно, учитывать, что оценки включенного наблюдателя могут быть гораздо более субъективными, чем оценки независимого наблюдателя, не включенного в процесс взаимодействия с объектом наблюдения. 10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием следует считать вопросы интервьюера. Определенной модификацией и формализацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка АНКЕТЫ предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы. 11)  Ролевая игра. Особой разновидностью интерактивных методов, эффективных для диагностики детей, следует считать * ролевую игру». Сам психолог, если даже он и не участвует в игре в определенной роли, так или иначе включен в процесс, так как выполняет роль ведущего (игротехника). Ребенок, безусловно, проявляет в игре присущие ему черты поведения. Но сами правила игры, раскладка ролей и поведение конкретных участников очень часто тут же оказывают столь серьезное воздействие на ребенка, что не только его психическое состояние, но и установки, тактика поведения и другие долговременные психические свойства трансформируются (коррегируются). Таким образом, также как и беседа, «ролевая игра» является комплексным, коррекционно-диагностическим методом. 12)  Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения, данный метод диагностики весьма важно отличать от стандартного теста, так как в этом случае дополнительными тестовыми стимулами служат не вполне стандартизированные дополнительные инструкции, а также обучающие воздействия (помощь), исходящие от экспериментатора. В области возрастной психологии этот тип эксперимента имеет широкое распространение для определения диапазона отклонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения (в некоторых случаях это позволяет выявить так называемую «зону ближайшего развития»).
    2. Психометрические требования к построению и проверке методик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.Критерии валидностьи: Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же  методике в различных условиях. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
    3. Психодиагностика когнитивной сферы человека. Структура интеллекта. Когнитивные процессы: восприятие,  внимание, воображение,  память,

Информация о работе История психологии