Психология
личности
- Понятие личности в психологии. Структурные компоненты личности. Личность – это системные качества человека, приобретаемые индивидуумом в предметной деятельности и общении. Структура в общем понимании — это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К. К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства. Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены. Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными, хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности. Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы, в отличие от животных, несут преимущественно социальный характер. Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут. Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора — способности к характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.
- Методы исследования и оценки личности в психологии. Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности. Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными и психосемантическими методиками, направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности, уровня притязаний и т. д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуальнотипическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования методов исследования личности личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).
- Основные отечественные теории личности. В отечественной психологической науке выделяется несколько подходов к проблеме Личности. А.Ф.Лазурский(1874-1917) впервые обращает внимание на основные закономерности характерообразования- закономерность: переход отношения Л-ти в черты хар-ра. Он выделил 15 групп отношений(с Франклом): отношение к : людям, семьям, животным, искусству, труду, религии и т.д. у Лазурского л-ть это субъект отношений. Он считал осн задачей Л-ти- ее адаптация. В Л-ти выдел-ся единство двух мех-мов(элем-тов):1)эндопсихика(внутренняя)-вкл-ет в себя основ психич ф-ции: внимание, память, мышление, воля, темп-т, умствен одаренность и хар-р. Сост-т ядро Л-ти и явл-ся основанием.2)экзопсихика(внеш)- ее содержание опред-ся отношением Л-ти к внеш объекту.Все элементы Л едины, четко связаны м/у собой (деление на 1) и 2) условно) в основании этого Лазурский выд-ет 3 уровня адаптации Л:1низший- макс влияние окр среды и подчинение эндочерт-среде, люди недост-но или плохо приспособлены.2средний-предполагает большую возможность приспособ-ся к окр среде, найти в ней свое место, т.е. эндовозмож-ти- реализованы, люди приспособившиеся, они занимаются чем хотят.3высший- процесс приспосоления осложняется тем. Что значительная напряженность интенсивность душевной жизни заставляет ч-каизменять окр среду в соответствии со своими эндовозможностями, такие люди-приспособляющиеся, творчески креативные.В.Н.Мясищев(1892-1973)-ученик Лазурского- предложил понятие стр-ры Л-ти. Л- это система отношений чел-ка. 3 группы отношений: 1отношение к людям, 2к окр действительности, к себе. Отношение- это сознательная, избират, активная, основанная на опыте связь Л-ти с различ-ми сторонами действ-ти, кот проявляетя в действиях, переживаниях и формир-ся в деятел-ти. Внутри отношений выдел-ся 3 элемента: эмоц-ый, когнит-ый, поведен-ий. У Мясищева любое психолог понятие описыв-ся с помощью отношений: направленность Л-ти- это доминирующее отношение Л-ти; мотив- это выражение отношения к определ-му объекту; эмоции- эмоц-ый компонент внутри отношений. Выделяет несколько планов в хар-ке Л-ти: 1.доминирующие отношения( направл-сть - ценности, цели, смысл,жизни)2.психический уровень ч-ка - ур-нь желаний и достижений Л-ти (потр-ти, спос-ти, возм-ти, задатки)3. динамика реакций Л-ти- темп-т: темп-т прояв-ся во всех сторонах Л, в психич складе Л; темп-т обнаруж-ся только в активных отношениях; темп-т может менятся под влиянием жизнен условий. Эти планы д.б. взаимосвязаны и проявлятся в хар-ре, как соотношение различ св-в психики- это осн хар-ка Л-ти. Развитие Л Мясищев понимал как поцесс развития отношений, подразумевая объем, глубину, широту.Вольф Саломонович Мерлин(1898-1982) приступая к хар-ке категории Л-ти, Мерлин выд-ет 4 осн признака:1) активность- под Л понимается такая организация психики, благодаря кот ч-к в состоянии активно изменять окр среду. 2) Л- это то, что хар-ет целостность психики- это проявление сознания в целом.3) направленность- это самая существенная хар-ка4) индивид-ое своеобразие- важнейшей причиной индив-ти явл-ся природные св-ва орг-ма и мозга(биологический аспект индивид-ти)Идея интегральной индив-ти, ее уровни: (т.к. разделение на типичное и индивидуальное невозможно, все типичное в любом случае индивид-но по каким-то признакам). Для изучения индивид-ти необх-м системный подход: Интегральная индивид-сть- это иерархичная, саморегулируемая система, состоящая из индив-х св-в ч-ка. 3 уровня этой системы:1)система индив-х св-в орг-ма: биохимич-ие пр-ссы, общесоматические, нейродинамические. 2)сис-ма инд-х психич св-в: психодинамич-ие пр-ссы(темп-т), психич-ие св-ва Л-ти. 3)сис-ма соц-психол-х индив-х св-в: соц роли в соц-ом коллективе и группе, соц роли в соц-исторических общностях(класс, народ).Рассматривая сис-му интегральной индив-ти мерлин и его ученики нашли, что первичным источником и связью м/у уровнями явл-ся индивид-ый стильжизнедеятельности. Предметом П Л-ти явл-ся система психич-х св-в, кот определяются отношением Л к объективным сторонам действительности. Стр-ра Л у Мерлина- это многоуровневая система взаимных связей и организации св-в Л-ти.2 Структурный подход(в основе гештальтП)К.К.Платонов(1906-1984)- вводит понятие структурной единицы Л-ти. Л- это динамическая сис-ма, развивающаяся во времени, изменяющая состояние элементов и связей м/у ними при сохранении ф-ций(иногда наз=ют не структурный подход, а функциональной стр-рой Л-ти). 4 уровня в стр-ре Л-ти:1)биопсихическ св-ва(темпер-т и половозрастные с=особ-ти Л; изменение этого уровня происходит путем тренировки)2)индив-ные особ-ти психич-х пр-ссов или ф-ций(памяти, эмоций, ощущения, мышления, воли, восприятия и чувств- изменение происходит в результате упражнений)3)уровень опыта Л и ее подготовленности(ЗУН, привычки- изменяются после обучения)4)соц-обусловленные кач-ва Л (направленность, отношения, проявляющиеся как моральные черты- он не имеет задатков, а изменяется по средством воспитания).Д.А.Леонтьев - выделяет 3 уровня, кот иерархизированны и границы м/у кот – условны. Л- это духовное образование.1)высший ур-нь- ур-нь ядерных стр-р- психол скелет Л, на кот в последствии наслаиваются все остальные уровни-это духовность, свобода, ответственность.2)средний- внутр-ий мир Л- отношение Л с миром, взятые с их содержательной стороны- потребности, ценности, конструкты и смысл жизни.3)низший- внешний мир Л- хар-р, способности и роли.3 Деятельностный подходС.Л.Рубинштейн(1889-1960). Положения П Л-ти:1)все псих-ие пр-ссы должны описываться с позиции Л-ти.2)любое внешнее воздействие действует на индивида ч/з внутренние условия, кот у него уже сформир-сь ранее также под влиянием внеш-их воздействий.3)единство сознания и деят-ти, тем самым сознание вкл-ся в контекст жизненных связей ч-ка, основу кот образует деят-сть и в результате выводится формула: изменяя мир- ч-к изменяется сам.Для описания Л необходимо решить 3 вопроса:1Чего хочет Л?(мотивац-ая сфера Л); 2Что может Л?(задатки, кот потом прояв-ся в способ-ти); 3Что л-ть есть?(что из всех тенденций и установок, проявлений и т.д., вошло в плоть и кровь и стало истинно личностной- хар-р).А.Н.Леонтьев(1903-1979). Разводит понятие индивид и Л-ть.Индивид- это неделимое, целостное, со своими индив-ми особ-ми генотипическое образование.Л это такое же образование, но не данное кем-то или чем-то, а созданное в результате множества предметных деят-тей, т.е. порождаемое жизнью ч-ка в общстве. Основу Л составляет мотивационная сфера!
Потреб-ть – мотив
– эмоция – значение – личност
смысл – это переживание повышенной
субъективной значимости предмета, действия или события,
оказавшихся в поле действия ведущего
мотива.
Стр-ные единицы деят-ти:
Психол функц –
действия – операции – деят-сть.
Б,Г.Ананьев(1907-1972). Описывать Л необх-мо со статуса,
позиции, ролей, т.е. соц-ой ситуации развития
Л.
Статус- объективен, может
осознаваться или не осоз-ся Л-тью: адекватно-неадекватно,
активно-пассивно, - это место Л
в социуме. Позиция – хар-ет субъект-ую,
деятельностную сторону положения
Л-ти в той или иной соц стр-ре.
Позиция представляет собой сис-му отношений Л-ти, сис-му установок,
целей и ценностей.
Вся эта сложная сис-ма
реализуется по средствам ролей.
Статус, позиции и роли, реализованные
в определ-ой деят-ти переходят в
сис-му устойчивых св-в Л, т.е. хар-р.
Кроме статуса, позиции и ролей есть еще и самосознание – это св-во
ч-ка осознавать самого себя как субъекта
с присущими ему соц-психол-ми характеристиками.
С позиции деятел подхода
субъект и объект явл-ся частями
целостной сис-мы, внутри которой
они приобретают присущие им системные
качества. Деят-сть объединяет в себе субъект-объектную
оппозицию. Являясь их связующим звеном.
Понимание деят-ти как связующего пространства
взаимопереходов «ч-к – мир» позволяет
преодолеть подход к изучению ч-ка как
реактивного существа (Л.С. Запорожец,
Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия)
А. Мясищев, Смирнов, Малышев... «Теория отношений личности». Личность
- это система отношений, отношения - это
компоненты структуры. Например, Мясищев
утверждал, что личность как социальный
продукт определяется прежде всего социальным
значением направленности (т.е. "доминирующего
свойства, подчиняющего себе другие и
определяющие жизненный путь человека").
Уровень личности выражается степенью
его сознательности, идейным богатством
и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение
охватывает все стороны личности, то она
характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания
личности является нечеткость, многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... «Теория
индивидуальности». Личность - не весь
человек, а лишь его социальные качества,
это не просто субъект деятельности. Основные
компоненты структуры личности - "некие
абстрактные духовные образования".
Ананьев считал, что личностью становится
любой индивид в той мере, в какой он начинает
сознательно определяться. Личность характеризуется
совокупностью общественных отношений
и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов – «Функциональная структура
личности»: концепция динамической функциональной
структуры личности. Выделяет 4 подструктуры
- взаимосвязанные стороны личности (группы
качеств): 1) социальная подструктура (направленность,
отношения, мораль - не имеют непосредственно
природных задатков и формируются путем
воспитания); 2) подструктура опыта (знания,
умения, навыки, привычки); 3) подструктура
форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически
обусловленная подструктура - биологические
свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн. «Сознание и деятельность».
Личность - это совокупность внутренних
условий, через которые преломляются внешние
воздействия. Этого определения придерживаются
многие исследователи, но оно слишком
общее.
- Основные направления зарубежных исследований личности.
Начиная с сер 20в. можно выделить несколько
различных направлений.
1.Теория личности
Уильяма Джемса: анализ личности он подразделяет на
3 части в отношении:
1)ее составных элементов;
2)чув-в и эмоций, вызываемых ими(самооценка);
3)поступков, вызываемых ими(забота
о самом себе и самосохранение).
Составными элементами
Л явл-ся 3 класса:
Низкий уровень- физическая
Л; средний ур-нь– социальная Л; верхний
Ур-нь- духовная Л.
За составными элементами
Л-ти следует характеризующие ее
чувства и эмоции.
2.Психоаналитическая
теория З.Фрейда- это психодинамический подход к изучению
Л.
Развитие Л-ти рассмат-ось
в психосексуальном плане. Фрейд предложил трехкомпонентную
структуру Л:
1)ид- «оно»- содержит
все унаследованное, заложенное
в конституции. Каждый человек
обладает инстинктами жизни, смерти
и сексуальными(важнейший)
2)эго- «я»- та часть психич.
аппарата, кот. находится в контакте
с внешней реальностью. Осн. задача- самосохранение
и защитная.
3)супер эго- «сверх я»- судья
деят-сти и мыслей эго, 3 ф-ции:
совесть, самонаблюдение, формир-ие
идеалов.
Психоанализ выявил ряд механизмов
психол-ой защиты одной из подструктур
Л-ти «эго»(отрицание, вытеснение, проекция,
смещение, сублимация). Фрейдом были выделены
5 стадий психосексуал. развития, кот. определили
типы характера, как совокупность черт:
оральный хар-р(проекция, отрицание, интроекция);
анальный хар-р(интеллектуализация, изоляция);
фаллический хар-р(вытеснение).
3.Аналитическая теория
-К.Г.Юнг. ввел понятие «Я»- стремление человека
к целостности и единству.
В классификации личност-х типов
положил направленность ч-ка на себя
и объект, разделив людей на экстравертов
и интровертов. Аналитич. П Юнга описывает
Л-ть как результат взаимодействия устремленности
в будущее и врожденной предрасположенности,
а также придает значение движению Л-ти
в направлении самореализации, с помощью
уравновешивания и интегрирования различ-х
элементов Л-ти.
4.Индивидуальная П Альфреда
Адлера: ввел понятие «стиль жизни», кот проявляется
в установках и поведении конкр Л-ти и
формир-ся под влиянием социума. По его
мнению, стр-ра Л-ти едина и главным в развитии
Л-ти явл-ся стремление ч-ка к превосходству.
Адлер различал 4 типа установок, сопутствующих
стилю жизни: управляющий, получающий,
избегающий, соц-полезный. Предложил теорию,
целью кот было оказание помощи людям
в понимании себя и других. Его идеи были
предвестниками современной гуманистической
и феноменологической психологии.
5.Психосинтез Роберто Ассаджиолли:
выдел-ет 8 подстр-р(зон) в струк-ре психического:
1)зона низшего бессозн-го; 2)среднее бессозн-ое;
3)высшее бессозн-ое; 4)поле сознания; 5)личное
«я»; 6)высшее «я»; 7)коллективное бессозн-ое;
8)субличность (подличность). Смысл психического
развития закл-ся в увеличении единства
психики, т.е. синтез всего в чел-ке: психики
и тела, сознательного и бессознательного.
6.Физиологический или
биологический подход к иссл-ю Л-ти (теория типов): внимание
фокусировалось на строении и стр-ре тела:
1)типология Э.Кречмера(191)- люди с определенным
типом телосложения имеют определенные
психич-ие особенности. 4 конституционал.
Типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.
2)работа У.Шелдона(40-е гг)- 3 класса типа
телосложения: эндоморфный, эктоморфный,
мезоморфный- форма человеч-го тела влияет
на Л-ть и отражает ее особ-ти.
7.Концепция Л-ти Эдуарда
Шпрангера- он описал 6 психол-их типов ч-ка(в соответствии
с формами познания мира)- теоретический
ч-к; экономический ч-к; эстетический ч-к;
социальный ч-к; политический ч-к; религиозный
ч-к – в соответствии с ценностями духовной
ориентации ч-ка- это и есть духовная индивид-сть
Л-ти.
8.Диспозициональное напр-ие
в изучении Л-ти Гордон Оллпорт. 2 общие идеи: теория черт и уникальность
каждого ч-ка. Каждая Л-ть уникальна, а
ее уникальность м.б. понята через определение
конкретных черт Л-ти. Ввел термин- проприум-
это то, что во внутрен-ем мире признается
своим, и явл-ся моей отличительной чертой.
Он дает направление жизни ч-ка, это позитивное,
творческое, стремящееся к росту и развивающееся
св-во человеч-ой природы. Идентичность-
это внутреннее постоянство. Оллпорт подчеркивал
целостность и неделимость всей стр-ры
Л-ти.
9.Интрапсихологический
подход. Теория Курта Левина: движущие силы развития нах-ся внутри
самой Л-ти. Предметом его иссл-я стали:
потребность и мотивы челов-го поведения.
Он пытался подойти и изучению Л-ти как
к некоторому целому, выступая сторонником
гештальпсихологии. К.Левин предложил
свой подход к пониманию Л-ти: источник
движущих сил поведения ч-ка нах-ся ни
в чел-ке, ни в ситуации, а в их взаимодействии
и определ-ся отношением этого ч-ка к ситуации.
Его теория наз-ся типологической или
динамической.
10.Феноменологические и
гуманисчтические теории- в них – значение я-концепци(60-70
гг)
Главными детерминантами Л-ти явл-ся:
вера в хорошее начало в каждом
ч-ке, субъективные переживания, стремление
ч-ка к реализации своего потенциала.
А.Маслоу(гуман)- ключ-ая идея –потребностьб ч-ка
в самоактуализации.
К.Роджерс(феном)- теория Л-ти- это теория процесса
личностного роста. В чел-ке 3 составных
элемента: организм(с его осн процессами),
феноменологичес. поле(совок-сть всех
переживаний ч-ка), самость(«я»-(проприум)).
11.Филосовско-психологическая
конц-ия Эриха Фромма: первостепенное значение полному выражению
индивид-сти, и мало интереса к приспособлению
ч-ка к обществу.
12.Экзистенционалистское
направление- Виктор Франкл: смысл жизни ч-ка. Основ тезис- ч-к как
Л-ть. Осн понятия- свобода, ответственность,
смысл жизни.
Любая из сущ-их теорий обладает уникальной
ценностью и значимостью. Каждый
из теоретиков выделил и прояснил
отдельные аспекты чел-ой Л-ти, каждый
из них «прав» в той области, кот
он рассматривает наиболее внимательно.
Психодиагностика
- Классификация психодиагностических методик и сфера их применения. Операциональная
классификация методик Ведущим основанием
методической классификации методик является
мера «объективности-субъективности»,
которой обладают ее результаты. В случае
объективных методик влияние исполнителя
(психолога-диагноста) на результаты минимально.
В случае субъективных методик результаты,
напротив, зависят от опыта и интуиции
исполнителя. Не существует жесткой границы
между двумя классами - объективными и
субъективными методиками. Между крайними
вариантами существует ряд промежуточных
вариантов методик, обладающих и определенными
признаками объективности, и определенными
признаками субъективности. 1) Приборные психофизиологические методики.
Диагностически значимые показатели регистрируются
с помощью приборной регистрации (дыхание,
пульс, кожное сопротивление, мышечный
тонус и т. п.). Но это не сами поведенческие
реакции, а их физиологические индикаторы.
Это косвенный вид диагностики. Эти методики
чаще применяются для диагностики функционального
состояния. 2) Аппаратурные поведенческие методики.
Классический пример дают хронометрические
методики, позволяющие регистрировать
скоростные параметры тестируемых реакций
и ответов. С помощью аппаратурных методик
диагностируют элементарные психические
функции (например, чувство равновесия
или психомоторную координацию) и свойства
нервной системы. 3) Объективные тесты с выбором ответа. Под эту
категорию подпадают большинство тестов
на интеллект, специальные способности,
а также тесты достижений - тесты на знания,
умения и навыки. Результаты обрабатываются
по ключу, заданному в форме объективного
социокультурного норматива, то есть имеются
объективно «правильные» и «неправильные»
ответы. 4) Тесты-опросники. Это тоже
тесты с заданными вариантами ответа на
пункт (вопрос). Но ключ к пункту в этом
случае определяется не социокультурным
нормативом, а с помощью особых психометрических
процедур Тесты-опросники применяются
в большей степени для диагностики личностных
черт, а также установок, ценностных ориентации,
самооценки. 5) Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертной
оценки в этом случае шкальные оценки
выносит сам испытуемый, а не исполнитель
методики. Испытуемый оценивает внешние
объекты или понятия, а выводы делаются
о нем самом. Эти методики следует считать
такими же объективными, как и тесты. Ведь
в этом случае речь идет о субъективности
испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. 6) Проективные методики. Это, как
правило, тесты со свободным ответом, в
которых инструкция и тестовые стимулы
столь неопределенны, что допускают выбор
ответа в очень широких пределах. Направление
этого выбора определяется структурой
субъективного опыта, установками и мотивами
испытуемого. Это-то и позволяет использовать
проективные методики для диагностики
указанных свойств. 7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского
наблюдения в стандартизированном наблюдении
исполнитель следует строгой методике:
он знает, какие факты в поведении наблюдаемого
объекта регистрировать и как на основании
этих фактов производить оценку латентных
диагностических переменных. 8) Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника
применяется при наличии однозначно зафиксированного
материала наблюдения. Подсчитывается
частота появления определенных элементов
(фактов, единиц анализа) в материале наблюдения,
а затем по соотношению этих частот делаются
психологические выводы. Первоначально
метод был разработан для социально-психологического
анализа газетных текстов, но затем его
принципы распространились на любые продукты
деятельности (в том числе тексты свободных
сочинений учащихся, продукты их творчества
и т. п.). 9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Мера выраженности
оцениваемого свойства здесь обеспечивается
не частотой появления определенного
факта в материале наблюдения (определенного
поступка), а градацией субъективной оценки
по определенной рейтинг-шкале (семибалльной,
пятибалльной или более или менее дробной).При
интерпретации результатов данного метода
следует, безусловно, учитывать, что оценки
включенного наблюдателя могут быть гораздо
более субъективными, чем оценки независимого
наблюдателя, не включенного в процесс
взаимодействия с объектом наблюдения. 10) Психологическая беседа (интервью).
Этот метод является самым субъективным
из всех перечисленных. Ведь интервьюер
добывает сведения об испытуемых, наблюдая
и анализируя его ответы в момент оказания
на него воздействия. А именно воздействием
следует считать вопросы интервьюера.
Определенной модификацией и формализацией
метода беседы можно считать письменное
заочное анкетирование, хотя сама по себе
разработка АНКЕТЫ предъявляет совершенно
иные требования профессиональным и личным
качествам исполнителя, чем проведение
живой беседы. 11) Ролевая игра. Особой
разновидностью интерактивных методов,
эффективных для диагностики детей, следует
считать * ролевую игру». Сам психолог,
если даже он и не участвует в игре
в определенной роли, так или иначе включен
в процесс, так как выполняет роль ведущего
(игротехника). Ребенок, безусловно, проявляет
в игре присущие ему черты поведения. Но
сами правила игры, раскладка ролей и поведение
конкретных участников очень часто тут
же оказывают столь серьезное воздействие
на ребенка, что не только его психическое
состояние, но и установки, тактика поведения
и другие долговременные психические
свойства трансформируются (коррегируются).
Таким образом, также как и беседа, «ролевая
игра» является комплексным, коррекционно-диагностическим
методом. 12) Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения,
данный метод диагностики весьма важно
отличать от стандартного теста, так как
в этом случае дополнительными тестовыми
стимулами служат не вполне стандартизированные
дополнительные инструкции, а также обучающие
воздействия (помощь), исходящие от экспериментатора.
В области возрастной психологии этот
тип эксперимента имеет широкое распространение
для определения диапазона отклонения
от нормы и перспективы компенсации этого
отклонения (в некоторых случаях это позволяет
выявить так называемую «зону ближайшего
развития»).
- Психометрические требования к построению и проверке методик. Для уверенности в достоверности
результатов психодиагностических исследований
необходимо, чтобы используемые психодиагностические
методы были научно обоснованы, т. е. отвечали
ряду требований. Такими требованиями
являются. Валидность – “полноценность”,
“пригодность”, “соответствие”. Есть
несколько разновидностей валидности.Валидность
теоретическая – определяется по соответствию
показателей исследуемого качества, получаемых
с помощью данной методики, показателям,
получаемым с помощью других методик.
Теоретическую валидность проверяют по
корреляциям показателей одного и того
же свойства, получаемым при помощи различных
методик, опирающихся или исходящих из
одной и той же теории.Валидность эмпирическая
– проверяется по соответствию диагностических
показателей реальному поведению, наблюдаемым
действиям и реакциям испытуемого. По
критерию эмпирической валидности методику
проверяют путем сравнения ее показателей
с реальным жизненным поведением людей.Валидность
внутренняя - означает соответствие содержащихся
в методике заданий, субтестов, суждений
и т. п. общей цели и замыслу методики в
целом. Она считается внутренне не валидной,
когда все или часть вопросов, заданий
или субтестов измеряют не то, что требуется
от данной методики.Валидность внешняя
– примерно то же, что и эмпирическая валидность,
но тут речь идет о связи между показателями
методики и наиболее важными внешними
признаками, относящимися к поведению
испытуемого.Валидность методики проверяется
и уточняется в процессе ее достаточно
длительного использования.Критерии валидностьи:
Поведенческие показатели – реакции,
действия и поступки испытуемого в разных
жизненных ситуациях.Достижения испытуемого
в различных видах деятельности: учебной,
трудовой, творческой и др.Данные о выполнении
различных контрольных проб и заданий.Данные,
полученные от других методик, валидность
которых или связь с данной методикой
считаются достоверно установленными.Надежность
– характеризует возможность получения
с помощью данной методики устойчивых
показателей. Надежность психодиагностической
методики можно установить двумя способами:
путем сравнения результатов, получаемых
по этой методике разными людьми путем
сравнения результатов, получаемых по
одной и той же методике в различных условиях.
Однозначность методики – характеризуется
тем, в какой степени получаемые с ее помощью
данные отражают изменения именно и только
того свойства, для оценки которого данная
методика применяется. Точность – отражает
способность методики тонко реагировать
на малейшие изменения оцениваемого свойства,
происходящие в ходе психодиагностического
эксперимента. Чем точнее психодиагностическая
методика, тем тоньше с ее помощью можно
оценивать градации и выявлять оттенки
измеряемого качества, хотя в практической
психодиагностике не всегда требуется
очень высокая степень точности оценок.
- Психодиагностика когнитивной сферы человека. Структура интеллекта. Когнитивные процессы: восприятие, внимание, воображение, память,