Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Объектом исследования являются студенты 2-го курса в возрасте 17-19 лет.
Предметом исследования являются коммуникативные навыки студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5
1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков…...………………...5
1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте....……………………………………………….16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22
2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности..……………………………………………………………..22
2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения…………………31
Заключение…………………………………………………………...38
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

Психология3.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)

     Особое  внимание юридической психологии уделяется  исследованию трудностей общения в  процессе взаимодействия несовершеннолетних правонарушителей. Как показывают работы отечественных и зарубежных авторов, существуют две основные формы проявления расстройств в поведении трудных подростков. Первая – социализированная форма антиобщественного поведения. Для таких подростков не характерны эмоциональные расстройства при контактах с людьми, внешне они легко приспосабливаются к любым социальным нормам, формы коммуникабельны, положительно реагируют на общение. Однако именно это позволяет им совершать преступления, направленные против других людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей, они вместе с тем не относятся к другому человеку как к ценности.

     Вторая  форма – плохо социализированная. Такие подростки находятся в  постоянном конфликте с окружающими, они агрессивны по отношению к  окружающим, причем не только к страшим, но и к сверстникам. Это выражается либо в прямой агрессии в процессе общения, либо в уклонении от общения. Преступления таких подростков отличаются жестокостью, садизмом, алчностью.

     Особый  интерес представляют трудности, рассматриваемые  в свете индивидуально-личностных различий.

     Исследования  показали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

     В эмоциональном плане она проявляется  в обращенности к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей. В поведенческом плане – в виде нескоординированности действий с партнером.

     Выявлены  два типа эгоцентрической направленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения и эготизм  как тенденция говорить о себе.

     Трудности общения зависят и от когнитивной  сложности личности. В частности, показано, что повышение уровня когнитивной  сложности личности, расширение объема знаний о психологических особенностях окружающих людей в целом связаны  с ростом степени коммуникативной компетентности личности, что проявляется в лидирующем положении и широте дружеских контактов, умении сблизиться с приятными и избежать конфликта с антипатичными людьми и т.д. Выявлена тенденция повышения враждебности и агрессивности по отношению к партнерам по общению у людей с низким уровнем когнитивной дифференцированности, что часто приводит к открытым межличностным конфликтам. Когнитивно сложные личности также испытывают чувство неприязни, но они значительно реже доводят отношения до взаимных столкновений. Когнитивно сложные чаще испытывают радость по поводу общения с другими людьми, в то время как когнитивно простые нередко переживают непонимание их окружающими, конфликтные ситуации. Иными словами, расширение возможностей познания других способствует повышению эмоционального комфорта личности в процессе общения.

     Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических  черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости. Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне у этих людей обнаружены повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, высокий самоконтроль поведения, экстернальность. Кроме того, отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорят о своей замкнутости, интровертированности, застенчивости, зависимости, конформности. Образ «Я» у них включает такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что человек становится закрытым для восприятия нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.

     Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Тревожность, возникшая вследствие «нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я» или деиерархизации мотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля коммуникативной активности. «Не находя себя в себе», тревожный пытается «найти себя во вне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а иногда и инициируя их проявление.

     Специфика активности тревожной личности состоит в предпочтении форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятностью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности «транслирующими тревожность на собеседника», «размывающими» внешнее выразительное поведение тревожного, а, в конечном счете, затрудняющими общение с ним. Это, в частности:

  • инициирование тревожных оценок и одобрения окружающими посредством подчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне неуверенности в себе;
  • вызывающая, бравирующая   искусственность   внешнего   выразительного поведения, призванного демонстрировать уверенность в себе, но, по существу, скрывающего потребность в положительной оценке его окружающими; такое поведение нередко воспринимается как претенциозность, амбиция;
  • снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок его активности или не позволяет ему инициировать такие оценки у окружающих, к которым он может проявлять внимание, принимающее иногда грубые формы лести.

     Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимся в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

     Застенчивые люди по своим личностным и коммуникативным  свойствам не являются однородной группой. Среди них выделяются неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).

     К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости  отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся. Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Так, еще В.Н.Мясищев, опираясь на свой богатейший клинический опыт, говорил, что в основе развития невроза лежит непродуктивное разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов, которые проявляются в психологических трудностях общения.

     Ряд исследователей с помощью личностных методик рассмотрели особенности мотивации деятельности и поведения, которое могут затруднять общение у больных неврозами. У последних было обнаружено наличие противоположно направленных тенденций и мотивов поведения. Выявлено, с одной стороны, ожидание внимания, с другой – боязнь холодности со стороны значимых других; с одной стороны – стремление к общению, с другой – чрезмерно высокие требования к партнеру («не отвечает идеалу»). Этим же исследованием подтверждено, что если при психастении трудности общения осознаются и переживаются пациентом, то при истерии явная неадекватность общения не осознается, игнорируется и субъективно может не переживаться.

     Особую  форму трудностей при общении с окружающими испытывают лица, страдающие логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия.

     Свои  специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями.

1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте. 

     После рассмотрения трудностей общения естественно  возникает вопрос о путях и предотвращения и средствах коррекции.

     Стержневой  проблемой в этом направлении  является создание продуманной системы  формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуникативного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у индивида способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с ним. Чтобы у человека действительно не возникли непреодолимые трудности в общении, мало одного успешного усвоения технологии общения, о которой пишет Д.Карнеги. Необходимо, чтобы за этой технологией стояло действительно глубоко гуманное содержание той личности, которая ею активно пользуется.

     Поэтому сейчас речь должна идти о гуманитаризации  всей системы образования и воспитания, которая готовила бы учащихся как  полноценных участников любого общения.

     Коррекция общения должна строиться на основе диагностики трудностей в его  мотивации, потому что, изменяя только внешнюю, операциональную, сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.

     Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию  общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и специфики социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентаций.

     Работа  должна быть направлена не столько  на отработку необходимых навыков  общения, тренировку экспрессивно-речевых умений, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки, преодоление внутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наиболее эффективным для таких людей является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповой социально-психологический тренинг, повышающий готовность к принятию себя и других в общении.

     Специалисты систематизировали отдельные техники  социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге имеет  смысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном – в основном групповую дискуссию. Ролевая игра может способствовать:

  • поиску эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации, демонстрации недостатков, стереотипов поведения;
  • закреплению ведущей к успеху модели поведения, цель которых – налаживание психологически нормальных контактов с другими людьми;
  • усвоению содержания   проблемы   и   противоречия   межличностных   и внутриличностных отношений определенного человека (психо- и социодрама). То есть она может быть средством дезинтеграции, интеграции, а также в качестве дополнения входить в другие методы.

     Цели  групповой дискуссии:

  • экстериоризировать   содержание   проблемы   и   противоречия   личностных отношений определенной персоны;
  • осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации;
  • подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.

     То  есть она также может быть средством  дезинтеграции, интеграции и входить  в качестве дополнения в другие методы.

     Психологические приемы инновационных игр положительно влияют на участников коррекционных групп. Этот вид психокоррекционной работы с людьми должен учитывать возраст, пол, профессию и другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, обучение педагогов элементам и приемам актерского мастерства ускоряет их личностный рост, позволяет им осознать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоваться ими в общении с учащимися, гармонизирует их взаимоотношения с окружающими людьми в целом.

     Специально  для педагогов разработана комплексная программа, предполагающая освоение важнейших особенностей индивидуального экспрессивного репертуара, а также самосовершенствование экспрессии и форм невербального общения.

     В программу включены приемы и упражнения, активизирующие направленное осознание различных форм невербальной активности, развивающие «чувства тела», специальные техники самомассажа для снятия напряжения в области «личностных зажимов», а также упражнения для совершенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.

     В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель которых – обучение психологически грамотному общению  родителей, руководителей различных  рангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности в общении.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов