Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Объектом исследования являются студенты 2-го курса в возрасте 17-19 лет.
Предметом исследования являются коммуникативные навыки студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5
1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков…...………………...5
1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте....……………………………………………….16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22
2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности..……………………………………………………………..22
2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения…………………31
Заключение…………………………………………………………...38
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

Психология3.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………..3 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5 

1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков…...………………...5 

1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте....……………………………………………….16 

Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22 

2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности..……………………………………………………………..22 

2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования………………………………………………………….27 

2.3 Рекомендации по развитию навыков общения…………………31 

Заключение…………………………………………………………...38 

Список используемой литературы…………………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества, в общении реализуются  социальные отношения людей.

     Важной  частью повседневного общения является деловое общение между руководителем и подчиненными, которыми в некоторой степени являются преподаватели и студенты высших учебных заведений. В этой связи человеку необходимо развивать такие коммуникативные навыки личности, как умение работать с другими людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей.

     Одними  из необходимых требований для этого  являются гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные  решения.

     Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

     Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

     Процесс понимания друг друга «осложняется»  явлением рефлексии. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

     Научить человека психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала.

     Таким образом, проблема исследования заключается  в определении необходимых коммуникативных  навыков личности, и их развитие.

     Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.

     Объектом  исследования являются студенты 2-го курса  в возрасте 17-19 лет.

     Предметом исследования являются коммуникативные  навыки студентов.

     Гипотеза  исследования состоит в том, что  с помощью развивающих методик  можно добиться развития коммуникативных  навыков личности.

     Задачи:

    1. Провести теоретическое изучение проблемы улучшения коммуникативных навыков личности.
    2. Провести психологический анализ развития коммуникативных навыков личности студентов.
    3. Выработать рекомендации.

     В работе были использованы методики развития коммуникативных навыков личности Петрусинского В.В.

     Теоретическая новизна состоит в том, что  выявленные проблемы коммуникации сопоставимы с индивидуальными особенностями психического развития студентов.

     Практическая  значимость состоит в выработке  рекомендаций по преодолению проблем  в общении и развитию коммуникативных  навыков личности.

Исследование  проходило на базе …, в исследовании принимали участие студенты 2-го курса факультета иностранных языков в количестве 18 человек.

     Работа  состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы и трех рисунков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения проблемы

улучшения коммуникативных навыков личности. 

1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков. 

     Коммуникативные навыки и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими  физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.

     Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

     В системе взаимосвязей человека с  другими людьми выделяются такие  функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

     Информационно-коммуникативная  функция общения – это, по сути, передача и прием информации, как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, т.е. текста и отношения к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятии, а, следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми. Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г.Лассуэлла, где в качестве структурных единиц выделяются такие звенья, как коммуникатор (кто передает сообщения), содержание сообщения (что передается), канал (как передается), реципиент (кому передается). Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации реципиента.

     Регулятивно-коммуникативная  функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция признана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности (например, сработавшиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразделения и т.п.). Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой.

     Аффективно-коммуникативная  функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и т.п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может, как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.

     В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться в себе, учатся понимать свои достоинства и недостатки. Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее, может осуществляться с помощью разнообразных средств передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются между собой по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

     Проблема  организации эффективного общения  может быть решена не только просвещением людей и повышением общей культуры общения, но и специальным тренингом общения, в первую очередь профессионально направленным. Он предполагает обучение правилам общения, выделение ориентировочной основы последнего и построение стратегий с использованием разных видов обратной связи в общении. Особенно важен тренинг в представительском общении и общении, нацеленном на быстрое освоение профессиональной деятельности. Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. В большинстве случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения для овладения некоторыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя). Традиции овладения профессиональными особенностями общения распространяется на такие профессии, как коммерсант, агент туристического бюро и др. Чтобы понять причины важности обучения профессиональным приемам общения, следует обратиться к тем трудностям, которые встречаются в процессе межличностных контактов.

     Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической, и медицинской психологии индивидуальных различий.

     Во  время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

     С позиций общей психологии мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые не отвечают критериям психологически оптимального общения.

     Какое общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальным общением является в том случае, если реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.

     При этом было бы ошибочно полагать, что  психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

     Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.

     Психологическими  причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его  способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

     При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов