Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:55, курсовая работа
Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Объектом исследования являются студенты 2-го курса в возрасте 17-19 лет.
Предметом исследования являются коммуникативные навыки студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5
1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков…...………………...5
1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте....……………………………………………….16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22
2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности..……………………………………………………………..22
2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения…………………31
Заключение…………………………………………………………...38
Список используемой литературы………
При этом специалисты единодушно отмечают, что особые преимущества для диагностики и коррекции трудностей общения появляются в условиях активного социально-психологического обучения и что новые возможности для достижения указанных целей дает видеотренинг, потому что его участники выходят в новое для них пространство – пространство «психической реальности». Последнее обстоятельство создает возможность для реализации различных гуманитарных программ по развитию личности ведущими тренинг специалистами.
Одним
из основных направлений работы по
снятию психологических трудностей
в общении является индивидуальное
психологическое
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем в технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведения в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие содержания сообщения.
Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию сообщения. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.
Выбор начальнику слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки ив начальный момент общения.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза или прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд.
В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. (Использование разных видов обратной связи, стр.3)
Обратная
связь включает сознательный контроль
коммуникативных действий, наблюдение
за партнером и оценку его реакций,
последующее изменение в
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых. (Трудности в общении, связанные с возрастными различиями, стр.5)
Дети
более импульсивны и
Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.
Специфика профессиональной деятельности специалистов в разных областях связана с умением психологически грамотно общаться.
В
социально-психологической
С
позиций возрастной
психологии выделяется период от 18 до
25 лет (юность человека), являющийся периодом,
для которого характерна самая высокая
степень восприятия. Именно в юности интеллект
человека представляет собой еще развивающуюся
систему, которая уже функционирует целенаправленно,
обладая знаниями и навыками необходимыми
для освоения профессии, и так как целостность
функциональной основы интеллекта еще
не установилась, то познавательная способность
находится на высоком уровне, что способствует
более успешному профессиональному и
интеллектуальному развитию человека.
Именно в этот период рекомендуется развивать
коммуникативные навыки личности. Так
как этот процесс будет сопровождаться
целенаправленной деятельностью, то усвоение
навыков, в данном случае делового общения,
будет происходить наиболее успешно и
результативно.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития
коммуникативных
навыков личности
студентов-лингвистов.
2.1
Методы исследования
и развития коммуникативных
навыков личности.
Тренинг делового общения и взаимодействия направлен на развитие следующих социально-психологических умений:
Психотехнические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования, позволяет:
Программа психотехники общения включает упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнения на формирование мускульной свободы в процессе общения, на овладение навыками психофизического саморегулирования суггестивным путем; упражнения на развитие навыков наблюдательности и умения управлять вниманием партнеров по общению.
Упражнения на формирование навыков привлечения внимания собеседника призваны способствовать овладению такими способами, как: